Практикоориентированный подход оптимально сочетается с активными и интерактивными методами обучения, которые чаще всего характеризуются сочетанием нестандартных форм, средств и методов, направленных на организацию образовательного пространства. При этом при интеграции с активными методами, средствами обучения развивает у обучающихся навыки самостоятельной интеллектуально-практической деятельности в процессе овладения новым учебным материалом, ориентирован на более широкое взаимодействие субъектов образовательного процесса друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.
Тип занятия: урок изучения нового материала
Цели занятия:
- Образовательная – дать характеристику системы органов кровообращения, выделить роль, значение органов и их взаимосвязи с другими системами органов, сформировать представление об отличительных особенностях строения сердца разных видов животных, изучить строение органов кровообращения на примере сердца, ознакомить с методикой исследования органов (сердце) животных.
- Развивающая – развивать навыки отбора необходимой информации и выделять ее при выполнении заданий, развивать профессиональное мышление и понятийное поле.
- Воспитательная – формирование культуру организации рабочего места при проведении исследований (препарировании) органов.
Оснащение рабочего места: муляжи; анатомические препараты «Сердце» и «Легкие» животных (птицы, собака); инструменты (кюветки; пинцеты; скальпели; ножницы), технические средства: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал: рабочий лист по теме «Кровообращение», инструкция по ТБ, методика проведения вскрытия анатомического препарата
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих (установление психологического настроя у студентов на работу)
2. Мотивация и актуализация знаний
Педагог вовлекает студентов в образовательный процесс через анализ имеющихся представлений и знаний студентов, обучающиеся анализируют текст, вспоминают ранние полученные знания и проговаривает их, определяют взаимосвязь с ранние изученными темами через выполнение заданий 1,2,3 из раздела «Вспомни».
ВСПОМНИ!
Задание 1. Внимательно, прочитайте текст
«Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время…»
и проанализируйте знание человека в 15-17 веках о строении организма.
Задание 2. Вспомните и запишите, что вы изучали в школьном курсе биологии про сердце и кровообращение (не более 3-5 характеристик, понятий)
Задание 3. Вспомните, про эволюционные изменения, происходящие в животном мире, запишите их в таблице
Класс животных |
Среда обитания |
Тип дыхания |
Строение сердца, Круги кровообращения | Примечание |
Рыбы | водная | |||
Амфибии | ||||
Рептилии | Легочный, поверхностью тела | |||
Птицы | ||||
Млекопитающие | Четырехкамерное, два круга кровообращения |
Демонстрирует препарат легких и сердца животного, корректирует знания студентов. Организует обсуждение фрагмента фильма и формирует профессиональный интерес Обучающиеся анализируют представленный препарат и фрагмент видеофильма. Выполняют задание 4,5 из раздела «Подумай»
ПОДУМАЙ!
Задание 4. Как вы думаете, с какими системами органов, непосредственно взаимодействует система кровообращения?
Задание 5. Внимательно посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопрос. Для чего необходимо знать строение сердца, характеристики (параметры) сердца и в каком виде профессиональной деятельности они используются.
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Внимательно читайте текст (с левой стороны) рабочего листа и выполняйте задания предложенные (с правой стороны листа), ответ размещайте в месте для выполнения задания (Приложение 1)
Вопрос 1. Характеристика и значение системы кровообращения и связь ее с другими системами.
Комментирует порядок и логику выполнения
задания
Анализ заполненной схемы, ее сравнение с
эталоном, корректирует и поясняет полученные
результаты Работают с текстом. Выполняют задание
1 Анализируют заполненную таблицу, оценивают
собственные результаты работы
Задание 1. Изучите вопрос и заполните структурную схему «Функции системы органов кровообращения»
Вопрос 2. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение.
Педагог комментирует порядок и логику выполнения задания, напоминает ТБ и методику проведения вскрытия препарата, организует обсуждения видеофрагмента, наблюдает и корректирует работы студентов Работают с текстом, проводят исследование препарата, анализируют видеофрагмент Выполняют задания 2,3,4, используя методику исследования органа, анализируют полученные результаты
Задание 2. Обозначьте, на рисунке основные элементы или части сердца, которые описаны в тексте
Задание 3. Изучите внешнее строение представленного анатомического препарата, определите к какому классу животных, относится данный орган.
Задание 4. Вскройте препарат, изучите его топографические единицы и соотнесите их расположение на рисунке и препарате.
Вопрос 3. Нервно-мышечная система сердца.
Демонстрирует видеофрагмент с последующим
обсуждением, анализирует степень выполнение
заданий, организует просмотр и анализ
видеофрагмента, (выявление причин нарушения
работы сердца)
Выполняют задание 5,6,7
Задание 5. В ходе просмотра «Путь к сердцу» фильма запишите что такое
Аритмия – это
Брадикардии – это
Тахикардии – это
Задание 6. Укажите причины нарушения сердечного ритма, на примере человека
Задание 7. Подпишите на рисунке нервные узлы сердца.
Вопрос 4. Круги кровообращения у взрослых животных.
Организует показ видеофрагмента «Кровообращение» с последующим анализом. Педагог наблюдает и координирует деятельность студентов при выполнении задания в рабочем листе и у доски. Студенты смотрят видеофрагмент, выполняют задание 8, анализируют и комментируют свои выводы
Задание 8. Просмотрите фрагмента фильма «Кровообращение», обозначьте круги кровообращения, опишите путь превращения артериальной крови в венозную кровь.
Общая характеристика строения сосудов
Наблюдение, консультация, выявление
проблемных мест в освоении текста.
Демонстрируют схему строения системы
кровообращения.
Анализирует степень выполнения заданий.
Студенты работают самостоятельно с текстом и
выполняют задание 9,10 Анализируют представленную
схему.
Задание 9. Подпишите наименование стенок кровеносного сосуда, на примере артерии.
Задание 10. Обозначьте на рисунке виды сосудов, проанализируйте их отличие в строении, функции.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ
Анализ работы результатов работы, озвучивает уровень достижения поставленной цели Самоанализ выполненной работы, определяют место полученных знаний в профессиональной деятельности. Отвечают на вопросы в разделе «Рефлексия»
РЕФЛЕКСИЯ. Определите по предложенной шкале следующие показатели:
А) Мне было интересно на занятии:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б) Я усвоил материал по данной теме:
В) Учебный материал был понятен и доступен для понимания:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сообщает вид учебной
деятельности на дом, формулирует цель и мотив для
его выполнения
Используя специализированные издания в области
ветеринарии (журнал Ветеринария), выпишите
заболевания, связанные с органами кроветворения
и иммунной системой, сделайте краткую аннотацию
с указанием источника информации.