Практико-ориентированный подход: методы, формы и средства эффективного обучения

Разделы: Биология


Практикоориентированный подход оптимально сочетается с активными и интерактивными методами обучения, которые чаще всего характеризуются сочетанием нестандартных форм, средств и методов, направленных на организацию образовательного пространства. При этом при интеграции с активными методами, средствами обучения развивает у обучающихся навыки самостоятельной интеллектуально-практической деятельности в процессе овладения новым учебным материалом, ориентирован на более широкое взаимодействие субъектов образовательного процесса друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Тип занятия: урок изучения нового материала

Цели занятия:

  • Образовательная – дать характеристику системы органов кровообращения, выделить роль, значение органов и их взаимосвязи с другими системами органов, сформировать представление об отличительных особенностях строения сердца разных видов животных, изучить строение органов кровообращения на примере сердца, ознакомить с методикой исследования органов (сердце) животных.
  • Развивающая – развивать навыки отбора необходимой информации и выделять ее при выполнении заданий,  развивать профессиональное мышление и понятийное поле.
  • Воспитательная – формирование культуру организации рабочего места при проведении исследований (препарировании) органов.

Оснащение рабочего места: муляжи; анатомические препараты «Сердце» и «Легкие» животных (птицы, собака); инструменты (кюветки; пинцеты; скальпели; ножницы), технические средства: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал: рабочий лист по теме «Кровообращение», инструкция по ТБ, методика проведения вскрытия анатомического препарата

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих (установление психологического настроя у студентов на работу)

2. Мотивация и актуализация знаний

Педагог вовлекает студентов в образовательный процесс через анализ имеющихся представлений и знаний студентов, обучающиеся анализируют текст, вспоминают ранние полученные знания и проговаривает их, определяют взаимосвязь с ранние изученными темами через выполнение заданий 1,2,3 из раздела «Вспомни».

ВСПОМНИ!

Задание 1. Внимательно, прочитайте текст

«Испанский врач Мигель Сервет в своем сочинении уделил несколько страниц кровообращению: описал открытый им малый круг кровообращения. В том же 1553 году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой и лишь три ее экземпляра не попали в протестантский костер. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время…»

и проанализируйте знание человека в 15-17 веках о строении организма.

Задание 2. Вспомните и запишите, что вы изучали в школьном курсе биологии про сердце и кровообращение (не более 3-5 характеристик, понятий)

Задание 3. Вспомните, про эволюционные изменения, происходящие в животном мире, запишите их в таблице

Класс животных

Среда обитания

 Тип дыхания

Строение сердца, Круги кровообращения Примечание
Рыбы водная      
Амфибии        
Рептилии   Легочный, поверхностью тела    
Птицы        
Млекопитающие     Четырехкамерное, два круга кровообращения  

Демонстрирует препарат легких и сердца животного, корректирует знания студентов. Организует обсуждение фрагмента фильма и формирует профессиональный интерес Обучающиеся анализируют представленный препарат и фрагмент видеофильма. Выполняют задание 4,5 из раздела «Подумай»

ПОДУМАЙ!

Задание 4. Как вы думаете, с какими системами органов, непосредственно взаимодействует система кровообращения?

Задание 5. Внимательно посмотрите фрагмент фильма и ответьте на вопрос. Для чего необходимо знать строение сердца, характеристики (параметры) сердца и в каком виде профессиональной деятельности они используются.

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Внимательно читайте текст (с левой стороны) рабочего листа и выполняйте задания предложенные (с правой стороны листа), ответ размещайте в месте для выполнения задания (Приложение 1)

Вопрос 1. Характеристика и значение системы кровообращения и связь ее с другими системами.

Комментирует порядок и логику выполнения задания
Анализ заполненной схемы, ее сравнение с эталоном, корректирует и поясняет полученные результаты Работают с текстом. Выполняют задание 1 Анализируют заполненную таблицу, оценивают собственные результаты работы

Задание 1. Изучите вопрос и заполните структурную схему «Функции системы органов кровообращения»

Вопрос 2. Сердце, его строение, положение, иннервация и кровоснабжение.

Педагог комментирует порядок и логику выполнения задания, напоминает ТБ и методику проведения вскрытия препарата, организует обсуждения видеофрагмента, наблюдает и корректирует работы студентов Работают с текстом, проводят исследование препарата, анализируют видеофрагмент Выполняют задания 2,3,4, используя методику исследования органа, анализируют полученные результаты

Задание 2. Обозначьте, на рисунке основные элементы или части сердца, которые описаны в тексте

Задание 3. Изучите внешнее строение представленного анатомического препарата, определите к какому классу животных, относится данный орган.

Задание 4. Вскройте препарат, изучите его топографические единицы и соотнесите их расположение на рисунке и препарате.

Вопрос 3. Нервно-мышечная система сердца.

Демонстрирует видеофрагмент с последующим обсуждением, анализирует степень выполнение заданий, организует просмотр и анализ видеофрагмента, (выявление причин нарушения работы сердца)
Выполняют задание 5,6,7

Задание 5. В ходе просмотра «Путь к сердцу» фильма запишите что такое 

Аритмия – это
Брадикардии – это
Тахикардии – это

Задание 6. Укажите причины нарушения сердечного ритма, на примере человека

Задание 7.  Подпишите на рисунке нервные узлы сердца.

Вопрос 4. Круги кровообращения у взрослых животных.

Организует показ видеофрагмента «Кровообращение» с последующим анализом. Педагог наблюдает и координирует деятельность студентов при выполнении задания в рабочем листе и у доски. Студенты смотрят видеофрагмент, выполняют задание 8, анализируют и комментируют свои выводы

Задание 8. Просмотрите фрагмента фильма «Кровообращение», обозначьте круги кровообращения, опишите путь превращения артериальной крови в венозную кровь.

Общая характеристика строения сосудов

Наблюдение, консультация, выявление проблемных мест в освоении текста.  Демонстрируют схему строения системы кровообращения.
Анализирует степень выполнения заданий. Студенты работают самостоятельно с текстом и выполняют задание 9,10 Анализируют представленную схему.

Задание 9. Подпишите наименование стенок кровеносного сосуда, на примере артерии.

Задание 10. Обозначьте на рисунке виды сосудов, проанализируйте их отличие в строении, функции.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Анализ работы результатов работы, озвучивает уровень достижения поставленной цели Самоанализ выполненной работы, определяют место полученных знаний в профессиональной деятельности. Отвечают на вопросы в разделе «Рефлексия»

РЕФЛЕКСИЯ. Определите по предложенной шкале следующие показатели:

А) Мне было интересно на занятии:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Б) Я усвоил материал по данной теме:

В) Учебный материал был понятен и доступен для понимания:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Сообщает вид учебной деятельности на дом, формулирует цель и мотив для его выполнения
Используя специализированные издания в области ветеринарии (журнал Ветеринария), выпишите заболевания, связанные с органами кроветворения и иммунной системой, сделайте краткую аннотацию с указанием источника информации.

Приложение 2

Приложение 3