Театральная студия как эффективное средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Формирование коммуникативных УУД младших школьников является актуально проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для обществ в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.

К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого, поэтому возникает противоречие между имеющимся недостаточным уровнем развития речи и желанием успешного обучения. При поступлении в школу первоклассник имеет определённый уровень развития общения. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты, потребность в общении со взрослыми и сверстниками; владение вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству; умение слушать собеседника.

Процесс формирования коммуникативной компетентности диктует необходимость создания в процессе образования условий для осуществления успешной осмысленной деятельности, в которой учащийся приобретал бы опыт реализации коммуникативных умений, рефлексии и корректировки своего поведения. Коммуникативные умения помогают развить коммуникативную способность и достичь коммуникативной компетентности. Исходя из этого, мы видим, что именно в начальных классах закладываются основы коммуникативной компетенции. А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Однако формированию коммуникативных универсальных учебных действий урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

В наше время крупных социальных перемен, чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной не занятости молодежи. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути креминализации молодежной среды является активная духовная работа, отвечающая интересам этого возраста. И здесь, школьный театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становиться тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс. Особенно важное влияние такой учебный театр-клуб оказывает на детей с дефицитом родительского внимания и любви, предлагая им неформальное, откровенное и серьезное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально-здоровую культурную среду.

Любительский школьный театр является одной из форм дополнительного образования. Руководителями школьных театров создаются авторские программы и ставятся задачи обслуживания юного зрителя. И первое, и второе представляет собой существенную научно-методическую проблему. В связи с этим возникает насущная потребность опредметить накопленные теоретические и эмпирические знания по детской театральной педагогике с целью использования в раках внеурочной деятельности современного ФГОС.

В рамках кружка театральная студия «Маска» среди 1 классов проводился ряд заданий направленных на исследование уровня коммуникативных компетенций деток пришедших в школу. Содержание работы предусматривало различные формы и методики проведения занятий :изучение основ сценического мастерства, игра, беседа, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг, экскурсия, инсценирование прочитанного произведения, постановка спектакля, мастерская костюма, декораций, выступление

Участниками (объектами) исследования стали ученики 1 «В» класса дети с изначально различным уровнем коммуникативных УУД. Для первичной диагностики в сентябре были использованы методики: «Лево- право» (Ж.Пиаже)«Дорога к дому» (Модифицировнный вариант методики «Архитектор – строитель»), «Кто прав»(Г. А. Цукерман и др.). Из 25 учеников у 3 был выявлен высокий уровень коммуникации, у 15 средний , и у 7низкий, требующий коррекции (при этом один ребенок вообще не говорил). На первых занятиях использовались такие игры как: Игры:«Имена», «Краски»,«Эхо», «Цвета»,«Глухие и немые»(Тема: «Занятия по постановке дыхания и на развитие артикуляции»); Игры:«Я придумаю свой мир»,«Чепуха или нелепица»,«Самое необычное событие»( Тема: «Работа над развитием воображения и зрительного ряда»);

«Сценарист и режиссер. Игра «Я придумаю своё…», «Актер и гример. Игра «Лучший образ в отражении», «Художник и техник. Игра «Объемные картины», (Тема: «Уж эти профессии театра»). Т.е. детям предлагалось только играть после занятий на заданные темы и иногда последующее обсуждение происходило достаточно бурно, с доказательствами и аргументами потом переходящие в рекомендации к выполнению различной деятельности.

Уже при подготовке к Первому сентября большинство детей, сославшись на зажатость и стеснительность отказались от чтения стихов(из 25 согласились участвовать 6). Важно при этом то, что спустя месяц при подготовке к празднику «Посвящение в первоклассники» все они просили стихи и не боясь сцены выступили перед родителями и гостями. Это послужило первым доказательством влияния учебной, но и в большей степени внеучебной деятельности по преодолению коммуникативных барьеров в общении первоклассников. Занятия проводятся в классе и актовом зале школы. Больше всего детей увлекает то, что можно отвлечься от учебы, разрешено расставлять парты сидеть как хочется и главное, они свободно могут фантазировать и сочинять. Преимущество внеурочной деятельности в целом и театральной студии в частности заключается в том, что детям нужно только дать толчок для мыслей, и они не могут ошибиться, т.к. на занятиях сами создают комфортный для себя мир, раскрывают свои способности. С самых первых занятий дети начали придумывать достаточно неожиданные сюжеты для своих маленьких рассказов, которые потом инсценировали; образы животных сначала простые из одного актера, а потом и усложненные доходящие количеством до 4 человек (вот такого слона они придумали дома). Когда же мы готовились к выступлениям на публике хватило двух праздников («Посвящение в первоклассники» и концерт к дню матери «Мамочка») чтоб снять все психологические барьеры перевоплощения(когда актив мальчиков оделись в девочек и зажигательно исполнили для мам частушки, этого было достаточно чтобы при подготовке к первой тематической постановке уже почти все хотели получить роль с перевоплощением с выдумкой). Конечно свою роль сыграл поход в Армавирский драматический театр на спектакли «Красная шапочка» (6 ноября)и «Финист ясный сокол»(3 января), дети не только усвоили правила поведения и специфику театра, но и прочувствовали атмосферу созданного волшебства, мира в котором все подвластно и возможно для человека. Проведенные после этого дискуссии показали достаточно большое количество слов пассивного словаря, которые дети смогли использовать. Также о повышении уровня коммуникации можно говорить когда в процессе подготовки к спектаклю о правилах дорожного движения при обсуждении деталей происходил обмен мнений которые аргументировались, опровергались и в конце концов либо были приняты (большинство)либо отвергнуты. Проведенные повторно в феврале методики показали, что при исходных 25 учениках у 5 был выявлен высокий уровень коммуникации, у 17 средний , и у 3низкий, требующий коррекции .При этом не говорящий ребенок начал во внеурочных занятиях выполнил 1 этюд, в котором его напарник был доминирующим, а он сказал несколько слов, что уже является победой учитывая уровень его здоровья, а больше даже внушения самому себе своей речевой пассивности. Таким образом подводя промежуточные итоги исследования хочется отметить, что проведенные игры и занятия способствуют развитию коммуникативных универсальных действий первоклассников.