Основы светской этики. Тема: "Добро и зло". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


“Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром”.
Священное Писание

Цель: формирование нравственных ценностей добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.

Задачи:

  • пробудить стремление совершать добрые дела;
  • развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи;
  • формировать правильную самооценку;
  • воспитывать внимательность, уважение к людям.

Основные понятия: добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.

Ресурсы для проведения урока:

  • Средства наглядности:
  • Презентация (со слайдами).
  • Стихотворение Юрия Шмидта "Добро и Зло"
  • В.А. Сухомлинский “Обыкновенные люди”.
  • Карточки с пословицами, с изображениями сказочных героев.
  • Ватман, картинки с изображениями “добра” и “зла”, фигурки для коллективной работы.
  • Музыкальный ряд: “Дорогою добра”

Ход урока

1. Оргмомент

Добрый день, ребята. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите на своего товарища, протяните ему свои ладони, возьмитесь за руки и постарайтесь передать тепло своей души. Ведь улыбка, сопереживание, готовность помочь в беде – это так необходимо в нашей жизни.

Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок.

2. Объявление темы урока

- Послушайте внимательно стихотворение Юрия Шмидта

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Добро и Зло – их некем заменить.

- Ребята, а как бы вы озаглавили это стихотворение? (Добро и зло)

- Назовите тему нашего урока

3. Сообщение темы урока, постановка проблемы

- Сегодня на уроке наш разговор пойдет о добре и зле. (Слайд 2)

В течение всего урока за правильные ответы вам будут даваться фигурки из бумаги (дерево, домик, цветок , фигурки людей, солнышко и др.)

(Слайд 3, 4, 5)

Древнегреческий философ Платон утверждал: “Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.

Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем пользу, не может быть добрым”.

А святой апостол Павел, проповедуя учение Христа, так наставлял римлян: “Любовь да будет непритворною, отворачивайтесь от зла, притягивайтесь к добру”.

4. Работа по новой теме

- Большинство живущих на земле людей не задается мыслью, что есть “добро”.

В чем оно “добро”? Кому добро? От кого добро?

- Как бы вы смогли ответить на эти вопросы? (ответы детей)

- Какого же человека можно назвать добрым?

Работа со словарём С.И. Ожегова (Слайд 6, 7)

Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д - обозначала “добро”. Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова, чтобы постигнуть значение слова “добро”.

“Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

Вывод о понятии “добро” (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)

- А что есть зло? (ответы детей)

Зло - это нечто противоположное добру, дурное, плохое, например: беда, зависть... (дети продолжают по цепочке)

Работа со словарём С.И. Ожегова

“Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.

Вывод о понятии “зло” (ответы детей: сравнивают свои ответы с толкованием из словаря)

5. Физминутка

6. Сценка (Слайд 8)

В.А.Сухомлинский “Обыкновенный человек”

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? – спросил внук деда?

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил внук деда.

- И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? - спросил внук деда.

- Обыкновенный человек, - ответил дед.

Вопросы:

1. Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?

2.Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?

3. Какое отношение вызывают у вас злые люди? Добрые люди?

7. Работа в группах – Мозговой штурм (Слайд 9)

  • 1-я гр. – понятие добра;
  • 2-я гр. – понятие зла.

Каждая группа готовит сообщение по памяткам:

1-я группа.

- Для чего люди должны знать, что такое “добро”?

- Что такое добро?

- Как должен совершать человек добрые поступки?

2-я группа.

- Нужно ли знать человеку, что такое “зло”?

- Что такое зло?

- Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?

Выступление учащихся.

8. Игра-тренинг “Волшебный цветок добра” (тетрадь с.88)

9. Работа с пословицами

1) С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.

Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они - великие помощницы
И в жизни - верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.

- Какие пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете?

2) Игра “Составь пословицу”

(каждый учащийся на карточке стрелками соединяет начало пословицы с её концом)

Кто любит добрые дела, будешь и сам без беды.
Делай другим добро – тому и жизнь мила.
Доброе слово человеку, на добрые дела.
Жизнь дана а злое калечит.
Доброе слово лечит, что дождь в засуху
Добро помни, а пожнёшь.
Что посеешь, то и зло забывай.
За добро добра не делает никому.
Худо тому, кто добром платим.

Проверка (Слайд 10)

- Какая пословица понравилась больше других?

- Как вы понимаете её смысл?

10. Работа в группах - дидактическая игра “Я смогу ...” (Слайд 11)

Задание: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1. Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка ...

2. У твоего друга (подруги) тяжело заболел близкий человек .

3. Вы нашли у своего дома маленького котенка ...

4. Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка...

Выступление учащихся

11. Синквейн

По результатам выполненных заданий можно сказать, что вы ребята уже хорошо отличаете добро и зло. А теперь следующее задание, составьте “синквейн” со словами “добро” и “зло”.

добро зло
бескорыстное, искреннее жестокое, бессердечное
присутствует, наделяет, впечатляет ранит, убивает, уничтожает
проявление чувств, полезных другим разрушение души человека
любовь беда

Проверка работ

12. Коллективная творческая работа

Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

Посмотрите , какие фигурки вы получили ,работая на уроке? (Дома, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.)

А сейчас на листе ватмана составим картину. Необходимо правильно расположить и наклеить фигурки.

- Как назовём нашу картину? (“Город добра”)

- Хотелось бы вам стать жителями такого города?

- Почему?

13. Итог

1) вопросы

- Какова была тема нашего урока?

– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?

– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?

2) Рефлексия деятельности на уроке

С помощью смайлика оцените своё настроение на уроке:

а) отлично б) хорошо в) скучно

14. Домашнее задание (Слайд 12)

  • 1 группа – сочинить сказку о добре и зле;
  • 2 группа – найти и подготовить пересказ 1 сказки о добре и зле;
  • 3 группа – нарисовать рисунок по теме

(Слайд 13) заключительное высказывание.