Цели: закрепить знания о традициях празднования Международного Дня Музыки, сформировать представление об истории возникновения и развития музыки.
Задачи:
- Образовательная: расширить эстетический кругозор школьников, сформировать элементарные представления о музыке в разные эпохи.
- Развивающая: развивать и корригировать внимание, память, мышление, музыкальные способности.
- Воспитательная: воспитывать музыкальную культуру учащихся, потребности в коллективном творчестве, умение понимать и ценить произведения искусства.
Оборудование: презентация в программе Microsoft PowerPoint, эмблемы команд, 2 скрипичных ключа, 2 шапки скоморохов, листы бумаги, ручки, духовая гармоника, музыкальные ребусы на презентации, два листа с названиями песен, разрезанные слова песни, грамоты и подарки победителям, плакаты на стенах: «Музыка сопровождает человека в течении всей его жизни… Без музыки сложно представить себе жизнь человека…» Д. Д. Шостакович; «Музыка – источник радости мудрых людей» (Сюнь-Цзы); «Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку» (В. Гете), рисунки детей на тему: «Музыка в моей жизни».
Ход занятия
Вводная часть.
Слайд 1. Звучит мелодия Вивальди «Весна». Мелодекламация.
О, Музыка, блистательный каскад!
Стихи твои небесные звучат.
Ни капли нет в тебе обмана,
Ты – в пенье скрипки, арфы и органа.
Твой голос – в танце, в хороводе,
А сердце и душа – в природе.
О, Музыка, ты там и тут.
Салют тебе, о, Музыка, салют!
-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы пришли в гости, на праздник. А какой самый любимый праздник? Ну конечно, день рождение. Сегодня, 1 октября – день рождение Музыки. Этот день называют также Международный день музыки (International Music Day) и учрежден он 1 октября 1975 года по решению Всемирной организации ЮНЕСКО.
На любом празднике принято веселиться, петь, танцевать, устраивать разные конкурсы. И мы с вами проведем «Музыкальный турнир» между ребятами – любителями и знатоками Музыки.
- Сегодня будут соревноваться две команды: команда «Бременские музыканты» (слайд 2, музыка для выхода – песня «Бременские музыканты») и команда «Звезды континентов» (слайд 3, музыка для выхода – песня «Звезды континентов»).
Представляю многоуважаемое компетентное жюри:
- Председатель жюри____________
- Члены жюри___________
Основная часть.
- Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое для того, чтобы увидеть, услышать и до конца понять, как родилась и развивалась музыка. Я буду задавать командам вопросы, а вы - отвечать. На обдумывание дается 10 секунд (слайд 4). Посмотрите, это лента времени. В этом месте ленты находится наше время. Перенесемся на 60 тысяч лет назад. Именно тогда зародилась музыка. Она называется доисторическая, а первый исполнитель ее – первобытный человек (слайд 5) Первый вопрос для команды «Бременские музыканты»:
1. Назовите первый музыкальный инструмент, который использовал человек:
- барабан;
- человеческий голос;
- гитара.
Ответы команд.
- Второй вопрос для команды «Звезды континентов». Вопрос относится ко времени 4 тысячи лет назад (слайд 6). Перенесемся с вами в Древнюю Грецию. В это время люди научились изготавливать и играть на таких инструментах, как лира, кифара, авлос. Лира и кифара – представители струнных щипковых музыкальных инструментов, а авлос – духовых. Назовите по три музыкальных инструмента, относящихся к струнным и духовым группам (струнные - гусли, гитара, балалайка), (духовые – флейта, труба, свирель)
- Третий вопрос для обеих команд. Вопрос относится ко времени две тысячи лет назад. Это время, когда впервые появилась такая запись нот, какую мы знаем сегодня (слайд 7). На листах бумаги напишите как можно больше слов, в названии которых встречаются названия нот. Выигрывает та команда, которая придумала и написала больше слов.
- с нотой «ДО»: дом, дорога, добрый;
- с нотой «РЕ»: река, ребус, перемена;
- с нотой «МИ»: мимоза, миска, мир;
- с нотой «ФА»: фантик, фуфайка, фабрика;
- с нотой «СОЛЬ»: сольфеджио, фасоль;
- с нотой «ЛЯ»: лягушка, лямка, поляна;
- с нотой «СИ»: синица, сирень, персик.
Звучит фоновая музыка. Команды пишут слова на листах и по истечении 3 минут сдают их жюри.
- А теперь - музыкальная пауза (слайд 8).
Песня «Веселый музыкант», исполняет Одинцов Саша.
- Я думаю, что вы все хорошо выучили ноты и как они пишутся. Четвертое задание – отгадайте ребусы, прочитайте то, что написано на слайдах (слайды 9-16).
- Пятая остановка относится ко времени примерно 1 тысяча лет назад (слайд 17). Именно тогда появились на Руси скоморохи – это певцы, актеры, музыканты, которые ходили по деревням и селам и веселили народ своими плясками, песнями. Особенно любили скоморохи петь частушки – небылицы. Представители от каждой команды должны по очереди, весело спеть частушки
1 реб .Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, —
Говорят собаки.
2 реб. Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
3 реб. Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.
4 реб. На базаре чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
5 реб. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
6 реб. Сидит ежик на березе —
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
- Шестая остановка - время около 300 лет назад (слайд 18). Именно в 19 веке в России и за рубежом жили великие композиторы и сочиняли свои прекрасные произведения. Командам было дано домашнее задание – подготовить сообщение об одном зарубежном композиторе. Приглашаю команду «Звезды континентов» на выступление, они расскажут о жизни и творчестве композитора Иоганнеса Брамса. (Рассказ об И. Брамсе, презентация 1)
Теперь команда «Бременские музыканты» расскажет о композиторе Эдварде Григе. (Рассказ о Э. Григе, презентация 2)
- А теперь команды зададут вопросы друг другу о том композиторе, котором они сейчас нам рассказали.
- В какой стране родился и жил композитор Иоганнес Брамс (Эдвард Григ)?
- Кто в детстве обучал Брамса музыке? (отец) Э. Грига – мать.
- Назовите одно произведение, написанное композитором? (Брамс – венгерские танцы, Григ – сюита «Пер Гюнт»)
(слайд 19). Вспомним великих русских композиторов. Петр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, Николай Андреевич Римский - Корсаков. Скажите, какое произведение написал каждый из композиторов. (Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский, опера «Садко» - Н. А. Римский-Корсаков, опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинка).
- Все названные выше композиторы сочиняли музыку для симфонического оркестра, в который входили струнные, ударные, клавишные, духовые музыкальные инструменты (слайд 20). Каждой команде раздам листочки, на которых написано название 4 музыкальных инструментов. Нужно найти одно лишнее слово.
труба, флейта, фортепиано, дудочка
барабан, бубен, гитара, деревянные ложки
скрипка, аккордеон, гитара, гусли
аккордеон, гармонь, флейта, губная гармошка.
- Девятое задание относится к нашему времени, то есть ко времени, в котором мы живем. Поиграем в игру «Угадай мелодию». Угадывать вы будете детскую песню из мультфильмов. Мелодия будет состоять из пяти нот (слайд 21) (Играются песни «Антошка», «Чунга-чанга»)
- Десятое задание – представитель одной команды изображает сюжет песни, а другой – угадывает (слайд 22) («Голубой вагон», «Улыбка»)
-Следующие задание называется «Мозаика». Из отдельных слов нужно собрать слова песни (слайд 23).
- Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворение о музыке. Читают ребята 5 класса (слайд 24).
1 ребенок.
Что только есть прекрасного на свете –
Все музыка нам может передать:
И шум волны, и пенье птиц, и ветер.
Про все она нам может рассказать
2 ребенок.
То звонкою капелью засмеется,
То вьюгой заметет, запорошит,
Дождем весенним радостно прольется,
Листвою золотою закружит.
3 ребенок.
Поют, танцуют, веселятся дети
И просто слушают, закрыв глаза.
Прекрасно, что есть музыка на свете!
Нам без нее прожить никак нельзя!
(М. В. Сидорова)
- А теперь, ребята, поиграйте,
Дружно все за нами повторяйте.
Звучит игра «Музыканты» (слайд 25)
- Однажды музыканты собрались выступать,
Все взяли инструменты и начали играть.
«Я вам сыграю, на дудочке сыграю,
Вы повторяйте, время не теряйте.
Ту-ру-ру-ру, ту-ру-ру-ру, ту-ру-ру-ру-ру».
- Однажды музыканты собрались выступать,
Все взяли инструменты и начали играть.
«Я вам сыграю, на скрипочке сыграю,
Вы повторяйте, время не теряйте».
Зим-зим-зим-зим, зе-рим-зим-зим,
Зе-рим-зим-зим-зим-зе-рим.
- Однажды музыканты собрались выступать,
Все взяли инструменты и начали играть.
«Я вам сыграю, в барабан сыграю,
Вы повторяйте, время не теряйте.
Бум-бум-бум-бум, бу-рум, бум, бум».
Заключительная часть.
- Теперь слово предоставляется жюри.
Звучит музыка (слайд 26), награждение победителей и участников грамотами и вкусными подарками (слайд 27).