Авторская программа "Семьеведение". 9–11-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 9, 10, 11


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (518 кБ)

Загрузить презентацию (233 кБ)

Загрузить презентацию (407 кБ)

Загрузить презентацию (485 кБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Пояснительная записка

Предметом данной дисциплины является семья как социальная общность, которая является одновременно институтом социализации ребёнка и взрослого, а также и демографического воспроизводства населения, основной социальной структурой общества.

Курс «Семьеведение» представляет собой одну из специальных дисциплин, которая призвана дать обучающимся более детальное представление о семье как социальном институте и малой социальной группе. Подобная конкретизация необходима в связи с тем обстоятельством, что семья является одним из основных объектов социальной политики. Государство как основной гарант функционирования семьи как социального института осуществляет её социальную защиту и социальную поддержку, а разного рода социальные службы оказывают социальную помощь тем семьям, которые в этом нуждаются. Тем выше роль семьеведения в ознакомлении учащейся молодёжи с такими вопросами, как понятия брака и семьи, основные виды браков и типы семьи, социально-экономические, правовые, психолого-педагогические, этноконфессиональные и духовно-нравственные основы её функционирования.
Данная программа является логическим продолжением курса «Этика и психология семейной жизни».

В начале нынешнего века осуществленная модернизация стандартов обучения в средней и высшей школе привела к тому , что нарастание объема получаемой школьниками интеллектуальной и развивающей информации привело к вытеснению нравственного, этического компонента образования, и более всего – в сферах гендерных и брачно семейных отношений.
Материалы данного пособия помимо их прямого внедрения в учебно-воспитательный процесс могут быть использованы преподавателями средней общеобразовательной школы.
Вид объединения – постоянного состава, объединение работает по программе, рассчитанной на один год. Количество обучающихся в группе – 15 человек. Возраст обучающихся 16-18 лет. Занятия в объединении проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия проводятся на базе школы.

Цель данного курса сформировать у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы – слушателей дисциплины систему социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе в условиях его трансформации и глобализации.

В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:

– получение знаний о современном состоянии брачно-семейной сферы и гендерных отношениях в российском обществе;
– объяснение процессов социальных изменений в системе брачных и супружеских отношений в начале ХХI века;
– анализ типов, форм, моделей супружества с учетом перехода российского общества от традиционной коллективистической к современной индивидуалистической модели социальных отношений.

Ожидаемые результаты

Обучающийся должен знать:

– основные понятия? изучаемые семьеведением;
– правовые основы функционирования институтов брака и семьи;
– экономические особенности ведения современного домохозяйства;
– гендерные аспекты современных ролей и статусов;
– особенности положения первого ребенка и последующих детей в семье;
– причины и последствия падения рождаемости для государства и сем ьи;
– цену родительства и детства;
– проблемы родительства в современном обществе;
– альтернативные формы брака и семьи;
– этно-конфессиональные особенности брачно-семейных отношений.

Обучающийся должен уметь:

– использовать полученные знания при сдаче единого государственного экзамена и собеседовании при поступлении в вуз;
– применять полученную информацию при самостоятельном анализе ситуации в брачно-семейной и гендерной сферах в современном российском обществе;
– осуществлять диагностику семейных проблем в известных ему семьях тс целью выбора наиболее оптимального способа их решения.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Документы и материалы с учетом которых была составлена программа: Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1, типовые правила для работников УДО, план работы отдела, должностная инструкция.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

Тема занятия

Лекции

Практические занятия

Итого

1-2. Брак как основа семьи.
Понятие брака. Исторические корни брака. Функции брака. Виды браков.
Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи
6 4 10

3. Семья в современном обществе: тенденции развития. Понятие семьи. Понятие традиционной современной семьи

28 12 40
4. Семейное право в России: ХХI век 10 8 18
5. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе 4 4 8
6. Проблемы родительства в депопулирующей России 4 4 8
7. Воспитательный потенциал современной семьи 12 6 18
8. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов 6 4 10
9. Брак и семья с позиций иудаизма 4 4 8
10. Православие о браке и семье 4 4 8
11.Традиции брака и семьи в буддизме 4 4 8
12. Мусульманский брак: традиционное и современное. Модели мусульманской семьи 4 4 8
Итого: 86 58 144

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (Приложение 1)

Тема 1-2. Брак как основа семьи. Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи

Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи.
Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура.Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности.
Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей.

Тема 3. Семья в современном обществе: тенденции развития

Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи.
Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная и супружеская (бездетная) семьи.
(Тестирование) Детско-родительские отношения. Семья – роль и значение в формировании личности
Тест опросник родительского отношения (ОРО).
(Тестирование) Социальная установка по отношению к детям

Тема 4. Семейное право в России: ХХI век

Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства.
Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.
Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав.
Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.

Тема 5. Экономические основы функционирования семьи в рыночном обществе

Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций.
Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной.
Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства.
Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.

Тема 6. Проблемы родительства в депопулирующей России

Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях.
Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье.
Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности. Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями.
(Тестирование) Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия
Родительские установки и реакции; нарушение воспитательного процесса в семье.

Тема 7. Воспитательный потенциал современной семьи

Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда.
Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция.
Родительская позиция как осно­ва семейного воспитания. Родительские позициикак установки родителей на воспита­ние ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции.
Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с сексуальной деморализацией; правонарушительские; преступные.
Методы семейного воспитания как выражение личностной сущ­ности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и пре­обладания поощрений морального характера (похвала, доброе за­мечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хо­зяйства.
Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио.
Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспи­тания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невме­шательства, сотрудничество.
(Тестирование) Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений Исследование межличностных отношений. Изучение социальной приспособленности.

Тема 8. Внебрачная семья. Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Модели внебрачных союзов

Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества.
Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.
Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода.
Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения.
Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж внебрачной семьи.
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними.
Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.

Тема 9-10. Брак и семья с позиций иудаизма. Православие о браке и семье

Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в еврейском обществе.
Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация.
Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины.
Брак и семья с позиций христианства: история и современность.
Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы. Иудаизм и брак (ветхозаветная традиция). Римская империя и христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных отношений в рамках внегосударственных традиций.
Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения?
Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.

Тема 11-12. Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе

Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений.
Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.
Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности.
Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.
Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия.
Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети.
Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование.
Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.
Межконфессиональные браки.

Организация самостоятельной работы учащихся

Учащиеся могут освоить дисциплину как в аудиторной, так и во внеаудиторной формах работы. Виды самостоятельной работы школьников таковы.

– Работа с глоссарием. Он разработан по каждой теме курса и завершает учебно-методическое пособие. (Приложение 3)
– Написание рефератов по темам курса. Объём реферата не должен превышать 10 машинописных страниц. Оформление стандартное и включает в себя титульный лист с указанием темы работы, фамилии и инициалов ученика, номера школа и класса; план изложения; основную часть; выводы к сказанному; список литературы примерно с пятью наименованиями работ – научно-популярных, научных, общественно-политических или учебных. Литература, на которую могут опереться учащиеся при самостоятельной работе, представлена по всем темам. Возможно использование информации, полученной в школьной библиотеке, а также и в интернете (с указанием даты обращения и режима доступа) с соответствующими ссылками на источники в подстрочниках и в списке литературы, данном в завершение работы.
– Написание творческого эссе по наиболее привлекательным для обучающегося темам. Эссе представляет собой свободное (авторское) изложение позиции ученика по обсуждаемому вопросу с опорой на полученные в аудитории знания и собственные примеры, иллюстрирующие выдвигаемые тезисы. Объём эссе – в пределах 3-5 страниц рукописного текста. Список литературы в эссе не предусмотрен.
– Выполнение практического задания. Его вариантов представлено немало – от ответов на вопросы сугубо личного свойства до заполнения таблиц и составления разного рода документов специального характера. Назначение практических работ, как и подготовленных рефератов и эссе, – приобретение опыта исследования изучаемых научных феноменов, их прикладное применение с целью дальнейшего обсуждения на практических занятиях в аудитории.

Методическое обеспечение программы

Работа над методической темой «Семьеведение»

Пополнение личной библиотеки новинками научно-методической литературы. Разработка беседы с родителями о готовности юношей и девушек к длительному сохранению брачных отношений, а также к деторождению не на эмоциональном, сугубо индивидуальном уровне, а на уровне осознания легитимного брака для рождения и воспитания ребенка, собственной родительской миссии для родственного окружения, своего народа, человечества в целом. Разработка тестовых заданий по каждой теме курса.

Образовательно-воспитательная работа

Мероприятие , форма проведения

Сроки

1

Беседа посвященная Дню пожилых людей

сентябрь

2

Беседа о наркомании

октябрь

3

Беседа по правилам безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта.

октябрь

4

Праздник посвященный Дню матери

ноябрь

5

Праздник «Новый год в нашей семье»

декабрь

6

Праздник «День отцов»

Январь (19 июня)

7

Беседа посвященная Дню защитника Отечества

Февраль

8

Праздник, посвященный 8 марта

Март

9

Праздник «День семьи»

Апрель (8 июля)

10

Встреча с ветераном войны, посвященная Дню Победы

Май

Приложение 2

Приложение 4

Литература для учащихся:

При изучении курса «Семьеведение» учащиеся могут пользоваться настоящим учебно-методическим пособием, а также следующими основными источниками по темам курса:

1. Аз-Зухейли В. Мусульманская семья в современном мире.– М.: Аль-Китаб, 2009. 504 с.
2. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. – М.: Норма: Инфра – М, 2010.
3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. – М, 2000. 414 с.
4. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). – М.: Знание, 1990. 64 с.
5. Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т.З / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. – М.: ТК Велби, 2009.
6. Карцева Л.В. Российская семья на рубеже двух эпох: Научная монография. – Казань: Изд-во Мин-ва образования Республики Татарстан, 2001.292 с.
7. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
8. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала-Новосибирск, 2000.

Литература для педагога:

1. Антонов А.И., Борисов В.А. Лекции по демографии. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. 592 с.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 1996. 304 с.
3. Балтанова Г.Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа. Казань, 2000. С. 177-201.
4. Карцева Л.В. Семьеведение: Учеб.- метод, пособие. – Казань: КГМУ, 1997.51 с.
5. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй: Учеб. пособие. – 2-е изд-е. – М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2009. 224 с.
6. Карцева Л.В., Васильев Е.П. Молодая семья в крупном промышленном городе. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. 152 с.
7. Комментарий к Семейному ' кодексу Российской Федерации (Постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. – М.: Проспект, 2010.
8. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. –М.: Юрайт-Издат, 2009.
9. Беккер Г. Выбор партнёра на брачных рынках // ТНЕ815.1994. № 6.
10. Босанац М. Внебрачная семья. – М.: Прогресс, 1981. 207 с.
11. Гараджа В.И. Социология религии. — М.: Аспект-пресс, 2008.
12. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России/ СИ. Голод. – СПб: Изд-во "Алетейя", 1996.
13. Зритнева Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М: Гуманитар.- изд. центр ВЛАДОС, 2006. 246 с.
14. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 152 с.