Тема урока: "Жизнь луга. Луг – природное сообщество"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цели урока:

  • Сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
  • Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети oбо всём хотят знать на свете.

- Мне приятно вас видеть, давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

2. Проверка домашнего задания. - Послушайте стихотворение и скажите, о чём идёт речь. Шуми, шуми, зелёный дом! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой… И. Никитин- Что это за дом? (Лес) (Слайд)- Сколько в нём этажей? (3)- Я предлагаю написать вам на листочках графический диктант. Запишите +, если утверждение верное и -, если неправильное. Взяли в руки карандаш, ставим + или -.

1. Самый верхний ярус леса образован деревьями. (да)

2. Средний ярус – это мхи и лишайники. (нет)

3. Все животные леса делятся на 4 группы питания. (да)

4. На дереве обитают кроты и землеройки. (нет)

5. Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (да)

6. Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (нет)7. Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (нет)

8 Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. (да)

9. Гриб мухомор - самый лучший помощник растениям. (да)

10. Плоды всех кустарников употребляют в пищу. (нет) (Слайд)

Самопроверка. Внимание на доску. (Слайд) Поднимите руки у кого так, как на доске:+ - +- + - - + - + -

Игра “Деревья, кустарники, травы”. Деревья-мальчики, кустарники-девочки.

Сосна,кислица, бересклет, дуб, брусника, лиственница, черника,ландыш,шиповник,осина, орешник, калина, лещина.

- Что важно для лесного сообщества ? (Очень важно, чтобы в лесу не нарушался круговорот веществ, а для этого необходимо экологическое равновесие. )

3. Изучение нового материала. Введение в тему. Сейчас я вам прочитаю стих, а вы подумайте, какова же тема нашего урока?

Нынче удались цветы повсюду;
Да и травы всюду по колено.
Вволю им дано покрасоваться
Я смотрю на землю, как на чудо,
Просто не могу налюбоваться,
Вот раскрылся лютик милый,
А на, холм, где расцвела ромашка,
Вышел клевер в розовой рубашке.

Учитель: О чём это стихотворение? (О цветах. )

Учитель: Где мы можем увидеть такое обилие цветов?

Дети: Все эти цветы растут на лугах. (Слайд)

- Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг? (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников. . . )

Учитель: Ребята, а что такое луг в вашем представлении? Луг-участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Это много цветов, летают бабочки, пчёлы, шмели). (Слайд)

Учитель:Какова же тема нашего урока? (Луг)

Учитель: Итак, тема нашего урока “Луг - природное сообщество”. (Слайд)

- Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка, Лютик едкий, клевер – кашка! Что ещё? Гвоздика. Смолка, Колокольчик, хвощ – как ёлка. А ещё? Кошачьи лапки,Одуванчиковы шапки,Подорожник, васильки, Грамофончики – вьюнки, Ещё много разных травок, У тропинок, у канавок. И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых!

- Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик …)

- Что объединяет эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности, любят свет и тепло. Большинство растений - цветы)

- Как вы думаете, где располагаются луга?

(Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем , поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. )

- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Учитель: Есть травянистые растения на лугу, которые называются кормовые.

Учитель: Это какие, ребята, как вы думаете? (растения, которые любят и едят животные)

Учитель: Это мятлик, (Слайд). Колоски мятлика образуют метёлку, клевер луговой (Слайд)/мышиный горошек. (Слайд) Мышиный горошек растёт, цепляясь за другие растения, и горошины у него маленькие. / (Слайд), / (Слайд), /тимофеевка,лисохвост. (Слайд)

Учитель: Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной.

Почему ,как вы думаете? Есть на лугу и ядовитые растения.

Например, на лугу растет очень много разных лютиков. (Слайд) Есть тут и лютик едкий, и лютик жгучий, и лютик ядовитый.

-За что же эти весёлые цветы получили такие странные имена? Сок у всех лютиков ядовит - попадёт на кожу, и это место будет жечь, щипать, Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание. Поэтому , если вы будете на лугу, не рвите их, не берите в рот.

Учитель: На лугу очень много цветущих растений - синих, жёлтых, красных, белых. (Слайд)

Учитель: Многие из этих растений являются лекарственными. Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, как они называются.

1. Я скромный луговой цветок. Синеглазый …василёк. (Слайд)

2. Эх, звоночек, синий цвет С языком , а звону нет. (колокольчик ) (Слайд)

3. На зелёной хрупкой ножкеВырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик) (Слайд)

4. -Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная) (Слайд)

Ромашка - царица разнотравья. Растение, которое мы называем ромашкой, оказывается не ромашка, а нивяник, он внесён в Красную Книгу, а у ромашки совсем другие листья.

5. -Какое луговое растение поможет при болезни желудка? (тысячелистник) (Слайд)

6. - Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой) (Слайд)

7. - Растёт лекарство под ногами

Прошу вас, убедитесь сами. Кладём на ссадину листочек, И ссадина не кровоточит. И можно снова в путь-дорогу. Ведь их у нас так много! - Что за растение? (Подорожник.) (Слайд)

Как вы думаете, а растут ли на лугу грибы? (да)

Учитель: На лугах растут и грибы: опёнок луговой, шампиньон и дождевик. (Слайд)

- С растениями луга мы познакомились. Пришёл черёд познакомиться с обитателями луга.

-Учитель: - Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга?

Дети: Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.

Учитель: Травоядными или хищными? (Большинство животных - травоядные. )

Учитель: - Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность. . . ).

Учитель:- Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы - разноцветные, пёстрые - значит и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков. . . ).

Учитель: - Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений. . . ).

Учитель: Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается. . . ).

Учитель. Поиграем в игру “Узнай меня”

Какое животное могло бы о себе так сказать?

1. - Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (пчела)

Что про неё вы знаете?. Если пчела ужалит, то умрёт сама. Пчёл трогать нельзя. Пчела живет короткую жизнь – чуть больше месяца.

2. - Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (бабочка)-Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки - это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: махаон, она занесена в Красную книгу РФ. адмирал, аполлон, зорька, (Слайд) /лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. (Слайд). Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению растений. Но гусеницы многих бабочек , например махаона и адмирала доставляют много хлопот . отличаются большой прожорливостью . едят всю траву подряд. -Как вы думаете, кого нужно опасаться бабочкам и их гусеницам? (Птиц). -И не только птиц! Я прочитаю “Страшный рассказ”, а вы определите о ком речь.

3. А вот на травинку опустилась бабочка, не заметила его среди травы. Вдруг прыжок, и бабочка схвачена передними ногами, даже пошевелиться не может - ноги у него сильные. Вот он уже работает челюстями. А захочешь поймать его, схватишь за заднюю ногу, а она у тебя в руке и останется. Это хитрость насекомого, чтобы удрать от врага. На самых передних ножках у него 2 крошечные дырочки. Оказывается это уши. Ими он и слышит. Про него говорят: - “Пою” крыльями, “слушаю” ногами. Кто это?. . . (кузнечик) (Слайд)

-На лугу живёт скрипач,- Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)-Как вы думаете, зачем кузнечику такие длинные, сильные ноги? (прыгать)

4. -Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (муха) (Слайд)

- Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза) (Слайд) - Что про неё вы знаете? (Стрекоза – полезное насекомое. Это воздушные хищники – они на лету схватывают мух, комаров, бабочек, других насекомых. Их необходимо беречь. Стрекоза за своим любимым лакомством – мухой – способна пролететь за 1 час до 100 км, причем за тот же час может проглотить целых 10 мух.) Физминутка.

Давайте выйдем все на луг. Как много трав, смотри вокруг!Вот бабочка вспорхнула И крыльями взмахнула. А вот кузнечик скок – скок. Давай понюхаем цветок.

- Составьте цепь питания (растение – бабочка – кузнечик – птица)-Давайте вспомним, с чего начинается цепь питания? (С растения, травоядного животного, хищника. )

- Продолжаем знакомиться с животными луга.

5. Точка, точка, Два крючочка – Это лапки жука. Два блестящих лепесточка Раздвигаются слегка. Справа – точка, слева – точка,Гончарова Любовь Александровна 220-692-996

В чёрных крапинках бока. Я подую на жука – Улетай за облака! Словно красный вертолёт, Прямо в небо он уйдет. - Кто это? (Божья коровка) (Слайд)

6. Продолжаем знакомиться с животными луга. -Лечу – говорю, сяду – молчу. (оса) ) (Слайд) :

7. Чёрен да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою, сяду – землю рою. (жук) ) (Слайд) :

8. На лугу можно встретить жука – могильщика и жука – навозника. (Слайд)

Давайте о них прочитаем на с. 186 8. - Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (шмель) ) (Слайд) :

- Как одним словом назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые)Учитель: А как вы думаете, живут ли на лугу пресмыкающиеся, которые питаются ими? (Жабы и лягушки травяные ; земноводные :ящерицы и змеи) (Слайд):

А представьте себе, что на этом лугу развелось много жителей:Маленького роста, с длинными хвостами, В серой шубке, с острыми зубами … (мышами) (Слайд)  Мелкими грызунами.

Что может случиться со шмелями? (Они могут совсем погибнуть, т. к. мыши уничтожат всех личинок. . .). Аптицы питаются насекомыми? (да)

Учитель. Вот эти птицы , насекомые для которых являются основной пищей:перепелка, трясогузка ,коростель. . ( Слайд)

- Давайте прочитаем о них на. 186-187Вопросы по прочитанному:-Кто является основной пищей для луговых птиц? (Насекомые)

-  Где большинство лесных птиц устраивают свои гнёзда? (На деревьях, кустах; выше от земли; дальше от хищников. . .).

- А где устраивают гнёзда птицы луга? (На земле среди травы)

Работа в Р. т. с. 61 з7. -В луговой почве много …червей. (Слайд) Ими тоже питаются луговые птицы.

Вывод:Видите,какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают в тоже время опыляют растения . Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц было не слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Сообща) Поэтому, как можно назвать луг? (Природное сообщество) А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью “Луг и человек”. с. 187-188

Сформулируйте правила правильного поведения на лугу, соответствующие этим знакам?

Работа в Р. т. на с. 62 з.

9 Подведение итогов.

10 Выставление оценок.

Д/З с. 185-188 чит. Ответить на вопросы.

Рефлексия.

Отгадайте загадку: Что не сеяно родится? (Трава)

Наша доска зеленого цвета и немного похожа на траву, на луг. У вас на столах лежат цветки. Если вы отлично запомнили обитателей луга, возьмите цветок красного цвета, если не очень-синего, если вообще ничего не запомнили-жёлтого. Прикрепите их на доску.