Урок математики по теме "Свойства сложения натуральных чисел". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


УМК: «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы» Авторы Е. А. Бунимович, Г. В. Дорофеев, Л. В. Суворова и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (формулировка свойств сложения натуральных чисел).

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (примеры с использованием свойств сложения)

Планируемые результаты:

Личностные УУД: Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Метапредметные УУД:

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Познавательные: формировать навыки вычислений с использованием свойств сложения; формировать умения применять полученные знания при нахождении более сложных сумм.

Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения: Репродуктивный. Наглядный. Проблемно-поисковый. Эвристическая беседа. Подводящий диалог.

Оборудование: проектор, презентация, карточки «Свойства сложения», листок для самооценки своей УД (Приложение). 

Ход урока

Опорный сигнал прохождения этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Слайды из презентации Результат взаимодействия
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Целевая установка: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
«хочу»
+
«надо»
+
«могу»
Учитель приветствует учащихся. Показывает солнышко, которое всем улыбается. Комментирует высказывание М. В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
Предлагает ребятам выбрать девиз урока. Показывает на слайде помощника на уроке: ЗНАЙКУ-МАТЕМАТИКА. Объясняет, как работать с листками самооценки.
Говорит о сюрпризе в конце урока.
Ученики слушают учителя. Включаются в учебную деятельность.
Самооценка в листках самоконтроля также настраивает их на активную работу. Им интересно, какой сюрприз приготовила их учительница.
Слайды № 2-6 Учащиеся демонстрируют готовность
к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие
Целевая установка:
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
Затруднение в индивидуальной деятельности Учитель проводит устный счёт на сложение натуральных чисел, в ходе которого ученики испытывают затруднение Ученики выполняют устно сложение натуральных чисел. Примеры на слайде №9 вызывают затруднение!
1+2+3+…+22+23+24
1+2+3+…+23+24+25
1+2+3+…+98+99+100
Слайды № 7-9 Ученики столкнулись с заданиями, решить которые затрудняются.
3. Выявление места и причины затруднения
Целевая установка:
Рефлексия пробного действия
  Учитель просит назвать учащихся причину затруднения. Ученики отвечают, что столкнулись с такими примерами, где нужно действовать по-новому. С помощью учителя называют тему урока. Слайд
№ 10
Ученики сознают, что нужен новый способ действия
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Целевая установка:
Определение цели урока – устранение возникшего затруднения. Как найти из него выход.
Что сделать?
(цель урока)
Как будем действовать?
(при построении нового способа)
Уточните цель урока.
Какие цели ставим?
Сформулировать свойства сложения.
Научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.
Слайд
№ 11
Ученики с помощью учителя ставят цель урока, намечают путь выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
Целевая установка:
Построение детьми нового способа действий, формирование способности к его применению
Виды открытий:
Факт
Правило – алгоритм
Понятие
Закономерность
Предлагает попробовать решить рациональным способом пример 23 + 9+ +7 в группах и сформулировать правила сложения. Дети в группах решают предложенный учителем пример и пытаются вспомнить правила сложения из начальной школы. В ходе побуждающего диалога со стороны учителя формулируют правила сложения и записывают их в буквенной форме. Слайды № 12-15 Сформулированы свойства сложения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Целевая установка:
Усвоение нового способа действий
Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
Историческая справка о К.Гауссе.
Организует коллективное решение примеров на сложение с комментированием применения сформулированных свойств (правила сложения раздаёт детям)
Проводит физзарядку для глаз
Проговаривая вслух решение примеров, дети записывают решение в рабочую тетрадь. Слайды
№ 16-22
Сформировано умение применять свойства сложения в несложных примерах на вычисление
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Целевая установка:
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индив. рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха
Самоконтроль и самооценка (усвоения)
+
Переживание ситуации успеха
Предлагает решить самостоятельную работу из 5 заданий
в 2-х вариантах
Каждый решает самостоятельную работу в рабочей тетради, проверяет её по эталону и оценивает себя. Слайд
№ 23
Каждый для себя делает вывод, что он
умеет применять свойства сложения при вычислениях.
8. Включение в систему знаний
Целевая установка:
Включение «открытия» в систему знаний
Применение (нового знания)
+
Повторение
(ранее изученного)
ЗНАЙКА-МАТЕМАТИК предлагает ребятам повторить маленького гения Гаусса, найдя следующие суммы
1+2+3+…+22+23+24
2+4+6+…96+98+100
Как всегда нестандартная задача.
Записывают решение в тетрадях.
Первую сумму с комментированием, а вторую самостоятельно.
Слайды
№24-26
Ученики испытывают чувство удовлетворения от сделанной ими работы. Ставят себе оценку за работу.
9. Рефлексия учебной деятельности
Целевая установка:
Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотношение цели и результата УД
Соотнесение цели и результатов УД
+
Самооценка
(результата УД)
Комментирует домашнее задание.
Проводит рефлексию учебной деятельности. Сюрприз от учителя «Панно роз для своих учеников». Поднимите руки у кого такое же настроение от урока, как у меня? Спасибо за урок!
Дополняют предложения рефлексивного экрана.
Все довольны уроком!
Слайды
№ 27-30
Ученики ставят себе оценку за работу на уроке в листках самоконтроля.