Значение исследовательской деятельности на уроках в реализации ФГОС НОО в обучении младших школьников

Разделы: Начальная школа


Мы, учителя, хорошо знаем, что авторские сказки А.С. Пушкина созданы на основе устного народного творчества. Как можно организовать работу на уроках литературного чтения, чтобы дети не просто услышали о связи русских народных и пушкинских произведений, а в результате исследований сами пришли к этому выводу?

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что современная школа должна воспитать готовность человека к “инновационному поведению”. На смену повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа - исследователь. Поэтому акцент, сделанный в стандартах на целостном восприятии учениками мира, на их поисковой, самостоятельной деятельности, вполне соответствует психофизиологическим особенностям младших школьников. Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик или сталкивается с недостатком (избытком) информации или способом деятельности для решения поставленной проблемы, или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения, или сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких учебных ситуациях обучение идёт не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к её разрешению (с оказанием в случае необходимости помощи - стимулирующей, направляющей или обучающей).

Так, с 1 класса дети наращивали знания по литературному чтению и с совершенно новых позиций должны осмыслить эти знания в 4 классе.

Предлагаемая работа, на мой взгляд, поможет по-новому прочитать знакомую каждому с детства пушкинскую сказку о царе Салтане, отнестись к ней не как к причудливой и яркой забаве, а как к творению человеческого гения, как к произведению искусства слова. Прежде всего, это должно произойти с учителем, а уж потом – с учениками.

Открыв для себя новые грани этой пушкинской сказки, разглядев её литературный облик, проделав поисково-исследовательскую работу, ученики по-новому прочтут и остальные поэтические шедевры Пушкина – сказочника.

Предложенная система работы со сказкой рассчитана на неторопливое, медленное чтение пушкинского текста. Предполагается выслушивание и обсуждение детских версий, точек зрения, описание, сопоставление – иными словами, дети обучаются исследовательской деятельности.

Цель исследования:

получение подтверждения, что источником сюжета сказки о царе Салтане являются фольклорные источники. Это фольклорная запись А.С. Пушкина и русские народные сказки “По колено ноги в золоте”, “По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре”, “Чудесные сыновья”.

Задачи исследования:

  • ознакомление учащихся с историей появления “Сказки о царе Салтане…”;
  • построение с детьми пути создания “Сказки о царе Салтане…”;
  • выделение общих и отличительных моментов фольклорной записи А.С. Пушкина и самой сказки Пушкина;
  • выявление особенностей текстов фольклорной записи А.С. Пушкина и сказки Пушкина (за счет чего изменяется текст в сказке) на примере конкретных отрывков текстов, при их сопоставлении;
  • развитие умения сравнивать два текста, два конкретных отрывка;
  • развитие навыков и умений анализировать текст и делать выводы.

1. Основная часть

Исследовательская деятельность младших школьников на уроке литературного чтения, посвящённому сказке А. С. Пушкина “Сказка о царе Салтане…” проводится по следующим этапам.

1 этап.

Актуализация знаний.

Беседа о появлении “Сказки о царе Салтане…”.

2 этап.

Подготовка к ознакомлению с фольклорной записи А.С. Пушкина.

Работа над устаревшими словами. Дети с помощью учителя разъясняют значения незнакомых слов.

3 этап.

Чтение фольклорной записи А.С. Пушкина, сравнение со сказкой приводит детей к выводу, что это запись происходящих в сказке событий. Читают, высказывают свои мнения, подтверждая словами из текста фольклорной записи.

4 этап.

Повторное чтение фольклорной записи и выделение общих и различных моментов фольклорной записи и сказки Пушкина.

Ученики слушают, говорят о своих наблюдениях. Выделяют, сравнивают общие и различные моменты фольклорной записи и сказки Пушкина.

(Фольклорная запись является записью основных событий, а не записью самой народной сказки; а также что она была сделана Пушкиным с учетом использования этого материала в будущей сказке. Фольклорная запись как источник сказки Пушкина.

Несомненно, это запись какой-то народной сказки: в ней и необычный мальчик (ножки по колено серебряные, ручки по локоть золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц), и превращения (в муху), и исполнение желаний и чудес, и, как во всех сказках, добро побеждает зло, зло наказано; есть даже “магические” цифры 33 (сына) и 3 (чуда). Но фольклорная запись построена не по законам сказки, её скорее можно назвать краткой записью всех событий, которые происходят в народной сказке..

В момент создания фольклорной записи Пушкина не интересовала стилистическая сторона: как и какими словами рассказана сказка; для него в тот момент важна была не поэтическая сторона сказки, а её сюжетная линия. Фольклорная запись – это событийная основа “Сказки о царе Салтане…”. В ней Пушкин пытается определить зафиксировать материал будущей сказки; но это не значит, что он просто взял народную сказку и “переложил её в стихи”. Пушкина в народной сказке привлекает сам сюжет и повторы, которые в народных сказках встречаются часто, причём повторение идёт слово в слово. В “Сказке о царе Салтане…” повторы составляют почти половину текста. Он намерен был на его основе создать свою сказку, ведь не зря, сделав запись в 1822 году, в 1824 – м он возвращается к нему и делает повторную, более подробную запись сюжета сказки со слов няни.)

5 этап.

Анализ текстов. Наблюдения на уровне текста: сопоставление отрывков фольклорной записи и сказки Пушкина.

Дети в процессе работы находят отрывок в “Сказке о царе Салтане…”, соответствующий отрывку из фольклорной записи, делятся своими наблюдениями, приводя слова из отрывков в подтверждение. Формулируют выводы.

Например, рассмотрим далее, что же чисто пушкинское появляется в “Сказке о царе Салтане…” на уровне текста.

Расширение текста за счет введения нового героя – Царевны – лебедь легко наблюдаемо и не нуждается в специальном сопоставлении текстов.

Преобразование текста фольклорной записи Пушкиным рассмотрим на примере нескольких параллельных фрагментов, описывающих одинаковые события и максимально близких по содержанию.

Например:

Фольклорная запись “Сказка о царе  Салтане…” Комментарий
Царь уехал воевать. В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Фольклорная запись напоминает репортаж, ситуация только обозначена – кратко сообщается факт отъезда царя.

Пушкин в сказке рисует, изображает сцену сборов царя на войну, точнее, прощания царя с женой. В этом прощании – какая-то поспешность: царь дает наказы уже с коня. Видим отношения между героями, в сказке появляется романтическая любовь, что не характерно для русских народных сказок. 1831 год – год женитьбы Пушкина: любовь, семья особенно близки ему в это время. Замечаем простонародность языка пушкинских сказок (фольклор “добра – коня”, “наказ”).

Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения. Как услышал царь – отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить.
Но смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
“Ждать царева возвращенья
Для законного решения”.
Фольклорная запись опять только информирует, что весть “о неведомой зверюшке” опечалила царя.

Пушкин напрямую не говорит, насколько расстроило царя известие, но мы все понимаем, когда царь сгоряча чуть не повесил гонца; то есть настроение, чувства героя – через его действия. “Но смягчившись…” - опять у Пушкина проскальзывает какая-то нежность, мягкость царя к жене, оставляет шанс, что он простит жену за невыполненное обещание.

Фольклорная запись также кратко информирует и о поведении царя;а у Пушкина видим картинку: царь пишет или диктует свой приказ.

Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Тучка по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел царица вопит…
Фольклорная запись сухо сообщает о событии (никаких чувств, эмоций, переживаний).

А в сказке Пушкина это обрастает страданиями героев: “горькая вдовица”, “плачет”, “бьется”, “вопит”…

Через называния героев и их действий видим отношение автора к ним.

Появляется описание природы – пейзаж: и эта безбрежная стихия неба и моря – яркий контраст ограниченному, замкнутому пространству темной бочки.

Пушкин изображает (по законам художественного текста), рисует не застывшую картинку, а живую – движение не только внешнее, но и внутреннее.

Сын заметил это.
“Матушка ты моя,
благослови меня на то,
чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет”.
-“Господь благослави тебя, дитятка”.
Обручи лопнули, и они вышли на остров.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
“Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?” - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
В фольклорной записи события только обозначены, действия героев отсутствуют; появляется прямая речь героев, которая подчеркивает религиозный характер фольклорного текста.

В сказке Пушкина освобождение героев происходит своими силами.

В тексте сказки появляется “прямое восклицание” автора, переживающего за своих героев. В сказке присутствует описание острова – пейзаж.

Подводя итог исследованию выделили принципиальное различие рассматриваемых текстов: фольклорная запись обозначает, называет ситуацию, а сказка Пушкина рисует, изображает (по законам литературного произведения).Самостоятельно сделали вывод о том,что появилось нового, за счёт чего происходило разрастание текста сказки:

  • стихотворная форма, подчеркивающая лирический характер текста.
  • присутствие автора в тексте (отношение автора к героям);
  • простонародность языка сказки Пушкина;
  • появление пейзажа;
  • появляются отношения между героями – романтическая любовь;
  • чувства, настроение героев передаются через их действия;
  • смена точек зрения, сходство сказки с фильмом;

Проводя подобное исследование на уроках литературного чтения (описание и сопоставление) мы учим вчитываться в строчки не только одной сказки Пушкина, но и в будущем самостоятельно открывать для себя тайны и загадки творений А.С. Пушкина.

6 этап.

Подведение итогов исследования.

Обобщение наблюдений.

Фольклорная запись возникла из слияния нескольких сказок. Это русские народные сказки “По колено ноги в золоте”, “По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре”, “Чудесные сыновья”. Cхема

Из построенных цепочек дети сделали вывод, что фольклорная запись является главным источником “Сказки о царе Салтане…”.

Заключение

Таким образом, проводя исследование -сопоставление текста авторской сказки А.С Пушкина и фольклорной записи А.С. Пушкина, дети самостоятельно пришли к выводу, что источником сюжета сказки о царе Салтане являются фольклорные источники. Это фольклорная запись А.С. Пушкина и русские народные сказки “По колено ноги в золоте”, “По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре”, “Чудесные сыновья”.

Выполнив задачи исследования, дети получили и результат своей работы, и навыки исследовательской деятельности. В целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывает у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию. Леонид Владимирович Занков подчёркивал роль эмоций в обучении. Он писал: “Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но обладают созидающей силой”.

Список литературы

1. Пушкин А.С. Избранные сочинения в 2-х т.Т.1-М.: Дет. лит., 2006.

2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. Гл. ред. М., Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2003.

3. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. Ил. В.Кубинской. М.: Дет.лит. 2007.

4. Пушкин А.С. Сказки. Ил. Власовой. - М.: Дет. лит., 2006.

5. Бонди С. О Пушкине: статьи и исследования. - М.: Худож. лит. 2008.

6. Русская фольклорная сказка. Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина; Ил. И. Билибина. - М., Дет. лит., 2007.

Приложение.

Фольклорная запись А.С. Пушкина (1824 г.)

Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему праву никого. Подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, руки по локотки золотые, во лбу звезда, а в заволоке месяц; послали известить о том царя. Мачеха задержала гонца по дороге, напоила его пьяным, подменила письмо, в коем написала, что царица разрешилась не мышью, не лягушкой, а неведомой зверюшкой. Царь весьма опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться приезда его для разрешения. Мачеха опять подменила приказ и написала повеление, что заготовить две бочки; одну для 33 царевичей, а другую для царицы с чудесным сыном – и бросить их в море. Так и сделано.

Долго плавали царица с царевичем в засмоленной бочке – наконец море выкинуло их на землю. Сын заметил это.

“Матушка ты моя, благослови меня на то, чтоб рассыпались обручи и вышли бы мы на свет”.

– “Господь благослови тебя, дитятка”.

Обручи лопнули, они вышли на остров. Сын избрал место и с благословения матери вдруг выстроил город и стал в оном жить да править. Едет мимо корабль. Царевич остановил корабельщиков, осмотрел их пропуск и, узнав, что едут они к Султану Султановичу, турецкому государю, обратился в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет его поймать, он никак не дается. Гости корабельщики рассказывают царю о новом государстве и о чудесном отроке – ноги серебряные…

“Ах, - говорит царь, - поеду посмотреть на это чудо”.

-“Что за чудо, - говорит мачеха, - вот что чудо: у моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет”.

Царевич прилетел домой и с благословенья матери перенес перед дворец чудный дуб.

Новый корабль. То же опять. Тот же разговор у Султана. Царь опять хочет ехать.

“Что это за чудо, - говорит опять мачеха, - вот что чудо: за морем стоит гора, а на горе два борова, боровы грызутся, а меж ними сыплется золото да серебро”.

Третий корабль так же. “Что за чудо, а вот чудо: из моря выходит 30 отроков точь–в-точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час”.

Тужит царица об остальных своих детях. Царевич с её благословения берется их отыскать: “Нацеди ты, матушка, своего молока, ты замеси 30 лепешечек”. Он идет к морю, море всколыхалося, и вышли 30 юношей и с ними старик. И царевич спрятался и оставил одну лепешечку. Один из них съел её: “Ах, братцы, - говорит он, - до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали”. Старик погнал их в море.

На другой день вышли они опять, и все съели по лепешке, и познали брата своего. На третий вышли без старика, и царевич привел всех братьев своих к своей матери.

Четвертый корабль. То же самое. Мачехе уже более делать нечего. Царь Султан едет на остров, узнает свою жену и детей и возвращается с ними домой, а мачеха умирает.

Приложение