"Кисловодский фарфор "Феникс"
"Аксинья"
"Объединение "Гжель"
"Ломоносовский фарфоровый завод"
"Сысертский фарфор"
"Промыслы Вербилок"
"Скопинская художественная керамика"
"Псковский гончар"
"Турина гора"
"Переславская керамика"
"Глазовская керамика"
"Дымковская игрушка"



"КИСЛОВОДСКИЙ ФАРФОР "ФЕНИКС"

       Горный хребет Джинал, на террасах которого как на ступеньках большой лестницы, устроился Кисловодск, прячет в своих недрах лечебные воды и открывает горные вершины и глубокие ущелья.
       В культуре этого уголка Ставропольского края есть много такого, что может стать импульсом для создания рукотворного произведения: сам пейзаж Кавказа, его история и национальные традиции художественных ремесел народов, населяющих этот край.
        В тридцатые годы прошлого века курортники непременно привозили домой сувениры, изготовленные в Артели имени 1 мая, где работали несколько кустарей и ремесленников, знавших более чем столетние традиции резьбы по кости, дереву и рогу, а также способы обработки металла, известные в здешних краях.
       На этой основе и возникло предприятие "Феникс" на Станичной улице Кисловодска еще в шестидесятых годах. А уже в восьмидесятых кисловодский фарфор стали узнавать, как узнают и теперь, выделяя из потока всевозможных подражаний популярному промыслу. Это фарфоровое производство сохраняет в своей основе творческий ручной труд. В основе декора ручной лепнины - растительный орнамент, виртуозное исполнение цветочных композиций и других пластических декоративных элементов.
       Руками мастеров делается подглазурная роспись орнамента и пишутся пейзажи с горными вершинами, жанровые сюжеты, уменьшенные копии полотен на исторические темы и парадных портретов. Все это дает возможность говорить о кисловодском фарфоре как о новом своеобразном явлении в традиционной фарфористике.


"АКСИНЬЯ"

       Станица Семикаракорская, основанная донскими казаками в1672 году, несколько раз переселялась на новое место из-за разливов Дона. Степи вокруг нее - тростник да вода, небо да ветер, излука реки, древнее городище хазарской крепости на том берегу, чернозем и глина. Из этой глины в Семикаракорске тянули на гончарных кругах обливную посуду под молоко и кашу, масло и крупу, лепили походные курительные трубки-люльки не хуже тех, что находили в развалинах древнего городища и не помышляли о том, что на корнях старого гончарного казачьего ремесла вырастет веселый и крепкий побег семикаракорского расписного фаянса.
       Предприятие основали в 1972 году и назвали его "Аксиньей", по имени героини шолоховского "Тихого Дона". У посуды, выходящей из рук гончаров, лепщиков и живописцев, два начала. Мужские руки кладут глину на гончарный круг и заставляют глину принимать форму задуманной вещи. Руки женщин долепливают ручки и носики, прорезают в подсохшей стенке сосуда ажурный узор, и мягко касаясь кистью поверхности, расписывают крутые бока посуды теплыми красками донских степей и садов. Они голубоватые, как Дон и дали, приглушенно зеленые и рыжие, как летняя степь, розоватые, как донские зори. Но есть работы, от начала до конца выполненные одним мастером - авторские работы.
       Любое творение рук семиракорских мастеров: чайник с цветком на богатырской груди, квасник со скульптурным портретом казака, олицетворяюшего синий Дон, веселые чашки с блюдцами, пришедшие на праздник, кувшин с речным пейзажем - это песня. Начиная от формы посуды, вылепленной каждым художником согласно замыслу, в котором есть некое традиционное действо: сенокос, охота, рыбалка, свадьба, чаепитие, танец, праздник, посиделки. Вдобавок этот замысел разъясняется в каждом отдельном случае росписью и надписями - это поэтические строки казачьих стихов о Доне и вольной жизни, слова протяжных былинных и озорных станичных песен или образцы щедрого народного юмора.


"ОБЪЕДИНЕНИЕ "ГЖЕЛЬ"

       Если рассказывать с самого начала, - "гжель" когда-то синей не была. В 16 и 17 веке из глины, залежей которой по берегам речки Гжелки было предостаточно, и качеством она отличалась отменным, в деревне Турыгино изготавливали гончарную посуду с многокрасочной росписью. И сейчас Турыгинский завод продолжает и развивает эти традиции гжельской майолики.
      Воспользовавшись великолепными гжельскими глинами, в 1724 году купец А. Гребенщиков стал выпускать майоликовую посуду, украшенную сине-фиолетовым декором по белой эмали. Сегодня в объединении "Гжель" под Москвой изобретенные в старину синие кобальтовые узоры продолжают писать по привозному фарфору.
      Художники трудились не один год над тем, чтобы Гжель стала единственной в своем роде. Они создали стиль ее росписи, взяв за основу тот самый широкий мазок кисти, которым по легенде расписывали посуду на фарфоровых заводах подмосковные крестьянки. Такой мазок давал свет и тень синему цветку, делая его загадочным. А причудливый стиль барокко, свойственный старинной гжельской майолике, в соединении с народной традицией, предоставили мастерам широкую возможность украшать посуду всяческими скульптурными сюжетами в сочетании с росписью и орнаментом. Более того, был создан стиль народного промысла, обладающего как высокой традиционной культурой прошлого, так и безупречным современным вкусом.
      Синие узоры Гжели пишутся красками, содержащими соли кобальта, почти черного тусклого цвета. Все богатые оттенки синего они приобретают во время обжига в печи на березовых дровах.
       Над тайной кобальтовой росписи бились многие художники и технологи. С одной стороны, это единственная краска, которая проявляет свой завораживающий цвет в огне и огня не боится. С другой стороны, в технологии кобальтовой росписи есть тонкости, которых в учебнике не вычитаешь.
       Трудно угадать, как поведет себя кобальт в соседстве с глазурью и, если пустить процесс обжига на поток или изменить в нем хоть что-либо, цвет получится беспросветно грязным, плоским, а контур росписи расплывчатым. Это один из признаков того, что в руках у вас не настоящая Гжель.


"ЛОМОНОСОВСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД"

       Его называли Петербургской «порцелиновой мануфактурой», затем переименовали в Императорский фарфоровый завод, а еще позже присвоили ему имя М.В. Ломоносова. А, в самом деле, заводом этим мы обязаны изобретателю русского фарфора Дмитрию Виноградову, тому самому Петербургской Академии "наиспособнейшему студенту", что послан был в числе трех лучших в Германию.
       Двое остальных - Райзер и Ломоносов... И уж если имя изобретателя русского фарфора было благополучно забыто, то сколько же талантливых подневольных людей из народа, способствовавших тому, чтобы Петербург стал третьей фарфоровой столицей мира, поглотило порцелиновое дело, не сохранив нам их имен.
       Фарфоровый завод в Петербурге дал России и мировой культуре превосходные образцы искусства фарфора. Петр Иванов, создавший единственный в мире белый фарфоровый букет, цветы которого не были похожи на фарфор, а были живыми. Владимир Городецкий, открывший тайну "цветущего кобальта", Александра Щекотихина, расписавшая в блокадном Ленинграде замерзшею рукой золотую чашку сценами битвы с псами-рыцарями, сказочный Алексей Воробьевский, расписывавший свои огромные вазы невиданно-прекрасными городами.
       Наследие обязывает современных художников Петербургского завода сохранять лучшее и двигаться вперед.


"СЫСЕРТСКИЙ ФАРФОР"

       В конце 19 - начале 20 века, когда в России широко размахнулось фарфоровое производство, как с ручной росписью, так и в технике деколи, на Урале в городе Сысерть существовал небольшой фарфоровый завод.
       В 1942 году его история началась как бы сызнова: Сысертские фарфоровые сервизы - тонкостенные и белые, в росписи встречается тема уральской природы и русского классицизма. Сысертская скульптура посвящается уральским сказам, русским былинам.
        Художественный промысел, выпускающий фарфоровую посуду и скульптуру, был организован на базе артели "Пром-кооператор", основанной в 1942 году. Вначале артель изготавливала гончарную посуду, но с конца 40-х годов приступила к налаживанию фарфорового производства, которое в Сысерти имело свои традиции. В настоящее время предприятие выпускает декоративную скульптуру на темы уральских сказов, русских былин.
       Чайные, кофейные сервизы и вазы декорируются чаще всего подглазурной росписью солями, реже - надглазурной росписью. В колорите росписи преобладают мягкие коричневато-серые и легкие голубые цвета. Темы для орнамента художники черпают в уральских пейзажах. Можно увидеть один сервиз из Сысерти, и потом узнавать работы художников: вот скачут борзые, нарисованные лишь силуэтом, по золотому лесу, вот дамы пушкинской поры за клавикордами, - тонкое, имеющее традиции прошлого письмо.


"ПРОМЫСЛЫ ВЕРБИЛОК"

       В местечке Вербилки, в ста километрах от Москвы, в 1766 году обосновался иноземный купец Гарднер. Этот англичанин создал в Вербилках один из самых известных русских фарфоров.
       Для этого мало было перемениться с Франца Якоба на Франца Яковлевича. Необходимо было почти по-русски додуматься, что сей момент - самый подходящий для того, чтобы противу Императорского завода в Петербурге, работавшего на вкусы знати, выпускать изделия, доступные другим классам и сословиям. Хотя именно частному заводу Гарднера был заказ из северной столицы выполнить три многопредметные парадные сервиза - Георгиевский, Андреевский и Александровский, а затем еще Владимирский.
       Создание орденских сервизов в Подмосковье способствовало росту его популярности как национального художественного центра. Фарфор Гарднера отличался от Императорского отсутствием парадных излишеств, он был праздничным, но домашним. И, естественно, не имея прямой связи с гончарной пластикой крестьянского искусства, по характеру своему и направленности выражал народное понимание художественного идеала.
        Фирма Гарднера выпускала не только посуду. Вербилковские мастера создали целую коллекцию изящных фигурок. Они изображали торговцев, ремесленников, крестьян. Мелкую пластику изготавливали не только из глазурованного фарфора, но и из бисквита - неглазурованного фарфора с матовой поверхностью.
       До конца восьмидесятых годов девятнадцатого века Ф. Гарднер успешно конкурировал с другими частными фарфоровыми фабриками России - А. Попова, С. Батенина, братьев Корниловых, но вскоре после его кончины завод приобретает фарфоровый магнат М.С. Кузнецов. Став частью огромной монополии "Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Москве", и получив новое название, Дмитровский фарфоровый завод не утратил своеобразия и виртуозного мастерства ручной росписи, хотя на производстве были введены и технические приемы декорирования посуды - деколь, штамп, крытье, печать.
       После национализации в 1917 году завод продолжал свою линию "посуды для широкого круга потребителей", а к тридцатым годам художники завода обращаются к традициям народного творчества. Современные Вербилки - это старые традиции гарднеровского завода и поиски художниками и скульпторами новых современных живописных и пластических решений.


"СКОПИНСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА"

       Земля, на которой лежит Скопин, сверху кажется огромным гончарным кругом, на который некто бросил ком глины и, вращая его, вылепил дороги и поля, овраги и леса, деревни и сам город. А потом щедро полил все золотой, изумрудной, рыжей, синевато-зеленой и серо-голубой поливой. И пустил поверху белые облака...
       Исследования археологов подтверждают, что посуду из глины на этой земле начали лепить в эпоху неолита. Еще в 12 веке, когда на месте нынешнего Скопина стояло Лихаревское городище, среди жителей было немало гончаров, которые изготавливали посуду из светло-жгущейся глины. Посуда после обжига получалась почти белой, простой по форме, но чрезвычайно добротной.
       К 19 веку в Скопине появились гончарные улицы. Простые горшки были всегда в ходу, особенно после того, как гончар Федор Оводов привез из Липецка секрет изготовления глазури. Есть догадка, что фигурную посуду и своеобразную скульптуру скопинские гончары начали делать и выставлять перед воротами домов по требованию городской управы о непременном наличии вывесок перед каждой гончарной мастерской. Говорят, что скопинский первый лев был слеплен мастером Жолобовым, увидавшим львов на воротах имения графа Бобринского. Рассказывают, что пышные львиные гривы мастера изготавливают, пропуская глину через дырочки сита.
       Скопинские гончары лепят таинственных рыб и драконов, леших и петухов, а еще птицу Скопу, покровительницу гончарного дела и самого города. Они украшают посуду и скульптуру фигурными налепами и маленькими штампиками с узорами, доставшимися от старых мастеров. А еще придумывают свои узоры, виртуозно используя любой предмет, оставляющий на глине красивый отпечаток.
       Скопинцы помнят имена мастеров фигурной керамики Оводовых, Жолобовых, Максимовых, Ворониных, Пеленкиных, Татищевых. На предприятии работают старейшие местерицы, лауреат Государственной премии Нэлли Насонова и Мария Линева, замечательные ведущие художники Татьяна Голованова, Татьяна Лощилина, Александр и Ирина Якушкины, и у них учится молодежь, которой в керамических мастерских и цехах очень много. Скопин, - это место, где живыми человеческими руками соединяется с нашим временем немыслимо далекий пласт того времени, когда человек осваивал мир и пробовал творить вещи. И в руках современного мастера все та же глина.


"ПСКОВСКИЙ ГОНЧАР"

       Вы всегда отличите работы псковских гончаров по сочетанию светлых бело-золотистых красок поливы, колоколообразной форме бокалов и чаш, тонкой пейзажной росписи цвета темной глины или выпукло-глянцевому тисненому узору.
        Глины вдоль берегов реки Черехи в Пскове достаточно, чтобы вот уже триста лет делать из нее посуду. И если в 1897 году в самом Пскове, его слободах и ближних деревнях вращало круги 178 гончаров, делая горшки и другую домашнюю посуду, то нынче в "Псковском гончаре" одних художников 70, а гончаров - все триста. И только подумать - ведь это золотистое, с коричневато-рыжим румянцем, лепное, расписное чудо под блины, для чая и просто на погляденье, - как промысел возникло из старого кирпичного завода, построенного в тридцатых годах военным ведомством для строительных нужд: "Из той же глины вырастает кирпич, похожий друг на друга, и ком живой гончар бросает, чтоб рос и цвел по бегу круга"...


"ТУРИНА ГОРА"

       Самой природой Алтайского края предназначено быть в этих местах художественной керамике. История этой земли, легенды ее народов и загадки рек и гор требуют воплощения в материале столь же древнем, как сама эта земля.
       "Турина гора" - по духу скорее творческая мастерская, нежели фирма, производящая продукт. С 1988 года в Барнауле художники изготавливают декоративную керамику по собственным эскизам и замыслам.
       То, что называется кружками и вазами, сувенирами и мелкой пластикой, столовыми и чайными сервизами и садово-парковой скульптурой, может выпускаться только малыми сериями. Дело в том, что и замысел автора не подлежит повтору в силу техники исполнения: всегда то же самое в первоначальном эскизе будет выглядеть иначе в результате.
       Мастера работают с белой майоликой, фаянсом, шамотными массами. В материале простом и всем известном возникают языческие мотивы древнего Алтая, славянские и азиатские мотивы, реально написанные пейзажи Колывани, Бии и Катуни, горноалтайских озер и снежных вершин, а также текучие, легкие росписи, в которых все, чем богат этот край, прорисовывается полунамеком, - как в узоре самоцветного камня, мелодии комуза, силуэте колыванского увала, поросшего лесом, в редкостном цветке, скрытом в чаще.


"ПЕРЕСЛАВСКАЯ КЕРАМИКА"

       Объезжая Золотое кольцо, путешественники посещают в Переславле Залесском древние храмы и музей, где стоит ботик потешного флота Петра Великого. А, покидая город, основанный Юрием Долгоруким в 1152 году, они увозят на память изделия народных мастеров, в том числе и керамику переславских гончаров.
      Местный керамический завод изготовляет старинную традиционную посуду - кувшины для кваса, кринки под молоко, горшки и миски под окрошку, а также современную керамическую посуду из красных глин - наборы для кваса, морса, кофе, чая и блинов.
      Переславская керамика цвета цветочного и гречишного меда, приземистая и устойчивая, расписана белыми и темно коричневыми узорами. Самая лучшая керамика Переславля Залесского изготавливается вручную на гончарном круге, как и во времена, когда Петр Первый заезжал в город проведать свой потешный флот.


"ГЛАЗОВСКАЯ КЕРАМИКА"

       Работы удмуртских мастеров гончарного промысла еще раз подтверждают мнение о том, что из хорошей глины в руках человека может получиться все, что угодно - от доброго горшка для каши до вазы, убранной лепными гирляндами из роз.
       Глазов - город старинный, в начале 20 века в нем было немало деревянных домов с богатой резьбой и домов каменных двухэтажных, торговали в Глазове льном и лесом. Это позже он стал городом металлургов и машиностроителей, застроенным девятиэтажными домами. Но как и все города, где корни жителей идут из деревни, тянулся он к традициям и ремеслам предков.
        Поначалу глазовские гончары в своей артели с индустриальным названием "КООППРОМ", организованной в 1928 году, из местных красных глин тянули на гончарных кругах разнообразную посуду, употребляющуюся традиционно в быту жителями города и района. И сегодня художники предприятия опираются в своем творчестве на мастерство предшествующих поколений, на богатые традиции народного искусства Удмуртии.
       Корчаги, миски, кринки, супницы по-прежнему популярны в народе, как, в прочем, и высокие городские напольные вазы, чайные и кофейные сервизы, наборы для десерта, украшенные ручной росписью.


"ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"

       О Дымковской игрушке ходят всякие выдумки. Говорят, в древние времена "свой своя не познаша", побили друг друга два вятских племени в ночном дозоре. Тогда и стали лепить из глины свистульки, чтобы в темноте перекликаться. А оттуда и пошел озорной праздник - "Свистунья".
        Дымковской назвали эту свистульку потому, что именно в этом селе, в начале 19 века появился промысел с замечательными мастерами. Теперь село стало частью города Кирова, а свистящие игрушки называют не иначе как декоративной скульптурой.
       В Дымковскую игрушку не играют. Ею любуются: барынями с зонтами, пышными кормилицами с младенцами, водоносками с ведрами на коромыслах, индюками, похожими на павлинов, оленями с золотыми рогами.
        Многие персонажи дымковского "театра" стоят наособицу; другие участвуют в сценах из городской и деревенской жизни. И, наверное, в России нет более народной глиняной игрушки. По сахарно-белому меловому фону мастерицы пишут большие цветные круги, похожие на солнца, радужные кольца, овалы и клетки. Краски дымковской игрушки синие и желтые, малиновые и зеленые, черные с белым, оживляемые нарядным блеском золотистой фольги - потали.
       Творческий потенциал коллектива промысла достаточно высок. Его славу составили заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты Государственной премии Российской Федерации имени И.Е. Репина, потомственные династии ведущих мастериц. Блестящие образцы дымковской игрушки экспонируются на отечественных и международных выставках, хранятся в ведущих музеях страны и мира.