БАРЕЛЬЕФ – скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью фона; вид рельефа.
БАРОККО - (от ит. - причудливый, вычурный) - стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве. Отличается пышностью и живописностью, контрастами света и тени.
ГЖЕЛЬ - это село в Подмосковье, которое прославилось тем, что там добывают глину и производят различные фарфоровые изделия. Гжелью назвали и знаменитый вид
росписи фарфора, для которого характерно использование белого цвета и оттенков синего. Изредка применяется еще и зеленый.
ГЛАЗУРЬ - тонкий стекловидный или частично закристаллизованный слой, покрывающий поверхность
керамического изделия и закрепленный путем обжига при высоких температурах.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – создание художественных изделий, имеющих практическое назначение; художественная обработка предметов быта (утвари, тканей, мебели и т.д.).
Весомая часть русской культуры. Западноевропейское значение первой части слова - украшать, веселить взор, развлекать уравновешивается русским понятием "прикладное", т. е. украшательская функция уравновешивается практическим применением
декорированного предмета.
ЖАНР (от франц. genre - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида
искусства: такой жанровый ряд, как "бытовой жанр - портрет - пейзаж - натюрморт", свойствен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; точно так же "песня - романс - кантата - оратория" есть ряд специфически музыкальных жанров. Жанр литературный , исторически складывающийся тип литературного произведения (роман, поэма, баллада и т. д.).
ЗОДЧЕСТВО – искусство возводить здания, сооружения; то же, что архитектура.
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) – художественный стиль и направление в европейском искусстве и литературе XVII - начала XIX века, основанное на принципах рационализма и подражании античным (классическим) текстам, рассматривающее художественное произведение как создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное.
Тяготение к образцу определило особую роль правил, законов художественного творчества в поэтике классицизма:
• строгая иерархия жанров;
• чёткие границы и формальные признаки каждого жанра;
• недопустимость смешения возвышенного и низменного, комического и трагического, героического и обыденного.
Ведущие "высокие" жанры классицизма - трагедия, эпопея, ода, "низкие" жанры - комедия, сатира, басня.
Крупнейшие представители литературы классицизма - Ж.-Б. Мольер, И.В. Гёте, Ф. Шиллер , В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин.
Архитектуре классицизма присущи чёткость и геометризм форм, логичность и ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором; изобразительному искусству - строгое развёртывание сюжета (ведущий - исторический жанр), ясность и уравновешенность композиции, сдержанное цветовое решение.
КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - составление, соединение):
1) cтроение произведения литературы и искусства, расположение и соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое;
2) произведение живописи, музыки, архитектуры и т.п., имеющее определенное построение (сочетание каких-либо элементов, объединенных общим замыслом, идеей и т.п. и образующих гармоническое единство);
3) теория составления музыкального произведения.
КОРЧАГА - сосуд типа амфоры с округлыми пластичными формами, распространенный в Киевской Руси в 10-12 веках.
КУСТАРИ - производители промышленных изделий, работающие на рынок (в отличие от ремесленников, работающих по заказу потребителей).
МАЙОЛИКА - производство различных изделий (блюда, вазы, посуда для домашнего обихода и украшения комнат и др.) из беловатой или желтоватой обожженной глины, покрытой непрозрачной свинцово-оловянной глазурью и раскрашенной огнеупорными красками.
МЕЦЕНАТ – человек, покровительствующий развитию искусств, наук, и оказывающий финансовую поддержку деятелям искусства.
ОБРЯД – традиционное действие, сопровождающее важные события в человеческой жизни (рождение ребёнка, свадьба, похороны и т.д.).
ОРНАМЕНТ (от лат. ornamentum - украшение) -
узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений.
ПЛАСТИКА - искусство изображать предметы в полном, круглом, толстом виде, ваяньем или лепкою.
РЕЛЬЕФ – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углублённым) по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф и горельеф.
СИМВОЛ в искусстве (греч. symbolon - знак, опознавательная примета) – многозначный художественный образ, выходящий за собственные пределы, несущий некий смысл, нераздельно слитый с образом, но ему не тождественный. Символом может быть метафора, сравнение, пейзаж, деталь,
персонаж (вечный образ) и т.д. Поэтический символ в искусстве символизма рассматривался как более действенное, нежели собственно образ, художественное средство, помогающее "прорваться" сквозь покров повседневности к сверхвременной идеальной сущности мира, его трансцендентной (недоступной познанию) красоте.
СКУЛЬПТУРА (ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму; различаются круглая скульптура (статуя, группа, бюст) и рельеф.
ТРАДИЦИЯ – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение ценности, знания, нормы, обычаи, правила.
ФАБРИКА (лат. - мастерская) – промышленное предприятие с машинным производством и разделением труда по специальностям. Сменила мануфактуру, основанную на ручном труде. От завода отличается профилем производства, экономических различий нет (текстильная фабрика, но чугунно-литейный завод).
ФАРФОР (тур. farfur, перс, fegfur — титул китайского императора) — изделия тонкой керамики со спекшимся, непроницаемым для воды, белым, просвечивающим в тонком слое черепком без пор.
ФАЯНС - (художественные) изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, покрытые прозрачной глазурью.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА -
художественные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления: фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия.
ШАМОТ - огнеупорная глина или каолин, обожженные при высоких температурах до спекания черепка. Шамот используется для парковых скульптур, для ваз и в мелкой пластике.
ЭМАЛЬ (от французского email; древнерусское финифть) - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом. Художественная эмаль применяется для украшения предметов, исполнения миниатюрных портретов, ювелирных изделий и т.д. Различаются эмали: выемчатая (заполняющая углубления в металле), перегородчатая (заполняющая промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхность металла), эмаль по скани, прозрачная эмаль (с просвечиванием сквозь слой эмали украшенной рельефом или гравировкой поверхности металла) и расписная (живопись цветной эмалью, а также огнеупорными красками по эмалевой поверхности).