Слово "керамика"
греческого происхождения. Оно переводится как "искусство глины". Разные
глины дали нам гончарное искусство, породившее майолику, фаянс и, наконец, фарфор.
Глина отпечатала следы первого человека,
отмечая его присутствие на земле. Человек оставил в глине отпечатки подвижных
пальцев, пытаясь соединить в своем творенье пользу и красоту.
Из глины делали не только посуду и кирпич,
но и веселые изразцы палат и храмов древних городов Руси.
Глина в руках мастера может свистеть птичьим
голосом, она меняет цвет: становится блестящей или матовой, пестрит узором,
хвастается фигурной лепниной, а то и вообще принимает облик неведомого зверя.
У всех этих промыслов общее истоки - то
время, когда посуду делали на ножном гончарном круге, с непременным обжигом
в печи каждый раз после лепки, росписи, покрытием цветной или прозрачной глазурью.
Традиционное гончарное (керамическое) производство
сохранилось во многих древних городах и селениях. Оно возродилось в местах своего
изначального обетования и там, где в нем возникла необходимость в наши дни.
Но у каждого традиционного промысла есть
то, что называли в старину секретом мастера - свои формы посуды, способы ее
украшения и особые тонкости технологии.
В этом состоит неповторимость художественных
промыслов России.
Глина нам досталась даром, фарфор, как известно,
придумали китайцы, а вот откуда взялся фаянс и что он собой представляет?
Фаянсовой была первая Гжельская посуда в
России на народных промыслах и заводе Гребенщикова в начале 19 века.
Когда во второй половине 19 века лифляндский
провизор Андрей Ауэрбах закупил в селе Домнино у аптекаря Бриннера, выходца
из Богемии, завод, ныне Конаковский, ему предстояло победить на внутреннем рынке
привозной фаянс и по качеству и по красоте.
Собственный русский фаянс завода в Тверской
губернии определился в двух направлениях. Сдержанные, в технике печатных рисунков
изображения и живопись, отличающаяся нарядной декоративностью, легкостью мазка
и совершенством исполнения.
Под слоем глазури фаянс пористый, грубоватый
по сравнению с фарфором, цвета серо-белого, кремоватого или светло коричневого.
Но именно поэтому на него так хорошо ложится глазурь и всяческие разноцветные поливы.
Но у современного русского фаянса свой теплый
облик, не парадная уютность, а Донскому, недавно возникшему фаянсу, свойственна
народная трактовка растительных орнаментов, оригинальность художественного образа
и высокие технические качества.
Если бы китайцы не изобрели фарфора, то
все равно рано или поздно это сделал бы какой-нибудь гончар.
Ведь удалось открыть секрет китайцев в 1709
году мастерам Саксонии, а затем, в России, Елизавета Петровны, получает свою
императорскую порцелиновую мануфактуру и секрет фарфора, открытый русским ученым
Дмитрием Виноградовым.
А затем по России как грибы стали появляться
фабрики, заводы и заводики, выпускавшие фарфоровую расписную от руки и с печатными
узорами посуду на всякий вкус и кошелек.
Среди них выделялись завод Гарднера в Вербилках,
фарфоровый завод в Дулёве и знаменитая ныне Гжель, затем поглощенные, как и
многие другие в России, фаянсово-фарфоровой империей Мальцовых.
Синим кобальтом по белому сахарному фону
писали во многих городах России. Но только настоящая Гжель могла изобрести такой
цветок, где одним смелым мазком кисти положена и глубокая иссиня-черная тень
и небесно-лазоревый свет каждого лепестка.
Мальцов не смог купить только Императорский
фарфоровый завод, впоследствии Ленинградский имени Ломоносова, За всю свою историю
он прославился поистине шедеврами дворцовых парадных сервизов и был недостижимым
эталоном для всех фарфоровых предприятий России.
И были на нем художники, оставившие свой
яркий след. У них была особая живописная манера и понимание сути фарфоровой
росписи, да и самой природы фарфора. И поныне фарфоровый завод в Петербурге
повторяет росписи посуды, сделанные знаменитыми художниками.