Урок литературы "Дубровский и Троекуров: друзья или враги"

Разделы: Литература


Друзей приобретай не спеша, а приобретенных не отвергай.
Солон

Потеря друга – величайшая из потерь.
Публиций Сир

Цель:

  • воспитание способности к контролю над собственными чувствами; бережному отношению к чувствам другого человека;
  • формирование у учащихся представления об актуальности и современности произведений Пушкина, в частности романа “Дубровский”;
  • усвоение литературных понятий “конфликт”, “персонаж”, “герой”.

План урока:

  1. Краткая беседа на близкую для 6-классников тему: ссора друзей.
  2. Установление связи с изучаемым произведением.
  3. Чтение по ролям отрывка романа – момент ссоры. Беседа по вопросам.
  4. Проверка д/з: рассказ о героях в начале и в конце произведения по вопросам.
  5. Тестовая проверка понимания текста.
  6. Беседа о финале романа.
  7. Этическая беседа.
  8. Рефлексия.

Оборудование: текст романа “Дубровский” (учебник), аудиозапись (музыка из кинофильма “Дубровский), аппаратура для воспроизведения презентации, 3-4 иллюстрации Шмаринова к роману “Дубровский”.

Ход урока

1. Вводная, мотивационная беседа.

У вас есть друзья? У кого есть друзья в классе, поднимите руку? Подумайте, вам всегда просто с вашими друзьями? У вас бывают ссоры? Из-за чего вы ссоритесь? Что вы чувствуете во время ссоры?

Учитель подводит итог рассуждениям ребят: ссоры бывали у каждого, даже с самыми лучшими друзьями. Иногда вражда начинается с пустяка, иногда просто из-за плохого настроения или самочувствия. Сначала мы чувствуем злость, потом нам одиноко грустно без друга, а через некоторое время уже страстно хочется помириться.

2. Установление связи.

Как вы думаете, имеет ли наша беседа отношение к уроку литературы? Связана ли она с тем произведением, которое мы читаем?

(Герои произведения тоже хорошие старые друзья, между которыми происходит ссора).

Быстро ли смогли помириться герои? Как повлияла эта ссора на их жизнь? В процессе анализа эпизодов из рассказа нам предстоит с вами решить, кем же все-таки считать Андрея Гавриловича и Кирилу Петровича, друзьями или врагами? Запись темы в тетрадь.

(Учащиеся отмечают, что основной конфликт произведения начинается именно с инцидента на псарне, поэтому он очень важен для понимания произведения). Таким образом, дети подготовлены к внимательному, вдумчивому чтению отрывка.

3. Чтение по ролям. Глава 1. Со слов “Раз в начале осени…” до слов “…приписав к барскому скоту”.

Беседа после чтения:

Удалось ли, на ваш взгляд, передать ребятам характеры героев и их настроение? Что помогало нам понять чувства и настроение героев?

Какое чувство руководило Андреем Дубровским, когда он говорил “вряд людям вашим житье такое же, как вашим собакам”?

Что стало причиной обиды Андрея Гавриловича?

Что чувствовал Кирила Петрович, когда получил письмо от Дубровского? Это дружеские чувства?

Какая из представленных иллюстраций подходит к прочитанному отрывку, что на ней изображено?

4. Проверка домашнего задания.

Как нагляднее всего показать, что эта ссора, казалось бы, на пустом месте, вроде бы между людьми, которых связывала долголетняя искренняя дружба, изменила коренным образом жизни героев?

Да, нам необходимо проанализировать результаты вашей домашней работы с текстов.

Сравните в группах таблицы, отражающие положение героев до ссоры и в конце произведения. Подготовка 3-4 минуты. Выступление 1 группы, добавления.

5. Тестовая работа.

Итак, мы подтвердили, что именно с этого эпизода началась вражда между Троекуровым и Дубровским, которая привела к трагическим последствиям. Выполняя тестовые задания индивидуально, вы сможете оценить, насколько хорошо вы понимаете причины развития и обострения конфликта между друзьями-соседями. Чтобы вам лучше удалось погрузить в атмосферу произведения, будет звучать музыка из кинофильма по роману Пушкина (звучит мелодия до окончания времени работы над тестом).

Тест.

1. Когда Троекуров перестает испытывать дружеские чувства к Дубровскому?

а) Когда не застает Дубровского утром в Покровском.

б) Когда Дубровский требует прслать ему для суда Парамошку.

в) Когда терпит неудачу на охоте.

2. Из-за чего конфликт между Дубровским и Троекуровым обострился?

а) Из-за того, что Кирила Петрович не выслал псаря Парамошку.

б) Из-за того, что “покровские мужики” воровали лес у Дуровского.

в) Из-за того, что Дубровский высек “покровских мужиков”.

3. “Расхаживая тяжелыми шагами взад и вперед по зале, он взглянул нечаянно в окно и увидел у ворот остановившуюся тройку; маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошёл во флигель…” Кого увидел Троекуров?

а) помощника судьи Шабашкина.

б) приказчика Ивана Демьяновича.

в) псаря Парамошку.

4, Почему у Дубровского не было доказательств, что Кистенёвка принадлежит ему?

5. Почему Троекуров начал судебное дело против Дубровского?

а) Потому что сельцо Кистеневка действительно принадлежало Троекурову.

б) Потому что он был разгневан поступком Дубровского.

в) Потому что его подговорил на это помощник судьи Шабашкин.

Самопроверка по слайду. Разбор спорных ситуаций с опорой на текст.

Учитель подводит итог: обратите внимание, что к трагическим последствиям приводит не череда объективных причин, а поступки, основанные на сильных негативных чувствах (злоба, зависть, гордыня, самолюбие).

6. Беседа о финале романа.

Какие чувства у вас вызывает финал романа? Из-за чего нам особенно горько, в чем мы разочарованы, чувствуем несправедливость? (Когда оглашали решение суда, когда дворянин стал разбойником, когда Троекуров собрался выдавать Машу за богатого старика. Но самое большое разочарование вызвано тем, что Владимир Дубровский не успел увезти Марью Кирилловну). Скажите, пожалуйста, а Троекуров что-нибудь потерял из-за этой вражды, чего-нибудь лишился? Пострадал ли он? (Если самостоятельных ответов не последует, прибегаем к помощи эпиграфов). Кто же понес самую страшную потерю, если исходить из слов Публиция Сира? Запишите эпиграфы в тетрадь.

Что бы вы считали счастливой развязкой этого произведения? Могла бы она быть? В какой момент повествования после ссоры нужно изменить слова и поступки героев?

7. Этическая беседа.

Как вы думаете, такая история могла произойти на самом деле? А в современной жизни? Что описанное Пушкиным не истлевает и не устаревает? (Чувства людей, межличностные отношения).

Наверное, каждый взрослый человек сможет вспомнить хотя бы один случай в жизни, когда ссора с другом или приятелем обернулась чередой неудач разочарований бед. Несколько минут назад мы с вами проектировали как можно изменить поведение героев, чтобы привести их к счастливому финалу, а в жизни так получится? Представьте, что по истечению десятков лет вы вдруг поймете, что однажды оттолкнули, предали лучшего друга, хорошего человека, потому что в какой-то момент ваши личные интересы оказались выше и важнее его интересов и чувств? Стоит ли ради сохранения дружбы напрягать свои душевные силы и бороться с завистью, ленью, злословием? Вы способны на это?

Настало время ответить на поставленный в начале урока вопрос: друзья или враги? (Вывод: Дубровский и Троекуров – друзья, которые не смогли вовремя совладать со своими чувствами, дали волю сиюминутному порыву и гордыне, что, к сожалению, разрушило их дружбу, но причины быть врагами у них не было никакой).

8. Рефлексия.

На такой глубокий и важный разговор нас настроил роман Пушкина “Дубровский”. И это лишь начало нашего знакомства с романом.

Чем вы можете объяснить, что “Дубровского” читают по прошествии более 180 лет после написания?

Подготовьте ответ в группах. Выступление 1 группы, добавления. По итогам обсуждения записывают выводы в тетрадь.

9. Домашнее задание: Написать текст по мотивам романа Дубровский, изменив поведение одного или обоих героев после ссоры, привести сюжет счастливой развязке.