Интегрированное внеурочное мероприятие-конкурс "Информационные ресурсы Интернета"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Универсальность.

Универсальность разработки состоит в том, что каждый учитель может использовать данную методику проведения конкурса и подобрать вопросы и задания в соответствии с возрастными особенностями учащихся, в соответствии со своей предметной областью, в соответствии с актуальными изучаемыми вопросами, на которые хочет обратить внимание. Конкурс можно провести в школе в рамках недели информатики или предметной недели, сформировав команды от разных классов.

Конкурс проводился неоднократно в Московском районе Санкт-Петербурга на базе ГОУ лицей № 373 по различным темам в интеграции с различными учебными предметами:

  • 2009 год - “Мой родной Московский...” (история Санкт-Петербурга – информатика и ИКТ; посвящен 90-летию Московского района, материалы представлены в данной разработке),
  • 2010 год - “Великие писатели – наши учителя” (литература – информатика и ИКТ).
  • 2011 год - “Толерантность” (право – информатика и ИКТ),
  • 2012 год - “Президентские выборы” (обществознание – информатика и ИКТ),

Ежегодно в конкурсе принимало участие 12 команд из различных школ района (количество команд-участников ограничено числом рабочих мест за ПК). Конкурс всегда вызывал большой интерес у ребят, некоторые участвовали в нем неоднократно. По отзывам участников такой конкурс необходим, так как дает возможность проявить себя, приобщает к активному мышлению, повышает познавательный интерес и позволяет расширить кругозор.

Актуальность и целесообразность.

Конкурс позволяет продемонстрировать учащимся актуальность использования информационных технологий в практической работе с разнообразной информацией, а также осуществить межпредметные связи.

Информационные ресурсы компьютерных сетей необходимы как дополнительный источник актуальной информации, наравне с традиционными источниками, в которых можно найти фундаментальные основы по интересующему вопросу.

Для поиска необходимой информации в компьютерных сетях требуется применить на практике знания, полученные на уроках информатики и ИКТ при изучении особенностей работы поисковых систем. Любая поисковая система обладает развитым языком запросов, позволяющим осуществлять тонкий поиск. Для того чтобы быстро и точно выполнить задания, требуется воспользоваться широким спектром возможностей поисковых систем и применить "расширенный поиск". А затем - проанализировать и обобщить результаты поиска информации.

Отдельное внимание при составлении вопросов конкурса можно уделить умению учащихся искать картинки с необходимым изображением.

Для эффективного представления найденной информации требуется применить практические умения и навыки работы с текстовым редактором MS Word, программой разработки презентаций MS PowerPoint. Это актуально и в проектной деятельности, и в исследовательской работе, и при самостоятельном изучении различных вопросов, и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Все это позволяет достичь новых образовательных результатов - обобщить знания, полученные учащимися в процессе изучения материала на уроках, провести пропедевтику на получение новых знаний в дальнейшем, вовлечь учащихся в разные формы деятельности, причем сделать это за счет большого потенциала самостоятельности учащихся.

Цель и задачи конкурса.

  • творческое развитие и становление личности учеников;
  • освоение учащимися способов коллективной творческой деятельности;
  • приобретение учащимися опыта целенаправленного сетевого поиска, синтеза и обобщения информации;
  • повышения уровня и результативности преподавания информационных компьютерных технологий;
  • развитие логического мышления, устной, аргументированной речи учащихся;
  • воспитание культуры общения, умения слышать и слушать, доказывать свою точку зрения.

Участники конкурса.

В конкурсе могут принять участие ученики любой возрастной категории (с 7 по 11 класс), умеющие работать с персональным компьютером (осуществлять поиск информации в Интернете, оформлять текст в MS Word, создавать презентации в MS PowerPoint). Количество членов в команде - 4 человека.

Технические рекомендации и оборудование.

1. Для выполнения заданий конкурса предоставляется компьютерный класс, подключенный к сети Интернет по выделенной оптоволоконной линии. На компьютерах для оформления результатов работы должен быть установлен текстовый редактор MS Word и программа подготовки презентаций MS PowerPoint. Количество необходимых рабочих мест за ПК зависит от количества участников: команде из 4 человек предоставляется 2 персональных компьютера.

Для облегчения сбора выполненных работ рекомендуется создать сетевую папку. Команды сохраняют результаты работы в виде файлов MS Word (найденные ответы на вопросы и гиперссылки) и презентаций MS PowerPoint (творческое задание). Имя файла должно совпадать с названием команды. По окончании времени, отведенного на выполнение заданий, по команде организаторов, участники копируют файлы с результатами работы в указанную сетевую папку, после чего доступ к ней закрывается.

2. Для представления выполненных творческих работ желательно использовать актовый зал (или класс) с компьютером, проектором, экраном.

Ход конкурса

1. Организационный момент.

- представление команд (эмблема, название, девиз)

- распределение участников команды по заданиям: 2 человека выполняют теоретический тест и задание на точность и скорость поиска, а 2 человека – творческое задание.

- распределение команд по рабочим местам: командам предоставляется по 2 персональных компьютера, подключенных к сети Интернет.

2. Выполнение заданий конкурса.

2 участника команды выполняют:

а) теоретический тест “Компьютерные сети” (задание 1). Количество и сложность вопросов можно изменять в зависимости от возраста участников, учитывая, что теоретический материал по данной теме изучается на уроках информатики и ИКТ в 8 классе. Тест можно провести при помощи программы “ЗНАК” или в бумажном варианте. Участникам дается на выполнение теста ровно 30 минут. За досрочное выполнение теста могут быть добавлены бонусные баллы первым трем командам.

б) задание на точность и скорость информационного поиска (задание 2) - используя ресурсы сети Интернет, ищут ответы на поставленные вопросы. Результат поиска оформляется в MS Word в виде ответа и гиперссылки на источник. Участникам дается на выполнение поиска ровно 30 минут. За досрочное выполнение задания могут быть добавлены бонусные баллы первым трем командам.

2 участника команды выполняют творческое задание - используя информационный поиск по ресурсам сети Интернет, создают презентацию по заданной тематике в соответствии с предложенным планом в MS PowerPoint. Темы творческих заданий распределяются при помощи жребия (задание 3).

На выполнение работы дается около 1 часа. В рамках конкурса на выполнение творческого задания выделяется не очень много времени, но данное задание может послужить началом проекта или исследовательской работы, если тема заинтересует участников.

Участники команды могут помогать друг другу.

Результаты работы команд сдаются жюри конкурса в электронном виде.

3. Защита творческих работ.

После небольшого перерыва все участники и члены жюри собираются вместе в классе или актовом зале и команды по очереди представляют свои творческие работы. На выступление отводится не более 5-10 минут. Команды должны продемонстрировать свою презентацию, раскрыть предложенную тему, высказать свое мнение по предложенной теме.

Критерии оценки.

  • При оценке теста за 1 правильный ответ дается 1 балл.
  • При оценке задания на точность и скорость поиска за 1 правильный ответ также дается 1 балл.

Жюри конкурса оценивает творческое задание по следующим критериям: глубина и логика раскрытия темы; литературно художественное насыщение и форма подачи информации; аудио-визуальная культура представления информации; владение Интернет-технологиями; графический дизайн работы.

Подведение итогов.

По результатам выполнения теста, выполнения задания на скорость и точность поиска, выполнения творческого задания каждая команда получает баллы. Призовые места определяются по сумме баллов.

Приложение 1.

  • Задание 1. Тест “Компьютерные сети”
  • Задание 2. Вопросы для поиска и ответы
  • Задание 3. Творческое задание – план и темы презентаций

Литература.

  1. Шауцукова Л.З. Информатика 10 – 11 класс. - М.: Просвещение, 2004
  2. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. / Н. Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008
  3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009
  4. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009