Урок русского языка по теме "Как используются синонимы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Класс: 2

Цель урока: организация деятельности учащихся, направленной на наблюдение над лексическим значением синонимов и использование синонимов в речи.

Задачи урока:

  • развитие аналитико-синтетического мышления, логического мышления, внимания, памяти, лингвистической интуиции;
  • развитие орфографической зоркости, каллиграфического письма;
  • развитие мотивации;
  • воспитание нравственных качеств личности, любви к Родине.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийное устройство;
  • экран;
  • музыкальный центр, диск;
  • толковый словарь С.И. Ожегова;
  • «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой;
  • карточки с заданием №1; №2
  • раздаточный материал (кроссворд);
  • учебник 2 класса С.Иванова, ч.2.

Ход урока

I. Орг. момент.

(Дети входят в класс, приветствуют гостей)

Прозвенел звонок сейчас
За работу, в добрый час!

II. Чистописание.

– Как вы думаете, ребята, с чего мы начнем урок?

(минутки чистописания)

– Внимательно посмотрите на схемы. Как вы думаете, что нужно сделать?

(определить букву, которую будем писать на минутке чистописания)

(будем писать букву «эр»)

– На что нужно обратить внимание при написании строчной буквы «эр»?

Напишите букву «эр», две удлиненные наклонные прямые в чередовании.

р / / р

Напишите слова:

друзья, товарищи, приятели

– Что хотите сказать? Что заметили? Что такое синонимы?

– Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? Какую цель поставим себе на урок?

III. Сообщение темы урока

IV. Работа по теме урока 

Словарная работа. Самостоятельная работа по карточкам

– Решите кроссворд. Вам необходимо подобрать слова-синонимы.

Самопроверка

Знакомство с новым словом с непроверяемым написанием

– Кто такой герой?

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова

Многозначность слова

1. Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

а) Герой Великой Отечественной войны

б) Человек, который себя самоотверженно вел себя в опасной, трудной ситуации (спас ребенка во время пожара,…)

2. Мать-героиня – женщина, родившая и воспитавшая 10 и более детей

3. Город-герой

– Ребята, скажите, а героями могут быть только люди?

(Героями могут быть не только люди, но и города. Город-герой – город, которому за проявленный массовый героизм и мужество его защитников в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов присвоена высшая степень отличия)

4. Герой – главное действующее лицо литературного произведения.

– Вот сколько значений имеет слово герой. А знаете ли вы, что это слово появилось в русском языке в 18 веке от французского слова «герос»

– Запишем слово в тетрадь (ученик у доски делает транскрипцию)

Герой [г' и р о й'] – 2 слога, 5 букв, 5 звуков

– Подберите однокоренные слова.

(Героизм, геройство, героический)

– Составьте предложение со словом герой.

Работа над деформированным предложением

Ребята, я тоже составила предложение, только что же получается, все слова перепутались. Что же делать? Поможете составить красивое предложение?

герой, родину, стоит, горой, за

(ученик у доски, выполняет синтаксический разбор предложения)

– Обратимся к первому значению слова, подберем синонимы.

Храбрец, смельчак, самоотверженец

Работа с учебником

– Откройте учебник на данной теме.

Какую стр. вы открыли?

(стр.52)

1. Рубрика «Разгадаем тайну языка»

2. Упр. 1 Самостоятельная работа

Фронтальная проверка

Физкультминутка (под музыку)

3. Упр.3 стр.53 Фронтальная работа

V. Закрепление изученных функций синонимов

(работа в парах)

– Ребята, поработайте в парах. Перед вами две карточки на выбор.

Карточка № 1

Из данного списка выпишите слова, близкие по значению словам: темнота, распорядок, отметка, интересный, красивый

занимательный, потёмки, прекрасный, оценка, забавный, прелестный, сумерки, балл, увлекательный, режим.

Карточка № 2

Выпишите слова, близкие по значению:

Вежливый, преграда, шелест, шорох, обходительный, любезный, шуршание, препятствие, здание, черта, линия, дом, помеха.

Самопроверка

Выборочное списывание

– Ребята, послушайте стихотворение Валентина Берестова «Мороз»

«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шуму, толкотни,
Как надоели мне они!»-
Так проворчал Мороз угрюмый
И речку льдом сковал без шума.
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

– Какие синонимы услышали в стихотворении?

(Бураны, вьюги, метели; шум, толкотня)

VI. Рефлексия.

– Что далось легко?

– Что трудно?

– Что было самым интересным?

Д/з. по выбору:

  • стр. 53 упр. 2
  • стр. 54 упр. 4

Презентация