Использование активных методов обучения на уроках экономики

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Уважаемые коллеги, позвольте поделиться своим опытом в применении на “скучных” уроках интересных и активных методов обучения детей. Предмет изучения может быть любым, не только социально-гуманитарного цикла, просто это моя специализация. Надеюсь, вы возьмёте на вооружение некоторые приёмы из придуманной мною игры.

Тема урока “Прекращение брака”.

Тема игры “Расторжение гражданского брака согласно семейному законодательству РФ”.

Проводилась комплексная игра, содержащая элементы “игры по станциям”, “игрового суда” и работа в группах.

Игра проводилась в 9 классе, участвовало детей – 21 учащийся.

Именно эта форма работы была выбрана потому, что это наиболее привлекательный для детей активный метод обучения, который позволяет не просто освоить новый материал, повысить мотивацию к запоминанию нужных фактов, но и познакомиться через игру с важными элементами социальной жизни, освоить новые для ребят модели поведения, рассмотреть моделируемое явление с разных сторон, “прочувствовать” социальные отношения между людьми, сформировать своё собственное мнение по ключевым вопросам темы.

Навыки, которые планировалось развивать с помощью игры:

  • интеллектуальные – закрепить навыки аналитической работы с нормативно-правовым актом, провести анализ проблемной социальной ситуации, поиск ошибки в ней, развивать способность продуктивно рассуждать в новых ситуациях, обобщать полученную информацию, повысить скорость обработки информации, подбирать правильную аргументацию и формулировать грамотную подачу ответа, активизировать поиск решения проблемы с опорой на юридические термины и статьи соответствующего кодекса, создаватьсвои гипотезы;
  • коммуникативные – научиться убедительно аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения, заинтересовать своим выступлением других, производить нужное впечатление на аудиторию, понимать и принимать точку зрения собеседника и аудитории, эффективно слушать и активно задавать вопросы, способность брать на себя ответственность за решение поставленных задач, привлекать к этому других, создавать атмосферу сплочённости и рабочего настроя в коллективе.

Предварительного задания для детей поставлено не было.

Расстановку мебели меняли следующим образом: в трёх разных углах расставили по 1й парте (точки маршрута команд); в центре класса сдвинули для 3х команд по 2 парты (образующие один большой прямоугольный стол). Стулья поставили соответственно количеству участников в группе (по 6). На столах лежат чистые листы и ручки для ведения “протокола”. В передней части класса (недалеко от доски и экрана) оставили свободное место для выступления команд.

Начало работы было организовано с помощью следующих приёмов:

вначале учитель объясняет ход игры устно, затем выводит напечатанные правила игры на экран проектора и предлагает ознакомиться с ними самостоятельно, после чего в произвольном порядке просит троих ребят своими словами объяснить правила игры и поправляет, если дети допускают неточности. Потом учитель объясняет критерии оценивания действий игроков (активность, правильность ответов, соблюдение временного режима и т.д.). Толькотеперь ребятам предлагается выбрать одну из карточек (заранее подготовленных учителем) с описанием их функций и задач в игре, и ознакомиться с их содержимым. Три карточки являются назначениями ведущих на маршруте, где им ставилась задача проверить знания групп по предыдущей теме (“Брак. Семья. Условия и порядок заключения брака в РФ.”), вопросы (и правильные ответы на них) уже напечатаны в карточках. При правильном ответе, ведущим полагается выдать команде конверт с последующими для них инструкциями. И так три раза, пока все команды не соберут по 3 конверта. Остальные 18 карточек содержат номера команд (1, 2 и 3), согласно которым команды и группируются по 6 человек в каждой. Затем они выбирают самостоятельно организатора группы и протоколиста. Ведущие маршрута на время выполнения заданий группами становятся “хранителями времени” и “хранителями материалов” команд (номер команды указан в карточке ведущего маршрута заранее (1, 2 или 3).

Описание хода работы:

После распределения ролей и детей по группам начинается сама игра – группыотправляются по маршруту, на каждом из 3х пунктов остановки отвечая на вопросы, при правильном ответе получают по 1 конверту на каждой “точке”, итого – команда должна получить 3 конверта, в которых находятся:

а) распечатанные статьи из Семейного Кодекса РФ с 16 по 26, касающиеся порядка прекращения брака (для всех одинаковые). Для внимательного ознакомления со статьями и анализом прочитанного отводится каждой группе по 10 минут; затем даётся разрешение учителем открыть второй и третий конверты.

б) во втором конверте содержится задание для инсценировки группой и представления для других команд “игрового суда”,(для всех разные).Например, “Представьте другим группам судебное заседание, на котором разводится семейная пара, имеющая несовершеннолетних детей, жена не работает, оба требуют раздела общего имущества и назначения алиментов, но муж требует определённого раздела имущества, которое…”,а дальше дети сами должны придумать ситуацию, в которой и заключается вся проблема, причём решение судьи должно оказаться неправильным, то есть не соответствующую положениям СК РФ(совет группе обратить особое внимание на статью 24). Или для другой группы – семейная пара пришла расторгать брак в органы ЗАГСа, объяснила подробно свою ситуацию (чтобы другим группам были понятны все нюансы) и их запрос удовлетворили, причём ребятам нужно придумать ситуацию, в которой сотрудники ЗАГСа не имели права расторгнуть этот брак (совет группе внимательно прочитать именно 20 статью).Или для третьей группы – в суд обратился один из супругов с просьбой о расторжении брака (придумываем причину, по которой второй супруг отсутствует – не согласен, или осуждён на срокдо 3х лет лишения свободы и отбывает наказание и т.д.), требуя при этом определённым образом разделить имущество и назначить себе содержание (при этом опять придумываем решение суда, нарушающее права сторон). На обдумывание задания, распределение ролей отводится по 7 минут, на выступление – 3 минуты. Разрешается привлечение к игровому судебному процессу “третьих лиц” (адвокатов сторон, например, или детей и т.д.) на усмотрение команд.

в) задание последнего этапа – внимательно просмотреть инсценировки других групп, подумать, посовещаться и определить, в чём именно “ошибка” судьи или работников ЗАГСа в данной конкретной ситуации, и доказать их неправоту, аргументируя это выдержками из статей СК РФ. На обдумывание и поиск решения группам даётся после каждого выступления по 5 минут. Затем представитель от каждой из 2х смотревших сценку групп выступает с ответом команды (2 минуты). За временем следят “хранители”, они же по окончании игры передают учителю все материалы (листы с ответами), которые всю игру записывали “протоколисты” команд. Очерёдность выступления групп – по их порядковым номерам (дополнительного времени для обсуждения другие команды всё равно не получают, пока выступает №1, т.к. вынуждены внимательно смотреть и слушать инсценировку, а кроме того, за регламентом обсуждений следят “хранители”).

Дети придумали следующие ситуации: в первом случае супруги представили соглашение, по которому трёхкомнатная квартира с обстановкой и машина отходит мужу, дети остаются с женой, а им предоставляется только дача в Егорьевском районе (что ущемляет права детей). Во втором случае, у супружеской пары, пришедшей в ЗАГС, было обоюдное согласие, не было споров о разделе имущества, но был ребёнок 17 лет, а их брак там всё-таки расторгли. В третьем случае, у мужчины, пришедшего подавать на развод, жена, отбывающая наказание, оказалась беременной.

Когда все группы показали поочерёдно свои “суды” и все команды высказались (чем больше группа смогла добавить нового к выступлению предыдущей, тем ценнее их ответ), “хранители” сдают учителю для последующей обработки протоколы команд и наступает “рефлексия” игры. Это “смысловое обсуждение”, в котором проводятся параллели между игрой и действительностью и рассматриваются предложения детей по поиску путей решения проблем при расторжении брака, а также обсуждение стратегии поведения, которой они смогут руководствоваться, вступая в правовые отношения.

Игра прошла в спокойной, немного весёлой, но вполне рабочей обстановке, по организации проблем не возникло, со временем уложились, задействованы были все, активно участвовали в обсуждениях, дисциплина соблюдалась полностью.

Дети в качестве вывода высказали предложение заключать непременно брачный договор при вступлении в брак, чтобы не было проблем с разделом имущества при разводе, и проголосовали за официальное заключение гражданского брака, чтобы иметь юридические гарантии защиты своих прав при прекращении брака.

С моей точки зрения, цель занятия была достигнута – дети активно, достаточно быстро и ненавязчиво освоили новую тему, отработали коммуникативные и интеллектуальные навыки и “примерили” на себя различные проблемные социальные ситуации, к сожалению, часто встречающиеся в наше время, а также сами сформулировали нужный вывод (т.к. эта тема “Заключение брачного договора” будет подробно обсуждаться на следующем уроке). Скорректировала бы я только предлагаемые детям проблемные ситуации (получилось, на мой взгляд, немного трудно, громоздко и “коряво”, но это хороший стимул к дальнейшим размышлениям и планированиям игр).

Рекомендации учителям – применять на своих уроках активные методы работы с детьми и не бояться “рабочего шума” во время занятия и трудностей, связанных с организацией пространства и предварительной подготовительной работой. Хотя бы 1 урок из обширной темы предлагаю проводить в этой интересной форме.