Урок изобразительного искусства по теме "Путешествие по морям". 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Тип урока: комбинированный

Вид деятельности: коллективно-групповая работа

Цель урока: Художественное отображение ландшафта на картинной плоскости - создание карты морей и островов с маршрутом путешествий.

предметные задачи:

  • представлять и передавать условное изображение в географических картах (рельеф, линия побережья, глубина морского дна, меридианы);
  • выбирать формат и художественные материалы в зависимости от идеи;
  • создавать плоскостную композицию на заданную тему.

развивающие задачи:

  • восприятие мира как целостной, гармоничной картины мира;
  • воспитание интереса к разнообразию окружающего пространства;
  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
  • развитие воображения, фантазии.

Ход урока

1. Вступление. Организационный момент, проверка готовности к уроку.

На предыдущем уроке учитель попросил детей заранее сформировать четыре группы для следующего урока, поэтому готовность урока проверяется по группам.

2. Актуализация знаний.

У: Мы с вами продолжаем увлекательное путешествие по открытому пространству! Удивительный и многообразный мир природы – источник вдохновения для художников.

Давайте вспомним, что такое открытое и закрытое пространство?

Презентация.

Слайд №2-5

Какие природные объекты мы наблюдаем в воздушном пространстве? Что мы изображали?

Слайды №6-10

Д: Облака, радуга, солнечный закат, лунное сияние, летящих птиц, самолеты, воздушный шар.

У: Какие природные объекты мы наблюдали в водном пространстве?

Слайды №11-13

Д: Озера, моря, волны.

У: - Водное пространство вдохновляет художников на создание морских пейзажей. Кто такие художники-маринисты? Картины каких художников вы помните?

Слайды №14-18

Д: - Иван Константинович Айвазовский - “Девятый вал”, “Бой брига “Меркурий”, Уильям Тернер.

3. Завязка. Знакомство с новым материалом.

- Морские дали издавна манили путешественников. Кто-то отправлялся за поиском сокровищ, кто-то мечтал найти новые земли, а кого-то манил простор, свобода, приключения… Вскоре появились карты зарытых сокровищ, необитаемых островов, дальних стран.

- Давайте посмотрим на старинные карты, которые создавались много лет назад. Сколько морей на Земле!

Слайды №19-25

У каждого есть свое название - Красное, Белое, Желтое, Черное, Мертвое, Средиземное. Многие моря получили названия в честь мореплавателей - Баренцево море, море Лаптевых (рассматриваем карты, находим моря, острова, пытаемся угадать, что видим).

Слайд № 26

4. Подготовка к практической работе.

У: - Сегодня нам предстоит совершить необыкновенное, захватывающее, увлекательное путешествие по морской поверхности. Для этого каждая команда создаст карту путешествий по морям и проложит на ней свой маршрут.

Обсуждение особенностей условных обозначений на карте. Береговая линия островов, материков, зеленый цвет равнин, лесов, коричневый цвет гор и возвышенностей. Зависимость цвета от глубины водной и земной поверхности.

У: Начинаем наше путешествие!

Заранее выбранные капитаны получают у учителя инструкции. В группах примерно по 5-6 человек. Дети распределяют роли при выполнении работы. В течение урока учитель отслеживает выполнение работы по данной карте.

Капитан Хранитель времени Главный художник Художник “хранители формы” Художники “хранители цвета” оценка капитана самооценка оценка учителя
1                
2                
3                
4                
  следит за выполнением работы, разрабатывает маршрут путешествий, следит за общей композицией работы следит за темпом работы, помогает художнику “хранителю цвета” следит за целостной композицией, умело связывает части, помогает художнику, “хранителю цвета” создает рисунок кораблей для маршрута, вырезает их и размещает на карте, рисует на картах события путешествий создает цветовой образ композиции, цвет водной поверхности и островов      

5. Кульминация. Творческая работа.

У: Итак, команды к путешествию готовы, помните, что от каждого из вас зависит конечный результат – интересная карта с маршрутом путешествия, островами, материками, проливами. На карте можно отмечать города и страны, давать названия морям и проливам.

Деятельность учащихся:

  • Овладение основами языка живописи и графики;
  • Изображение ландшафтной композиции, использование в работе впечатлений, полученных от восприятия картин (других изображений);
  • Понимание и изображение природной поверхности, представлять и передавать условное изображение в географических картах;
  • Овладение приемами коллективного (группового) творчества.

6. Развязка. Рефлексия. Подведение итогов работы.

Завершение работы, соединение частей в целостную композицию, Группы подводят итоги, выставляют самооценку. Капитаны возвращают листы.

Дети знакомятся с работами друг друга. Каждая группа рассказывает о маршруте путешествия, какие неожиданные встречи происходят по пути. Учитель просит отметить, какие карты других групп понравились больше всего, почему.

Учащиеся делятся впечатлениями, рассказывают, что понравилось, что вызвало затруднение, как прошла работа в группах. Учитель благодарит всех за работу.

Уборка рабочего места, карты размещаются на выставке в классе.