Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака в существительных после шипящих". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих”.

Задачи:

1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской и индивидуальной работы;
  • презентация
  • учебник русского языка для 3 класса В.П.Канакина В.Г.Горецкий. Москва “Просвещение”, 2013 год (программа “Школа России”).
  • Рабочая тетрадь по русскому языку на печатной основе В.П. Канакина. Москва “Просвещение”, 2013 год (программа “Школа России”).

Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-поисковый, практический.

Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный Начинаем урок русского языка. Посмотрите все на доску. Прочитайте пословицу и объясните её смысл. “Кто не стыдится спрашивать, узнаёт многое”

- Чем будем сегодня заниматься?

- Посмотрите на слова, записанные на доске: вьюга, ручьи, тополь, крылья, тюльпан, голубь

- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет?

Настраиваются на работу

- Если спрашивать у учителя, у взрослых, то узнаешь много нового

- Будем узнавать что-то новое

 

- Мягкий знак.

Чистописание Выполняет показ на доске написания.

Слайд № 3

Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию
Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке) Какое задание можно выполнить с этими словами?

Деление на группы

Слайд №4

Дети предлагают разные варианты заданий.
Постановка проблемы Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Слайд № 5

Предлагаю вам слово дочь

К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему?

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе).

Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу).

Аналогичная работы со словом рожь.

(Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе).

Возникает проблемная ситуация.

Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”.

Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак).

Фиксация проблемной ситуации на доске

  • Дочь
  • рожь

Сформулируйте задачи урока.

Слайд № 6

Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока.

(Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).

Открытие детьми нового материала Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы).

Карточка

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода).

Слайд № 7

Дети делают вывод

Формулируют тему урока.

Составление алгоритма. А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).

Слайд № 8

(Необходимо составить план действий – алгоритм).

Озвучивают алгоритм

Физминутка Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной.

Слова: ковш, дичь, печь, вещь, кирпич, тишь, товарищ, ералаш, ландыш, ложь, багаж.

Выполняют упражнение на внимание.
Первичное закрепление Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

  • красивая брош (?)
  • золотая рож (?)
  • серебристый ландыш (?)
  • новая вещ (?)

Слайд № 9

Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, и записывают на интерактивной доске с комментированием и проговариванием “шагов” алгоритма.
Работа с учебником (правило) Сверимся с учебником, где авторы приводят правило.

Учебник стр.31

(чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).
Закрепление А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания используя ЦОР.

Тест.

Слайды 10, 11, 12

 
Домашнее задание Записывают д/з в дневник с.33, упр 57

по выбору с.33, упр.57, выучить алгоритм

 
Рефлексия Какое открытие вы сегодня сделали?

Что было трудным (интересным, легким)?

Оценивание: поставьте крестик (галочку) на стрелке в соответствующем месте.

Слайд № 13

Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя