Дополнительная образовательная программа "Малышкина школа"

Разделы: Начальная школа


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1 Наименование программы Школа будущего первоклассника “Малышкина школа”
2 Основание для разработки программы Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
4 Основная цель программы Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего первоклассника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
5 Задачи программы
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
6 Условия достижения цели и задач программы Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов
7 Основные направления программы Адаптация к школьному обучению проходит через:
  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.
8 Пользователи основных мероприятий программы Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
9 Ожидаемые результаты
  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников “Малышкина школа” основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников “Малышкина школа”:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 10 занятий ( февраль – апрель)
  • наполняемость групп не более 15 человек;
  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

“Занимательная математика”. На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с “волшебными клеточками”, изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

“Основы грамоты”. Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

“Что меня окружает”. Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Занятия одного дня проходят под одной общей темой, посвященной одному литературному произведению в соответствии с календарными праздниками:

  • День знакомств
  • Сказка “Колобок”
  • Праздник бабушек и мам
  • С. Маршак “Кошкин дом”
  • Д. Родари “Чиполлино”
  • С. Маршак “Двенадцать месяцев”
  • К. Чуковский “Федорино горе”
  • Н. Носов “Путешествие Незнайки на Луну”
  • К. Чуковский “Доктор Айболит”
  • “По щучьему веленью”

Цели занятий

  • Развитие слухового и зрительного восприятия
  • Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
  • Развитие слуховой и зрительной памяти
  • Развитие мышления и речи
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Совершенствование коммуникативных навыков
  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
  • Совершенствование навыков монологической речи
  • Совершенствование навыков диалогической речи
  • Развитие мимики и пантомимики
  • Развитие фантазии и воображения
  • Развитие способностей к глубокому образному мышлению
  • Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
  • Развитие творческих способностей
  • Формирование эмоционально-волевой сферы
  • Формирование этических представлений
  • Повышение уверенности в себе
  • Научить принимать решения

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

План занятий

  1. “Занимательная математика”-10 часов
  2. “Основы грамоты”-10 часов
  3. “Умелые ручки”-10 часов

Тематический план занятий курса “Занимательная математика”

№п тема занятия  
1 Счет. Пространственная ориентировка. Решение стихотворных задач. В и Выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей
2 Счет в прямом и обратном порядке. Пространственная ориентировка. Развитие внимания Объединять группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и и целым
3 Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение логических задач. Решение примеров вида +1; -1. На основе деятельности с предметами уметь прибавлять и вычитать
4 Счет предметов. Геометрические фигуры. Логическая закономерность. Решение стихотворных задач Знать названия геометрических фигур и уметь их отличать
5 Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Пространственное ориентирование по клеткам.
6 Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Ориентировка во времени
7 Сравнение количества предметов на наглядной основе. Порядковый и ритмический счет
8 Составление фигур из частей и деление фигур на части Конструирование фигур по заданному образцу.
9 Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много Объединять группы предметов, устанавливать взаимосвязь между частью и целым
10 Решение логических задач. Счет предметов. Сравнение групп предметов, уравнивание Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий курса “Основы грамоты”

Название темы Цель занятия
1 Речь. Для чего нужна речь. Речь устная и письменная. Обводка по контуру. Знакомство с правилами штриховки
2 Слова в предложении. Предложение и слово. Раскрашивание и штриховка Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой
3 Деление слов на слоги. Ударение. Обводка по контуру. Штриховка Развитие фонематического слуха и зоркости
4 Учимся слышать звуки и называть их. Росчерки. Штриховка Соотношение звуков и знаков
5 Буквы, обозначающие гласные звуки. Печатание букв. Разучивание чистоговорок. Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки
6 Согласные звуки. Разучивание чистоговорок. Рисование по образцу. Штриховка Развитие пространственного представления на линованной бумаге
7 Слияние согласного звука с гласным. Отгадывание загадок. Штриховка Определение правой и левой сторон предмета
8 Составление предложений, текста по сюжетной картинке. Штриховка Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
9 Работа над словообразованием. Составление связного рассказа. Штриховка Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)
10 Чтение слов. развитие речи. Пересказ. Штриховка Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

Тематический план занятий “Что меня окружает”

Название темы  
1 Мир вокруг нас. Мой адрес. Моя семья Познакомиться с учителем. Познакомиться и обсудить правила поведения в школе. Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи
2 Лес и мир животных. Дикие животные. Деревья. Правила поведения в природе Группировать по названиям известные дикорастущие растения и диких животных. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях
3 8 марта – Международный женский день. Забота о близких Приводить примеры заботы о членах семьи. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
4 Домашние животные. Забота о животных. Группировать по названиям известные домашние животные.
5 Овощи. Фрукты. расширение представления о культурных растениях. Разгадывание загадок Группировать по названиям известные культурные растения.
6 Времена года. Счет времени. Часы. Различать времена года по признакам. Характеризовать времена года
7 Дом (посуда, одежда, обувь, мебель) Группировать, систематизировать предметы по назначению, использованию в доме
8 Солнечная система. Луна – спутник Земли. Космос. Знакомство с космическими телами.
9 Профессии людей Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
10 Транспорт. Виды транспорта, классификация, объединение. Правила поведения на дорогах. Характеризовать разные виды транспорта. Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения

Литература.

  1. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
  2. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
  3. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
  4. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
  6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
  7. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  8. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
  9. Электронный ресурс. http://www.vscolu.info Электронная газета “Кораблик”
  10. Рисунки для раскрашивания с сайта http://www.solnet.ee/

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование занятий в “Малышкиной школе” ___________ учебный год

дата ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ
Окружающий мир Обучение грамоте Занимательная математика
1 19.02 День знакомств
Мир вокруг нас. Мой адрес. Моя семья Речь. Для чего нужна речь. Речь устная и письменная. Обводка по контуру. Счет. Пространственная ориентировка. Решение стихотворных задач.
2. 26.02 Сказка “Колобок”
Лес и мир животных. Дикие животные. Деревья. Правила поведения в природе Слова в предложении. Предложение и слово. Раскрашивание и штриховка Счет в прямом и обратном порядке.

Пространственная ориентировка. Развитие внимания

3 05.03 Праздник бабушек и мам
8 марта – Международный женский день. Забота о близких Деление слов на слоги. Ударение. Обводка по контуру. Штриховка Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Решение логических задач. Решение примеров вида +1; -1.
4 12.03 С.Маршак “Кошкин дом”
Домашние животные. Забота о животных. Учимся слышать звуки и называть их. Росчерки. Штриховка Счет предметов. Геометрические фигуры. Логическая закономерность. Решение стихотворных задач.
5 19.03 Д.Родари “Чиполлино”
Овощи. Фрукты. расширение представления о культурных растениях. Разгадывание загадок Буквы, обозначающие гласные звуки. Печатание букв. Разучивание чистоговорок. Порядковый счет.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

6 26.03 С.Маршак “Двенадцать месяцев”
Времена года. Счет времени. Часы. Согласные звуки. Разучивание чистоговорок. Рисование по образцу. Штриховка Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
7 02.04 К.Чуковский “Федорино горе”
Дом (посуда, одежда, обувь, мебель) Слияние согласного звука с гласным. Отгадывание загадок. Штриховка Сравнение количества предметов на наглядной основе.
8 09.04 Н.Носов “Путешествие Незнайки на Луну”
Солнечная система. Луна – спутник Земли. Космос Составление предложений, текста по сюжетной картинке. Штриховка Составление фигур из частей и деление фигур на части.
9 16.04 К.Чуковский “Доктор Айболит”
Профессии людей Работа над словообразованием. Составление связного рассказа. Штриховка Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много
10 23.04 “По щучьему веленью”
Транспорт. Виды транспорта, классификация, объединение. Правила поведения на дорогах. Чтение слов. развитие речи. Пересказ. Штриховка Решение логических задач. Счет предметов. Сравнение групп предметов, уравнивание
11 30.04 Итоговое занятие
Скоро в школу!    

Приложение 2