Изучение норм международного гуманитарного права на уроках литературы "Вокруг тебя – мир…"

Разделы: Литература


Учебно-методический комплекс “Вокруг тебя – Мир...” разработан в рамках образовательной программы “Распространение знаний о международном гуманитарном праве в образовательных учреждениях РФ” и предполагает, что учащиеся школ должны получить знания о принципах и нормах МГП, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.

Цель пособия – пропедевтическая: эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм МГП, которые в системе будут изучаться в старших классах.

Правовая информация для ученика вводится авторами дозированно и адаптированно для каждого класса. Работа по освоению содержания этического компонента от урока к уроку, от раздела к разделу, от класса к классу усложняется.

В 5 классе мы говорим с детьми о существовании гуманных правил и значимости их в жизни человеческого общества, впервые знакомим с источниками МГП – четырьмя Женевскими конвенциями. Проблематикой пособия в 6 классе является актуализация роли правил во взаимоотношениях людей. Пособие 7 класса рассказывает о значении щадящего отношения к тем, кто не участвует в конфликте (в том числе вооруженном), необходимости их защиты. Ответственность тех, кто участвует в конфликтах, за выбор средств достижения цели рассматривается в 8 классе.

Однако, несмотря на поэтапность и системность в работе по освоению норм МГП, следует признать, что этический и правовой компоненты на уроках чаще уступают место литературоведческому. Опыт работы с данным комплексом показал, что детей больше привлекают изучаемые тексты, а не правовые нормы. Поэтому существует необходимость разрешить данную проблему, разработав систему методов, форм и приемов, которые обеспечивали бы не только эмоциональную подготовку к восприятию норм МГП, но и мотивировали бы интерес учащихся к самостоятельным открытиям нового и полезного для себя.

Опираясь на анализ собственной работы и работы коллег, учитывая основные положения личностно-ориентированного обучения, определяющими в работе по УМК “Вокруг тебя – Мир...” считаем следующие цели и задачи:

  1. Осуществить поиск, изучение и применение нестандартных способов организации эмоционального восприятия этико-правовых норм, помочь учащимся в понимании и чувствовании их значимости и ценности.
  2. Разработать общую модель проведения урока по УМК “Вокруг тебя – Мир...”, отвечающую эмоциональному и осознанному восприятию норм МГП.
  3. Обеспечить возможность творческого участия школьников в процессе освоения новых знаний в области МГП.
  4. Учесть особенности личностно-ориентированных моделей организации учебно-воспитательного пространства.

Реализация поставленных задач предполагает использование известных в педагогике и наиболее значимых для достижения образовательных целей подходов, а именно: проблемно-поискового, коммуникативного и игрового. Это позволяет придать учебному процессу обучающую, развивающую и занимательную направленность.

Модель организации учебного процесса при проблемно-поисковом подходе называется “обучением через открытие”. Она строится на принципе проблемности, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе его развертывания на уроке.

  1. Организовывать учебный процесс можно следующими технологическими приемами:
  2. Создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию.
  3. Вычленить противоречие в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика (он должен осознать эти противоречия как проблему).
  4. Сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Коммуникативный подход предполагает создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, выслушивает и понимает альтернативные точки зрения, уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, ведет поиск оснований для общей позиции, формулирует истинную точку зрения. Данный подход предполагает дискуссионную модель организации учебного процесса.

Технологические приемы организации учебного процесса при коммуникативном подходе следующие:

  1. Обеспечить положительный эмоциональный настрой, мотивацию учебной деятельности ученика.
  2. Создать значимую для него проблемную ситуацию, в которой присутствуют противоположные взгляды, альтернативные подходы к возможному решению, оценке, выводу.
  3. Определить роли (эмоционального характера).
  4. Распределить позиции и характер взаимодействия участников дискуссии: автор, понимающий, критик, ведущий, организатор и др.

Игровой подход в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик готовится к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений, “проживая” эти ситуации и способы их решения в учебном процессе.

Технологическими приемами данного подхода являются следующие:

  • Создать в пространстве деятельности ученика осознаваемую им жизненно важную кризисную ситуацию;
  • Распределить роли, функции, характер взаимодействия участников разрешения кризисной ситуации.

Учитывая технологические приемы выше названных подходов в рамках личностно-ориентированного обучения, считаем, что наиболее приемлемой для изучения норм МГП может стать следующая общая модель построения урока по УМК “Вокруг тебя – Мир...”:

  1. Мотивационная беседа, активизирующая эмоции, вызывающая стремление узнать новое. Обращение к личному опыту учащихся. (Э)
  2. Создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение к нормам МГП. (ЭЛП)
  3. Знакомство (изучение) норм МГП. (П)
  4. Оценка текста произведения с точки зрения норм МГП.
  5. Закрепление новых понятий в творческой деятельности или игре. (ЭП)
  6. Рефлексивная оценка проделанной работы.

Взяв за основу урока данную модель, учитель должен продумать соотношение всех трех компонентов (литературоведческого – Л, этического – Э, правового – П).

Строя урок по заданной модели, учитель “наполняет” ее формами, приемами, способами проведения урока. Но преподаватель должен помнить, что нормы МГП необходимо изучать сквозь призму данного произведения, т. е. в его контексте, но ни в коем случае не попутно с ним.

Приведем ряд примеров в качестве методических рекомендаций.

Мотивационная беседа

Мотивационная беседа должна “зажечь” интерес у ребят к предстоящей для изучения теме. Целесообразно здесь обратиться к личному опыту и рефлексии учащихся. Если произведение прочитано заранее дома, то вопросы могут быть такого рода:

  • Что ты испытываешь по отношению к герою?
  • Что бы тебе хотелось для него сделать? (уберечь, помочь, спасти, спрятать, успокоить, поговорить с ним и т.п.)
  • Как бы ты поступил на его месте?
  • Что бы ты сделал для предотвращения беды?

Данные вопросы подводят к проблеме, а есть ли общепринятые правила, защищающие людей в подобных ситуациях. Далее детям предлагается обратиться к источникам норм МГП.

Данная форма работы позволяет ученикам видеть смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.

Дети 5-6 классов охотно поделятся своими впечатлениями с помощью мимики, жестов. В 7 классе при изучении рассказа В.Катаева “На даче” в разделе “О тех, кто не участвует” беседу можно начать знакомством со статистикой о количестве жертв среди мирных жителей во время вооруженных конфликтов или использовать такую статистику в ходе урока (на разных его этапах).

Сначала обращаем внимание на название произведения - “На даче”, а тема рассказа – “положение гражданского населения во время войны”, поэтому для усиления эмоционального воздействия произведения на детей, предлагаем рассмотреть репродукции картин художников, ответить на следующие вопросы:

- Что изображают художники? (Пейзаж. Природу. Отдых на природе со сверстниками. Семью.)

- Какие краски, цвета используют художники?

- Какие мысли, чувства, воспоминания, ассоциации возникают у вас, когда рассматриваете эти репродукции? Запишите слова ассоциации в первый столбик в тетради. (Тишина, покой, мир, добрые люди, семья, дом, лад, детство, тепло, забота и др.)

Обратимся к репродукциям картин художников военной тематики и фотографиям хроники Великой Отечественной войны. Продолжаем беседу:

- О чём рассказывают фотографии, рисунки, репродукции?

- Какие используются краски, цвета, оттенки?

Учащиеся отмечают, что чёрно-белые, серые фотографии хроники подчёркивают беззащитность, уязвимость военнопленных и мирного населения. Преобладающими на картинах также являются черные мрачные тона, а красный цвет на репродукциях – цвет крови или огня. Дети записывают слова-ассоциации во второй столбик: “страх”, “пленные”, “голод”, “разрушения”, “страдания”, “горе”, “боль”.

Указав на противоречие между названием и темой произведения, можно задать вопрос: “Что может чувствовать человек, чью тишину, покой нарушили? Да еще если этот человек – ребенок?” После прочтения произведения “На даче”, аналитической беседы по прочитанному делаем вывод: война разрушает мир гражданского населения, уничтожает красоту и покой, приносит физические и моральные страдания, разлучает родных, отнимает жизни. Далее ученикам предлагается проанализировать диаграмму (см. рис. 1):

Рис. 1

- Что отражает диаграмма? (Число жертв среди мирного населения быстро растет.)

- К какому заключению можно прийти? О чём заставляет задуматься такая статистика? (Необходимо уменьшить количество жертв во время войны. Что-то нужно для этого сделать. Должны существовать правила, регулирующие действия воюющих сторон и, следовательно, необходимо знать и изучать нормы международного гуманитарного права.)

Работать со статистикой можно иначе – дать задание ученикам самим составить схемы, диаграммы, графики, опираясь на статистические данные, предложенные учителем.

Усилить эмоциональное восприятие проблемы поможет учителю следующий прием: учащимся предлагается раскрасить полоски бумаги тем цветом, который, на их взгляд, наиболее точно передает краски войны. Полоски прикрепляются к доске. Учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими, что они передают, называют слова, на их взгляд, наиболее точно отражающие сущность войны (слова записываются на доске). Учитель обращает внимание на слова, которые передают страдания людей, и просит учащихся привести примеры из курса истории, материалов СМИ, свидетельствующие о жестокости войн.

Проблемная ситуация

Мотивировать обращение к нормам МГП на уроке поможет создание проблемной ситуации. Так, проводя урок по фрагменту из “Повести временных лет” (“Месть Ольги”), можно уже в самой формулировке темы заложить противоречие, вызывающее проблемный вопрос: “Месть... Жестокость или достойный отпор?” Само явление мести противоречивое и сложное. Поэтому прежде чем обратиться к правовым нормам и прийти к определенным выводам, следует поработать со словом “месть”, вызвать у ребят ассоциации, ощущения, связанные с ним. Для этого на уроке используется следующий прием - “Слово – магнит”:

Что вы чувствуете, когда слышите слово “месть”? Что ощущаете? (страх, ужас, холод, что-то нехорошее, неприятное)

Вообразите, что слово это – “магнит”, у которого есть положительный и отрицательный заряд. Подумайте и запишите, какие слова слово “месть” будет отталкивать от себя, а какие – притягивать. ( Учащиеся записывают слова в столбик в тетради. При проверке оказывается, что слово “месть” притягивает к себе слова: “зло”, “несчастье”, “горе”, “боль”, “обида”, “страх”, “ненависть”, “жестокость”, “ужас”, “битва”, “слезы”, “плач” и т.п., а отталкивает слова: “улыбка”, “дружба”, “доброта”, “забота”, “радость”, “тепло”, “веселье” и т.п.).

Почему для многих из вас это слово стало отрицательным?

Если бы вам предложили нарисовать месть, что бы вы изобразили на своих рисунках? Какие краски использовали бы? (прием словесного рисования)

Анализ фрагмента летописи подводит учащихся к пониманию того, что месть в эпоху средневековья являлась единственным охранительным обычаем, заменявшим правосудие. Школьникам предлагается высказать мнение на заданный учителем вопрос:

Как вы, люди другой эпохи, другой цивилизации, относитесь к мести княгини Ольги?

Выводы урока не должны ограничиваться рамками произведения, их необходимо формулировать на основе этико-правового материала. Так, работа над произведением и конкретно над словом “правосудие” завершается следующими выводами:

В нашем мире существуют иные способы наказания, ответа за совершенный проступок или преступление.

Необходим правильный суд, суд по правилам, которые закрепились в законах, нормах права.

Обращение к источнику

На уроке может быть организована и прямая работа учащихся с Конвенцией. Так, при изучении рассказа К.Воробьева “Немец в валенках” дети подбирают материал, делают вырезки из напечатанного и выданного им текста Конвенции по защите военнопленных и прикрепляют к вывешенным на доску плакатам с изображением пленных взрослых и детей в немецких концлагерях во время Великой Отечественной войны.

На уроке по публицистическому произведению Г. Бочарова “Что человек может” в разделе “Один на один со стихией” шестиклассникам предлагается объёмная и достаточно сложная для осознания информация о МККК, Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и национальных обществах Красного Креста и Красного Полумесяца, которые составляют вместе Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Задание (КУ, с. 53-54) звучит так:

Люди, оказавшиеся один на один со стихией, нуждаются в помощи. Важно, чтобы человек мог рассчитывать на помощь.

Как вы думаете, кто в современных условиях по роду своей деятельности оказывает помощь людям, терпящим бедствие? Ответить на этот вопрос вам поможет информация в рубрике "Знаешь ли ты..." Читайте текст, отвечая на предлагаемые вопросы.

В процессе работы с текстом, думаем, целесообразно составить схему. Учителю будет удобно пользоваться у доски уже составленной схемой, поэтапно открывая нужные её части. Желательно сделать к уроку листы-заготовки на каждую парту по одному (см. рис. 2). В ходе обсуждения, совместного оформления работы ученики помогают друг другу, прислушиваются к мнению соседа или соседки по парте.

Прочитав первый абзац, дети отвечают на вопрос учителя:

- Что составляет Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца?

После ответов появляются записи части 1 (см. рис. 3) на доске и листах детей.

Познакомившись с содержанием второго, третьего, четвертого и пятого абзацев, учащиеся, работая в парах 5-7 минут, находят ответы на следующие вопросы:

- Какова главная цель этого движения?

- Отличаются ли сферы деятельности Международного Комитета Красного Креста и Международной федерации общества Красного Креста и Красного Полумесяца?

- Чем занимаются национальные общества в мирное и в военное время? Выскажите свои предположения. Сопоставьте свои предположения с данной в учебнике информацией.

После ответов на доске и листах учеников появляются записи части 2 (см. рис. 3).

Заканчивая работу по составлению схемы, учитель предлагает детям дочитать текст до конца и самим предложить, какие два пункта нужно ещё включить в схему, как их озаглавить. Обсудив в парах, ребята определяют, что необходимо отразить в общей схеме информацию о деятельности Российского общества Красного Креста в прошлом и настоящем. На доске открываются записи части 3 (см. рис. 3). Два ученика последовательно рассказывают об историческом прошлом Российского общества Красного Креста и о его деятельности в настоящее время, опираясь на записи в третьей части схемы. Итогом такой работы может быть монологический рассказ ученика о Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца по составленной на доске схеме.

Таким образом, усиливать восприятие норм МГП можно, используя работу по чтению и построению схем, графиков, диаграмм, что позволяет активизировать воображение школьников. Материал, предложенный в виде схемы или графика, лучше запоминается, с опорой на него детям легче составить связный монологический рассказ.

Можно предложить детям самостоятельно, не обращаясь к источникам, сформулировать правовые положения, защищающие жертв войны: раненых, больных, военнопленных, гражданское население, а также тех, кто потерпел кораблекрушение. Затем результаты практической деятельности учащихся сопоставляются с положениями источника, делаются выводы.

Для того чтобы дети видели смысл своей деятельности на уроках по УМК “Вокруг тебя – Мир...”, можно использовать следующий прием - ролевую игру.

Ролевая игра

Например, вопрос о соблюдении норм МГП часто вызывает дискуссии среди учащихся. В этом случае можно предложить классу разделиться на две группы – на “оптимистов” и “скептиков”. Первая группа получает задание привести аргументы, подтверждающие необходимость (или действенность) норм МГП в рассматриваемой ситуации, вторая группа анализирует ту же проблему с позиции “скептиков”.

Подобную игру можно провести на уроках по изучению рассказа Р.Шекли “Абсолютное оружие” из раздела “Какой ценой?” (8 класс). Главными для обсуждения могут быть следующие вопросы:

  1. В силах ли нормы МГП ограничить воюющие стороны в выборе методов и средств ведения войны?
  2. Совместимы ли такие понятия, как “война” и “право”?

Чьи бы аргументы ни оказались сильнее, необходимо прийти к выводам: даже самое совершенное законодательство соблюдается не всегда. Нарушение норм права не является доказательством их несовершенства или отсутствия потребности в них. Следует учитывать, что даже небольшой прогресс в соблюдении гуманных правил означает ограничение жестокости, насилия.

Также в форме ролевой игры в стиле ток-шоу можно провести обобщающее занятие по изученному произведению с введением элементов нового знания. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, предоставляя им возможность оказаться в той или иной спроектированной ситуации, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разрабатываемым решениям, зрелищностью, и поэтому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции. Цель такого занятия заключается в следующем: в ходе анализа предлагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок, готовых или придуманных заранее детьми) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного конфликта, содействовать более глубокому пониманию основных норм и принципов МГП; продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли. Интересным было бы на таком уроке использование так называемой “шкалы мнений”, которая дает возможность учащимся следить за развитием противоположных точек зрения в коллективе.

Закрепить новые понятия, новые знания о нормах МГП поможет продуманная учителем творческая работа учеников. Это могут быть сочинения разных жанров, например, в форме эссе или письма (герою произведения, авторам, жителям планеты, друзьям и т. п.), а также создание собственных плакатов, лозунгов, рисунков.

Например, после аналитической работы с произведением Р.Бредбери “Улыбка”, в котором герои, уничтожая все лучшее, прекрасное, что было создано человечеством, утратили в себе стремление к красивому, учитель предлагает следующее:

Что бы вы посоветовали сделать людям сегодня, чтобы мир предстал живым и юным, а не страшным мраком в пустоте? Свои предложения оформите в виде кратких призывов (лозунгов) или тезисов, используя ключевые слова урока: “радуга”, “красота”, “улыбка”, “будущее”, “беречь”, “сохранить” и др.

Затем дети представляют и защищают свои работы.

Плодотворной могла бы стать работа учащихся над проектом по защите культурных ценностей. Дети самостоятельно подбирают материал, дают название проекту, берут интервью у разных людей, обращаются к источникам норм МГП. “Культурные ценности – ценности нашей души” - одно из названий подобных проектов.

Оценка проделанной работы на уроке должна носить рефлексивный характер и исходить от самих учащихся, что помогает им видеть развитие собственных возможностей, общую направленность своей деятельности. В конце урока можно предложить детям продолжить следующие фразы:

  • Сегодня на уроке я узнал, что ___________
  • Меня удивило, что ___________
  • Мне кажется, что ____________

Можно предложить учащимся завести этико-правовой словарик, в который записываются новые дефиниции, правила, собственные выводы, что также способствует осознанному восприятию и систематизации изученного в области норм МГП.

Каждый из вышеописанных методов, приемов, способов учитывает особенности личностно-ориентированного подхода в обучении. Все они позволяют учителю адаптировать этико-правовой (компонент) текст к изучаемому произведению, учитывая возраст учеников; сформировать первое представление учащихся о нормах МГП, подготовить к осознанному восприятию их в старших классах.