Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басни И.А. Крылова "Ворона и Лисица"
Задачи урока:
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная презентация
- компьютеры;
- экран для демонстрации презентации;
- мультимедийный проектор;
- учебник "Литературное чтение", автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий; 3класс 1 часть.
Предмет: Литературное чтение.
ХОД УРОКА
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
Слайд 1.
На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
2. Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
Выразительное чтение басни.
чтение басни учащимися (3 чел.);
- Какие строчки басни стали крылатым выражением?
(Пословица из басни Крылова "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться") объясните, как вы их понимаете?
- Какой порок И.А. Крылов высмеивает в этой басне? (невежество)
3. Работа на маках.
Поработаем в парах на маках и найдём соответствие: из каких басен И.А.Крылова взяты эти выражения
4. Постановка темы и цели урока. Слайд 2.
(портрет И.А. Крылова)
Что вы знаете о писателе? Расскажите. Стихотворение о Крылове читает ученик
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица". - а, значит, узнаем что - то новое и важное о себе и людях.
5. Работа по теме урока.
Слайд 3.
1) Первичное знакомство с басней послушайте басню в исполнении ...(мультимедиа и аудиозапись басни)
2) Восприятие прослушанной басни.
- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- Откройте учебник. Найдите басню. Прочитайте самостоятельно басню и отметьте слова, значение которых вы не знаете
3) Словарная работа
Лесть - лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец - льстивый человек;
Гнусный - внушающий отвращение, омерзительный;
Взгромоздиться - взобраться с усилием на что - то высокое;
Пленил - привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина (голова) - от слова вещунья - предсказательница.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
Слайд 4.
Физминутка. (побываем в лесу, где они живут) Изобразим ворону- машут крыльями. Изобразим лисицу - идет, виляя хвостом. Скрылась, тихо сели.
4) Беседа по содержанию басни
- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)
- Не зря Крылов назвал ее так метко - плутовка. Что это значит? (ловкая, хитрая, обманщица)
Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.
- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков "кар-кар").
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
("Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло")
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей.Лисице нужно было, чтобы Ворона "запела" и выронила сыр).
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей)
- Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).
7) Инсценировка басни
Слайд 5.
-Сейчас вы увидите инсценировку этой басни. Обратите внимание на то, как ребята будут стараться показать особенности характера героев басни.
Рассказчик
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.
Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.
Рассказчик
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близехонько бежала.
Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.
Рассказчик
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.
Лиса
Голубушка, ах, как ты хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!
Рассказчик
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.
Ворона
Кар!
Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.
Рассказчик
Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.
Ворона сетует.
Ворона
Ах, если бы я знала
Ее коварство, рта б не раскрывала.
Ни речи лживые, ни лести сладкий яд
Отныне мне ничем не навредят.
Их презираю! Им я знаю цену!
От правды отличу всенепременно!
О, жизнь! Ты мне преподала урок.
Ворона улетает.
Рассказчик
Но не пошел урок Вороне впрок.
Ей в искушенье, прочим в назиданье
Послал Господь ей снова испытанье -
Дал сыру вдвое больше.
Появляется Ворона с большущим куском сыра и тяжело взгромождается на ель.
Рассказчик
Сей же час
Ворона с ним на елку вознеслась
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Опять Лиса близехонько бежала.
Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.
Рассказчик
И снова сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
Ворона ждет.
Лиса
От пуха до пера,
Голубушка, ты лучше, чем вчера!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Какие коготки! Какой носок!
А что за диво этот голосок!
Спой, светик, не стыдись! Не станешь же, сестрица,
Ты на меня за прошлое сердиться.
Тебя заслышав, соловей смутится.
Спой для меня! Ведь ты всем птицам птица!
Рассказчик
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на уветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.
Ворона
Кар!
Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.
Рассказчик
Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.
История дословно повторилась
Да и мораль ничуть не изменилась.
Я вам ее напомню простодушно:
Увы, но неискоренима лесть,
Покуда любо лис воронам слушать,
А лисам - сыр вороний есть.
Обсуждение. Кому удалось точнее показать характер героя. Какими средствами он это показывал?
-В чём различие этих басен?
-Научилась ли Ворона отличать лесть от истины?
6. Итог
Слайд 6.
Сегодня мы познакомились ещё с одной басней
7. Рефлексия деятельности на уроке
Слайд 7.
Закончите предложения:
"Сегодня на уроке я узнал ...."
"Особенно мне понравилось на уроке,..."
Обратная связь: Если урок был интересным, а если вы скучали и ничего нового не узнали.
10. Домашнее задание
Выучить басню И.А. Крылова наизусть; Разгадайте кроссворд в Началке Семинфо.