Цель: дать представление ученикам о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.
Задачи:
Обучающая: уточнить понятия слов "добро", "зло", "грех", "совесть", "раскаяние" "покаяние", установить связь между этими понятиями в русской православной культуре; раскрыть этапы, составляющие раскаяние (покаяние).
Развивающая:
- развивать умение различать добро и зло посредством совести;
- осознавать разницу между покаянием и признанием ошибки;
- развивать логическое мышление, память, воображение, навыки сравнительного анализа;
- умение работать с учебником, в группах.
Воспитывающая: воспитывать понимание, что значит жить в ладу со своей совестью.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, учебник "Основы православной культуры" автор А. В. Кураев, карточки с заданиями.
Ход урока
СЛАЙД 1.
1. Организационный момент, психологический настрой на урок.
СЛАЙД 2.
Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами!
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть сегодня для себя что-то новое.
Ребята, сегодня, как и всегда вы будете работать индивидуально и в группах.
2. Проверка усвоения предыдущей темы.
Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Православное учение о человеке)
Мы каждый день заботимся о своем теле - умываемся, делаем зарядку, чистим зубы, если на улице плохая погода, то тепло одеваемся.
А как на ваш взгляд надо заботиться о своей душе? (ответы детей)
Подумайте и решите сейчас для себя, какие ?качества души вы хотели бы иметь и подчеркните их зелёным карандашом, а красным карандашом - то, с чем бы вы хотели бороться. Положите перед собой карточку №1 и начните работу! (Самостоятельная работа на карточках по вариантам)
I Правдивость Смелость Доброта Щедрость Высокомерие Сострадание Равнодушие |
II Общительность Трусость Скромность Жадность Хамство Бесстрашие Мужество |
III Зависть Верность Великодушие Милосердие Уважение Отвага Пренебрежение |
IV Замкнутость Предательство Злорадство Вежливость Стойкость Добродушие Приветливость |
Обсуждение выбора детей
Ребята, вы хорошо разбираетесь в положительных и отрицательных качествах души.
3. Активизация мыслительной деятельности. Определение темы урока.
СЛАЙД 3.
Посмотрите, на слайде записаны пословицы и поговорки, подумайте, какое слово в них пропущено. (Совесть)
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ответы детей)
Прочитайте последнюю пословицу, объясните её смысл. Вы правы, если совесть мешает спать, то поможет только единственное лекарство. Оно называется "раскаяние".
4. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое совесть и что такое раскаяние, узнаем о подсказках совести и как исправлять ошибки.
5. Знакомство с новым материалом.
СЛАЙД 4.
Послушайте рассказ Аркадия Петровича Гайдара, который так и называется "Совесть" и скажите, почему героиню рассказа "грызла беспощадная совесть"? (ответы детей)
Обычно совесть укоряет нас, ругает, грызёт, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много крылатых выражений (фразеологизмов). Мы говорим: "совесть спать не дает", "испытывать угрызения совести", "мучает совесть".
СЛАЙД 5.
6. Посмотрите на эти картинки и подумайте, какие качества души символизируют эти сказочные персонажи? (ответы детей)
Работа с учебником.
Давайте прочитаем, что такое добро? Что такое зло? С. 36 вашего учебника.
Какой синоним можно подобрать к слову "зло " в православии? (грех)
В русском языке слово "грех" по значению соответствовало понятию "ошибка". Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.
Ребята, а как вы думаете, зачем человеку нужна совесть?
Совесть человека помогает ему отличать добро от зла.
Какой же сделаем вывод?
Что значит "добро", "зло", "грех" в православии? Посмотрите на подсказку на слайде и дайте определения.
СЛАЙД 6.
Просмотр и обсуждение видеофрагмента.
СЛАЙД 7.
Посмотрите видеофрагмент, который рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Пётр предал своего Учителя.
(Просмотр видеофрагмента)
Как вы думаете, почему апостол Пётр плакал в конце сюжета?
В этих слезах обновилась его душа, и он стал бесстрашным проповедником учения Христа, за что был в последующем казнен.
Давайте прочитаем об отречении Петра в учебнике.
СЛАЙД 8.
Как вы думаете, что помогло апостолу Петру осознать свою ошибку? (ответы детей)
Работа с текстом учебника.
Прочитайте раздел "Работа совести"
7. Вопросы к разделу:
Найди и прочитай, какое первое дело поручил Творец совести.
Какое второе важное дело поручил Творец совести?
Какая важная особенность у совести?
Что же является главным в жизни человека?
Давайте сделаем вывод: самое главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью.
8. Физминутка (Видеоряд на песню М.Минкова, Ю. Энтина "Дорогою Добра")
СЛАЙД 9.
А сейчас встаньте, и сделаем под музыку несколько упражнений.
9. Работа с текстом учебника.
Я надеюсь, что вы всегда будете идти дорогою добра, но, к сожалению, это не всегда получается.
Мы совершаем ошибки, но в наших силах их исправить. В этом помогает человеку умение раскаяться. У христиан есть три шага в раскаянии, давайте прочитаем об этом в учебнике (с. 38 - 39).
СЛАЙД 10.
Восстановите на слайде последовательность шагов в раскаянии у христиан.
СЛАЙД 11.
Молодцы!
10. Итог урока.
Мы сегодня на уроке говорили о таких важных для всех понятиях, как совесть и раскаяние. Этот разговор не может закончиться на нашем уроке, потому что впереди у нас вся жизнь, которая заставит нас разобраться, что такое хорошо и что такое плохо.
Закончим наш урок инсценировкой стихотворения А. Лопатиной и М. Скребцовой "Что такое совесть?"
СЛАЙД 12.
- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела -
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт -
Никого не подведёт.
Совесть - клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.
11. Рефлексия.
Кто сегодня на уроке узнал много нового и полезного для себя, возьмите лучики и зажгите наше солнышко. (На доске жёлтый круг, а дети прикрепляют к нему лучики).