Организация, содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада

Разделы: Коррекционная педагогика


Содержание обучения в специализированном дошкольном учреждении определяется программой воспитания и обучение дошкольников с задержкой психического развития (5). Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствует тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа.

В программе отражена многоплановая коррекционно-педагогическая работа по формированию у детей пространственно–временных представлений и представлений о смене времен года и осуществляется это следующими разделами программы:

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с окружающим миром и развитее речи.

Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи содержит такие темы, как “Сезонные изменения в природе”, “Растения” и “Животные”, изучение которых неразрывно связано с непосредственным наблюдениями в природе.

При ознакомлении с сезонными изменениями в природе автор предлагает знакомить детей не только со временами года, но и дать такие понятия как: начало, середина и конец каждого времени года (кроме лета).

Вся воспитательно-образовательная работа в специализированном дошкольном учреждении проводится в повседневной жизни и на специально организованных занятиях. В процессе занятия решаются сложные задачи (коррекционно-развивающие, образовательные, воспитательные) и реализуется программное содержание. Занятия проводятся педагогом в соответствии с планом его работы. Для проведения занятий отведено постоянное время и место в режиме дня каждой группы.

Чтобы занятия приносили максимальный эффект, они должны отвечать ряду требований. Воспитательная и образовательная работа с детьми должна строиться, на основе доступности, систематичности, последовательности и концентричности. Это дает возможность последовательно вести их от простого к сложному, от частному к общему выделению существенных связей и отношений, к формированию обобщенных представлений о смене времен года.

Одним направлением коррекционно-педагогической работы является формирование интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы). Реализация данной задачи будет способствовать придания занятиям формы увлекательных игр, экскурсий, бесед, наблюдений. В результате этого обогащается чувственный опыт детей. Возможность непосредственно наблюдать объект и выполнять с ним практическую работу стимулирует развитие детской любознательности.

Умение наблюдать вырабатывается у детей в процессе анализа и сравнения объектов во время экскурсий, развивающих прогулок, демонстрации изучаемых предметов на занятиях.

Для того чтобы экскурсия или прогулка имели развивающий эффект, педагогу необходимо правильно спланировать собственную деятельность, хорошо знать особенности наблюдаемого объекта, составить четкий план экскурсии, определить ее основную цель и детально продумать объем и последовательность заданий.

Детям должно быть понятно, с какой целью они идут на экскурсию. Недостаточно произнести общую фразу, например, о том, что на прогулке они увидят, как изменилась природа с наступлением весны. Внимание детей надо направить на конкретную задачу.

В обучении наблюдению – умению видеть и выделять части, элементы, признаки объекта, замечать изменения, происходящие в природе, - огромную роль играет речь педагога. Именно педагог с помощью последовательно выстроенных вопросов и указаний руководит рассматриванием и обследованием предмета, так как сам ребенок не сможет увидеть характерных для данного объекта признаков. Следовательно, необходимо заранее продумать ход беседы, сопровождающей наблюдение и обобщающей то, что дети узнали в ходе экскурсии.

Готовясь к проведению экскурсий, педагог намечает работу по обогащению и активизации словаря детей. В ходе наблюдений он акцентирует внимание на новые для них словах, так ставит вопросы, чтобы дети, отвечая. Учились их применять, а также употреблять уже известные им слова в новом значении. Следует обратить внимание на использование детьми определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также на правильность грамматического оформления высказываний.

Важно так организовать рассматривания объекта или явления во время экскурсии, чтобы у каждого ребенка эта деятельность вызвала интерес и стимулировала его познавательную активность.

На прогулке дети могут встретиться с новыми, ранее неизвестными предметами. Ознакомление с ними поводится в такой последовательности: сначала учат узнавать предмет, сличая его с образцом (натуральным или картинкой), затем – по словесному описанию, наконец, дети учатся составлять описание изучаемого предмета.

Активизации познавательной деятельности детей хорошо служат дидактические игры.

Знания, полученные в ходе наблюдений во время экскурсий и целенаправленных прогулок, углубляются и обогащаются на занятиях.

Помимо фронтальной беседы, такие занятия должны включать в себя коллективное и индивидуальное составление устных рассказов по предложенному плану, по опорным словам, по картинке и т.д., что позволяет закрепить сведения и представления, полученные в процессе экскурсий, на новом, более высоком уровне.

Особое место в таком занятии занимают рассказы детей о самостоятельных наблюдениях.

Долю самостоятельности дошкольников в ведении наблюдений необходимо увеличивать, предъявляя постоянно возрастающие требования к доказательности и обоснованности ответов. Большие возможности для такой работы предоставляют систематические долгосрочные наблюдения за природными явлениями.

Можно включать и проблемные задания, требующие от детей поиска самостоятельных решений.

На обобщающих занятиях проводятся беседы, при этом необходимо формулировать вопросы так. Чтобы пробудить интерес даже у крайне пассивных детей. Чередование трудных и легких вопросов заставит детей быть внимательней. С самого начала обучения необходимо побуждать к том, чтобы они обосновали свой ответ (педагог просит доказать или объяснить, почему ребенок так думает). Дети приобретают навык совместного обдумывания, когда педагог, получив ответ одного, спрашивает, как об этом думают другие.

Наблюдения в природе, работа по их обобщению должны стать этапом, подготавливающим детей к овладению связанной речью, составлению рассказов на соответствующие темы.

На занятиях обобщающих наблюдения, дети учатся выделять существенные признаки предмета, отделять их от второстепенных, т.е. проводить более глубокий анализ. Нахождения различия и сходства в двух (или более) сопоставляемых предметах, а также установление изменений, происшедших с предметами (или группой предметов), осуществляется посредством их сравнения. На занятиях важно предусмотреть два основных момента: целенаправленный анализ предмета следует научить детей посредством самостоятельных наблюдений и практических работ; необходимо уделить особое внимание обучению составлять связанный рассказ-описание предмета.

Анализ объекта проводится в определенной последовательности: сначала задают вопросы, позволяющие охарактеризовать предмет в целом, затем дети выделяют основные части предмета (например, ствол, ветви дерева) и рассказывают об их свойствах, далее выделяют более мелкие части (листья, плоды), дается характеристика, и, наконец, дети повторно дают оценку целого предмета.

Обучая ребенка анализу предмета, педагог ставит вопросы, побуждающие тщательнее рассмотреть объект, сравнить отдельные части, выделить значительное число признаков, прийти к выводу, какие из них существенные.

Проводит анализ объекта, а также сопутствующую беседу даже в старшей группе чрезвычайно трудно. Дети часто не понимают задачи наблюдения, не осознают цели и мотивов предлагаемой им деятельности. Избежать этого возможно, если в процессе анализа предмета будет установлена тесная связь между наблюдением практической деятельность и развитием речи дошкольника.

Организовать практическую деятельность детей, направленную на выделение определенных свойств объекта, возможность посредством различных действий или опытов с ними. Например, для определения особенностей листа того или иного дерева можно провести его сравнение путем наложения на другой лист, путем обводки контура, определения поверхности на ощупь и т.п.

В других случаях целесообразно обратиться к аппликации, рисованию, лепке и, что особенно эффективно, к изготовлению поделок из природного материала. Большое значение приобретает выбор поделок. Педагог подбирает только такие, для выполнения, которых природный материал выступает в качестве основной детали. Например, стрекозу изготавливают их плодов липы (орешек с летучкой) и пластилина; зайчика – из листьев березы, рябины и пластилина. Предварительно необходимо показать готовый образец поделки и выяснить, какие детали нужны для ее изготовления. Эта работа заставляет детей всматриваться в своеобразный строительный материал, любоваться совершенством формы и окраски природных объектов, высказывать суждение об их красоте.

Анализ образца предполагает, прежде всего, выделение отдельных его частей и название материала, из которого сделана поделка, а затем в ходе изготовления определяются ее различные свойства (цвет, форма, величина и т.д.). В процессе работы детям показывают каждую операцию, которою им предстоит выполнить. Используя разные виды словесных отчетов детей: сначала их учат отчитываться в произведенном действии, затем в предстоящих действиях.

При изготовлении поделок из природного материала детали сначала называются как части дерева (лист, веточка, орешек липы и т.п.), а затем, уже при анализе изготовленной поделки, дети рассказывают о них как о частях самой поделки. В процессе работы детей учат объяснять, почему для той или иной детали выбран именно этот природный материал. Сравнивая однотипные поделки, дети должны выделять общие и отличительные признаки. После выполнения поделки (этот процесс помогает сформировать представления о предмете в целом и его основных частях) дети учатся составлять рассказ-описание. Эта работа начинается, как уже указывалось, с составления рассказов о собственных наблюдениях.

Обучая детей умению составлять правильный, четкий и последовательный рассказ, педагог сначала дает его образец, а затем проводит беседу, в ходе которой задает вопросы “Что мы сначала рассматривали?”, “Как я об этом рассказала?”, “После того как мы посмотрели, какое дерево по размеру, какую его часть мы стали рассматривали?”, “Повторите, как я об этом говорила.”, “Чем я закончила рассказ?, “Почему?”.

Обучение целенаправленному, последовательному анализу предметов и явлений окружающей действительности способствует накоплению определенного круга конкретных представлений. Формируя представления о конкретных предметах, мы формируем представления о конкретных предметах. Именно различение конкретных предметов, составляющих одну родовую группу, затрудняет детей не только в дошкольном, но и в школьном возрасте.

При изучении программного материала образовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе с воспитательными. Важно пробудить в детях внимательное, доброе отношение к растениям и животным, научить ухаживать за ними, охранять их, понимать роль и ценность их существования в природе. Этому служит приобретаемые детьми знания об отдельных представителях растительного и животного мира..

Необходимо прививать детям навыков правильного поведения в лесу, парке. Следует показать детям, как много времени должно пройти даже при благоприятных условиях, чтобы из семян выросли молодые деревца. Стремясь укрепить добрые чувства в душе ребенка, можно обсудить серия картинок с изображение соответствующей ситуации.

Рассматривая картинки, анализируя воспроизведенную на них ситуацию, составляя коллективный, а затем и индивидуальные рассказы, выражая свои чувства, дети формулируют свое понимание того, как правильно надо обращаться с растениями, у них закрепляется представление о бережном отношении к природе, формируются суждения о формах правильного общения с природой.

Нужно научить детей замечать красоту природы в разное время года, радоваться ей и оберегать ее. Чтобы активизировать восприятие, вызвать положительные эмоции, можно в процессе наблюдений прочитать детям соответствующее стихотворение, загадать загадку, рассказать логическую задачу или дать детям задание – подметить и рассказать, что изменилось в парке, найти самое красивое дерево, куст.

Работа по ознакомления с окружающим миром и развитию речи вне занятий осуществляется воспитателем.

Прогулки, на которых ведутся наблюдения за погодой изменениями в жизни растений и животных, за трудом взрослых людей, воспитатель сопровождает беседой. Наблюдения планируются воспитателем совместно с педагогом-дефектологом. Наблюдения занимают от 5 до 10 минут. С помощью дидактических и подвижных игр (к примеру, “Найди дерево по описанию”, “Садовник”, “С чьей ветки детки” и т.д.) закрепляются знания, полученные на занятиях.

Воспитателю, как и педагогу-дефектологу, необходимо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка и следить за его развитием. С детьми. Которые не усвоили материал на занятии, полезно проводить дидактические игры, ориентируясь на учебную задачу. Так с детьми, которым трудно запомнить слова, выражающие пространственные отношения, можно ежедневно проводит игру “Угадай, что изменилось”, увеличивая количество объектов и заменяя их новыми. Полезны словесно-дидактические игры направленные на расширение предметного и глагольного словарей: “Кому что нужно?”, “Кто что делает?”; на словесные описания предметов: “Кто (что) это?”, “Кто (что) лишнее?”; на сравнение предметов: “Похожи – непохожи” и др.

Для эффективного использования заложенных в программу возможностей формирования познавательных интересов необходимо так организовать процесс обучения, чтобы новые знания возникали в результате активной умственной деятельности детей, направленной на решение возникающих у них вопросов и принятых ими самими учебных задач. Это достигается такими способами обучения, при которых деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений.

Литература

  1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы воспитания детей с отклонениями в развитии. М. – АСТ 2008.
  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Кононенко И.В. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание. – 1989.
  4. Шевченко Т.С. Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста средствами искусства: Дис… канд. Пед. наук. – Ростов на Дону, 1999.
  5. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.: Школа-пресса, 2004
  6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.Б. Фельдштейна.- 2-е изд., М.; Воронеж.: Ин-т практической психологии; НПО “ МОДЭК”, 1997.