Урок-аукцион "Фартук для хозяюшки"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • образовательные: закрепление навыков конструирования, моделирования и изготовления поясного изделия - фартука.
  • развивающие: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся - анализировать, обобщать и систематизировать, объяснять понятия.
  • воспитательные: способствовать формированию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.
  • профориентационные: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессии модельера, швеи.

Методическое оснащение урока:

материально-техническая база - кабинет, манекен.

дидактическое обеспечение :

  • учебник Симоненко В.Д. "Технология" 5класс.
  • рабочая тетрадь;
  • дополнительная литература "Народы мира";
  • образцы объектов труда;
  • плакаты "Конструирование фартука", "Моделирование фартука", "Виды отделки фартука", "Критерии выбора изделия";
  • чувашский национальный костюм;
  • макеты кукол в национальных костюмах народов Ульяновской обл.
  • иллюстрации народных костюмов;
  • карточки "Профессии людей, занятых созданием швейного изделия".

Раздаточный материал: лекало нижней части фартука в М 1:4, кружки красного и синего цвета по 2шт.

Подготовительная работа: изготовление фартука, подбор пословиц и рисунки к ним, составление сообщения "Мой фартук", изучение литературы о народах мира, подбор иллюстраций о народных костюмах.

Словарная работа: национальные традиции, стилизованный народный костюм, эстетичность, практичность, художник-модельер, художник-конструктор, технолог.

Тип урока: урок применения знаний на практике.

Вид урока: урок-аукцион.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана урока.

2. "Технологическая зарядка". Учитель задает вопрос, ученики отвечают.

1. Сантиметровая лента это-:(лента для измерения фигуры человека)

2. Конструирование это-:

3. Сметывание это-: (временное соединение деталей вручную)

4. Моделирование это -:

5. Стачивание это-: (постоянное соединение деталей на швейной машине)

6. Долевая нить это-: (нить основы, ткань не тянется)

7. Краевой шов это-: (шов по краю изделия, бывает закрытый и открытый)

8. Челночное устройство это-: (механизм для образования нижней нити)

3. Рассказ учителя "Фартук - история и современность".

Исторически сложилось так, что люди очень многих профессий, как элемент одежды использовали передник (фартук) : пекарь, прачка, сапожник, лавочник, гончар, ткачиха, кузнец, кухарка. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма, и находит применение в современной жизни. (Приложение 1)

Во многих странах мира, и по сей день, народный национальный костюм украшает фартук. Назовите эти страны: (ответы детей). В странах Европы (Германии, Польше, Венгрии, Чехии и многих других), а также в странах - ближайших соседях России на Западе - Беларуси, Украине, Молдове и Прибалтике, народный костюм украшается фартуком, выполненном в традиционной манере.

Традиционный русский передник изготавливали из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. В разных губерниях фартуки имели свои особенности - отличались цветовым решением, отделкой. Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета! В разных губерниях были различные его варианты: с лямками и туникообразные, закрепленные над грудью и на талии, короткие и длинные... На севере передник был вышитым и мог иметь рукава, в г.Каргополе в конце XIX века фартук украшали затейливым узором, который представлял собой земледельческий календарь.

Наша страна Россия - многонациональное государство. Например, в Ульяновской области проживают разные народы. Какие? (ответы детей). Правильно- это русские, татары, чуваши, мордва и другие. И, конечно же все имеют свои национальные костюмы. (Показывает макеты кукол в национальных костюмах, выполненные учащимися нашей школы). Сегодня я хотела бы вам показать чувашский народный костюм. (Демонстрирует на манекене костюм в натуральную величину) Это костюм артистов нашего культурно-досугового центра. Это не точная копия костюма, костюм выполнен упрощенно, он стилизован, т.е. он сохранил основные черты народной одежды. Из каких элементов одежды он состоит?:(ответы). Блузка, юбка, фартук. Рассмотрите цветовое решение, отделку. А после урока вы сможете посмотреть альбом "Народов дружная семья", о творческой деятельности наших сельских артистов. ( Дополнительные материалы к уроку альбом "Народов дружная семья")

Однако, в наши дни фартук постепенно утрачивает свои функции. Для защиты от вредных производственных факторов разработана специальная одежда, халаты и комбинезоны. Но на кухне фартук не заменим. И, независимо от национальных традиций и производственных возможностей, мы должны быть трудолюбивыми и умелыми.

- Какие ткани мы изучали в этом учебном году? (Натуральные ткани растительного происхождения: хлопчатобумажные, льняные)

- Какими свойствами обладают эти ткани? (Х/б ткани обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью)

Льняные ткани обладают высокой гигроскопичностью средней воздухопроницаемостью.

Благодаря этим свойствам, ткани растительного происхождения используют для изготовления постельного белья, бытовой одежды.

Фартуки шьют из хлопчатобумажной или льняной ткани, однотонной или с рисунком. Для работы с пищевыми продуктами фартук и косынку рекомендуется изготавливать из ткани - белой или светлых тонов; для уборки помещения - из более темной и плотной. Эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

4. Практическая работа (коллективная). "Я художник-конструктор".

Показ на доске иллюстраций разных профессий.

Художник-модельер создает модель.

Художник-конструктор разрабатывает конструкции и вырезает выкройки.

Технологи разрабатывают технологию пошива, а выполняют готовое изделие - операторы швейного оборудования (швеи).

Учитель предлагает изготовить из бумаги модель фартука, выполнив основные этапы работы по конструированию и моделированию.

Задания для учащихся:

Подготовить ткань к раскрою:(сложить лицевой стороной внутрь).

Выполнить чертеж выкройки:(обвести по готовому лекалу).

Выполнить моделирование: (построить новую линию низа).

Отметить припуски на шов: (размеры даны на выкройке).

Показать направление долевой нити:

Выполнить раскрой:.(вырезать).

Начертить карман:

5. Физ. минутка "Умелая хозяюшка".

Учитель предлагает выполнить действия трудового характера, а действия для отдыха показывают наклонами в стороны.

Хозяюшка:

  • подметает; смотрит телевизор;
  • моет посуду; читает журнал;
  • вытирает посуду; играет с котенком;
  • ставит посуду на высокую полку;
  • собирает яблоки; смотрит в окно;
  • стирает.

6. "Аукцион изделий".

Учащиеся рассказывают пословицы, показывают рисунки на эту тему, рассказывают о своем фартуке по плану: 1) форма, 2) цвет ткани, 3) декоративная отделка, 4) назначение. Все слушают ответ, отмечают - соответствует ли изделие требованиям:

Эстетичность, практичность, аккуратность выполнения,

И решают "покупают" изделие или нет. Дается самооценка и взаимооценка

ответов одноклассников. (Каждой ученице дают карточку со словами "Да" или "Нет", и по окончании "торгов" все подсчитывают карточки, те ученицы, кто набирают наибольшее количество со словом "Да" - "продали весь свой товар".)

Вопросы учителя:

Какие испытывала трудности в работе по изготовлению фартука?

Что тебе больше всего понравилось выполнять?

Что пришлось переделывать? Можно - ли обойтись без переделок?

Трудно работать на швейной машине?

Что помогало в работе?

Профессия швеи сложная, но интересная работа или кропотливая, не интересная?

7. Подведение итогов урока учителем:

сообщение о результатах урока;

оценка труда и выставление отметок.

8. Рефлексия. Если урок понравился - положите красный кружок, если нет - синий.

Приложение.