Психология суицидального поведения

Разделы: Школьная психологическая служба


1. Причины и типология суицидального поведения.

Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

Необходимость борьбы с суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый "эффект Вертера" – самоубийство под влиянием чьего-либо примера.

Серьезность проблемы, с одной стороны, и длительное ее замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе различные "мифы", предубеждения. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть людей из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Это и подобные ему предубеждения относительно причин суицидального поведения представлены в таблице.

Феномен суицида часто связывается с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт "неприятия самого себя", "самоотрицание", появляется ощущение "потери смысла жизни".

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт.

Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высоко значимую, предельно сложную, а свои возможности – как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести:

– низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе;
– высокая потребность в самореализации;
– симбиотичность, высокая значимость эмоциональных связей, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;
– трудности при принятии решений;
– высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;
– тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины;
– низкая самостоятельность;
– недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик человека, дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности.

Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.

Истинный суицид – осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев – наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).

Аффективный суицид – суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием обострения хронических психотравм. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, не принимают в расчет никакие аргументы. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.

Демонстративно-шантажное суицидальное поведение – сознательная манипуляция жизнеопасными действиями при сохранении для индивидуума высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для него сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток суицида состоит в оказании психологического давления на окружающих и значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону, при этом действия не должны повлечь за собой смерть и для этого предпринимаются меры предосторожности.

2. Структура и динамика суицидального поведения.

Структура суицидального поведения.

Важно подчеркнуть, что суицидальное поведение имеет как внутренние, так и внешние формы своего проявления.

Внутреннее суицидальное поведение – внутренняя форма проявления суицидального поведения, включающая в себя пассивные суицидальные мысли, замыслы и намерения, а также соответствующий эмоциональный фон – суицидальные переживания.

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти без активной проработки планов действий, связанных с исполнением самоубийства.

Суицидальные замыслы – это активная тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации, т.е. человеком продумывается способ суицида, время и место его совершения.

Суицидальные намерения – непосредственное побуждение к суицидальным действиям и принятие решения о самоубийстве. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к внешнему проявлению.

Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: собственной жизни и смерти. Отношение к жизни выражается в четырех основных формах:

  1. в ощущении безразличия;

  2. в чувстве сожаления о своем существовании;

  3. в переживании его тягостности, невыносимости;

  4. в отвращении к жизни.

Отношение к смерти выступает в формах:

  1. страх смерти, хотя и сниженный в своей интенсивности;

  2. ощущение безразличия;

  3. чувство внутреннего согласия на смерть, желание смерти.

В структуре суицидальных переживаний выделенные формы встречаются в различных сочетаниях, создавая множество индивидуальных вариантов. Однако для диагностики суицидального переживания как такового психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов.

Внешнее суицидальное поведение – внешняя форма суицидального поведения, проявляющаяся в форме суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию индивида, приводя к завершенному суициду или к его попытки.

Динамика суицидального поведения. Рассмотрев основные компоненты структуры суицидального поведения, проследим их развитие в динамике. Вне зависимости от того, идет ли речь о законченном суициде или о незавершенной попытке, основной практический и теоретический интерес представляет период жизни человека, предшествующий суицидальному акту. Этот период времени – предсуицид – характеризуется особым психическим состоянием личности, которое обусловливает повышенную вероятность суицидального действия.

Предсуицид – отрезок времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации.

В предсуициде выделяются” две фазы: предиспозиционная и суицидальная.

Предиспозиционная фаза отличается исключительной эмоциональной напряженностью для человека. В этом периоде у людей отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем.

Характерной особенностью этого периода является потребность к установлению неформального, эмпатического контакта, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке (“поиск опоры”). Появляется ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования. Утеря смысла жизни является центральным звеном в суицидальном поведении.

Мысли о смерти, как правило, при этом носят налет теоретизирования, особенно свойственного молодым людям, без какого-либо желания умереть. Размышления на тему смерти могут приобретать форму художественных образов – в записных книжках, в тетрадях изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние человека (гробы, кресты, виселицы и т.д.).

На фоне подобного рода состояний появляются суицидальные мысли, а позднее – и обдумывание способа суицида, т.е. “примеривание” к нему. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

Переход в суицидальную фазу предсуицида обычно способствует дополнительная ситуативная психотравирующая ситуация, которая еще более углубляет дезадаптацию и убеждает человека в неизбежности катастрофы.

Характерными особенностями поведения людей в этой фазе являются: аутичность, замкнутость, стремление к уединению, доходящей иногда до полной изоляции, утрата интереса к окружающему. Человек как бы отделен психологическим барьером от других людей, полностью поглощен своим собственным "Я", своими мучительными переживаниями.

Суицидальные тенденции в этой фазе в одних случаях развиваются стремительно, а в других медленно, с периодами усиления и ослабления.

Психическое состояние накануне суицидальной попытки, а также как и завершенного суицида, бывает неоднородным.

Суицидальный период заканчивается суицидальным актом, отличающимся полной аффективной схваченностью, суженностью сознания индивида.

В случае неудавшейся попытки в постсуицидальном периоде некоторое время может наблюдаться сохранение суицидальных мыслей и намерений.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от практических психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.