Урок технологии по теме "Выкройка блузки с втачным рукавом". 11-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (147 кБ)


Цель урока: научить строить чертеж основы блузки с втачным рукавом на типовую фигуру 48 размера в масштабе 1 : 4.

Задачи урока:

  • Образовательные
    • научить применять расчетные формулы и производить расчет конструктивных линий и участков чертежей при построении основы блузки с втачным рукавом;
    • познакомить с правилами и последовательностью построения чертежа;
    • научить строить чертеж блузки в масштабе 1:4 на типовую фигуру.
  • Коррекционно-развивающая – способствовать развитию внимания, памяти, конструкторского мышления.
  • Воспитывающая – воспитывать у учащихся такие качества личности как точность, аккуратность и самостоятельность при построении чертежей.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа,  демонстрация наглядных пособий, объяснение с демонстрацией, упражнение, работа с инструкционными картами,  инструктаж (вводный, текущий, итоговый), самостоятельная работа, частично-поисковые методы (сравнение, анализ, синтез), самоконтроль.

Оснащение: презентация,  чертежи, карточки-задания, ученическая линейка, угольник, масштабная линейка закройщика 1 :4, лекало, шариковая ручка, простой карандаш, ластик, циркуль, транспортир, инструкционная карта, альбомные листы, размерные признаки на 48 размер рост 164, калькулятор.

Словарная работа: росток, линия плеча, линия горловины, линия проймы, середина спинки, середина переда, линия груди, линия бокового шва, вытачка, линия талии, линия бедер, линия низа.

Литература: Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Н.П. Земганно. Обработка тканей: Учеб. Пособие для учащихся 9-10 кл. сред. общеобразоват. Шк./ Л.В. Мельникрва, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с., 0,5 л. Ил.: ил. – стр. 15-17

План урока

I. Организационно-подготовительный этап:

1) приветствие учащихся и контроль посещаемости;
2) проверка готовности инструментов и приспособлений, материалов, организация рабочего места учащимися;

II. Основной этап:

1) беседа с учащимися (повторение ранее изученного материала с помощью коррекционных упражнений);
2) сообщение темы и целей урока;
3) вводный инструктаж:

  • уточнение плана последовательности построения чертежа;
  • повторение техники безопасности;
  • показ трудовых приемов.

4) физминутка;
5) самостоятельная работа учащихся;
6) текущий инструктаж: проверка организации рабочего места учащихся и соблюдение безопасных приемов труда, правильная осанка, правильность выполнения трудовых приемов при построении чертежей, точность и аккуратность, сравнение чертежей учащихся с образцом, поиск ошибок и их исправление, самоконтроль учащихся.

III. Заключительный этап:

1) подведение итогов: выявить успешность каждого ученика в чем-либо, указать на  характерные ошибки и способы их исправления;
2) вывод из урока;
3) уборка рабочих мест.

ХОД УРОКА

I. Организационно-подготовительный этап:

1) приветствие учащихся и контроль посещаемости;

2) проверка готовности инструментов и приспособлений, материалов, организация рабочего места учащимися;

II. Основной этап:

1) беседа с учащимися (повторение ранее изученного материала).

Блузка – это один из видов верхней женской одежды, покрывающая верхнюю часть туловища.
Вопросы к учащимся:

– К каким изделиям по способу носки относят блузки? Почему? (По способу носки блузку относят к плечевым изделиям так, как блузка держится на плечах).
– Назовите, какую можно сшить блузку? (С рукавом разной длины или без рукавов, с воротником и без воротника, с застежкой посередине переда, на спинке и без застежки).
– Какие основные детали имеет блузка? (Блузка может быть  с рукавами и без них, с застежкой и без нее, с воротником и без него).
– Какие основные детали имеет блузка? (Перед и спинка, если блузка имеет застежку посередине переда, то детали переда называют полочками).

– Для того чтобы построить чертеж блузки, необходимо снять мерки с фигуры человека. От  точности снятия мерок зависит правильность построения  чертежа, посадка изделия на фигуре, поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать определенные правила. Назовите их:

  • Сантиметровую ленту при  измерениях нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
  • Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя  привычную осанку, с отпущенными руками.
  • Все измерения выполняют на фигуре в легкой  облегающей одежде.
  • Линию  талии фиксируют тесьмой или  резинкой.
  • Сначала  снимают мерки с переда, начиная с обхватных, затем – со стороны спины.
  • Мерки  длин, высот записывают в полную величину, а мерки полуобхватов, ширины и расстояний между центрами – в  половинном размере, т.к. на чертеже строят только одну половину изделия.

– Есть исключения: обхваты записываются в полную величину, например, Оп (обхват плеча), записывается полностью.
Размерные признаки (мерки) обозначают сокращенно, расшифруйте: О (обхват); С (полуобхват); Ш (ширина); В (высота); Д (длина).

Предварительно на классной доске вывешены карточки-задания (Приложение 1) или учитель поднимает их по очереди.

Сш – Полуобхват шеи;
Сг1 – Полуобхват груди первый;
Сг2 – Полуобхват груди второй;
Сг3 – Полуобхват груди третий;
Ст – Полуобхват талии;
Сб – Полуобхват бедер;
Шг – Ширина груди;
Цг – Центр груди;
Вг – Высота груди;
Дтп – Длина переда до линии талии;
Дтс – Длина спины до линии талии;
Впрз – Высота проймы сзади;
Шс – Ширина спины;
Впк – Высота плеча косая;
Шп – Ширина плеча;
Др – Длина рукава;
Оп – Обхват плеча;
Озап – Обхват запястья;
Ди –Длина изделия;

– Кроме величин размерных признаков фигуры, при конструировании одежды учитывают различные прибавки – на свободу движений, воздушную прослойку, толщину ткани, расшифруйте их.

Учитель показывает карточки-задания (Приложение 2):

Пг – Прибавка по линии груди;
Пт – Прибавка по линии талии;
Пб – Прибавка по линии бедер;
Пшс – Прибавка к ширине спинки;
Пшг – Прибавка к ширине полочки;
Пдтс – Прибавка к длине спинки до линии талии;
Пспр – Прибавка на свободу проймы по глубине;
Пшгор. – Прибавка к ширине горловины;

2) сообщение темы и целей урока:

– Мы с вами вспомнили о том, что мы с вами изучали на прошлом уроке. А сегодня мы с вами построим чертеж основы блузки с втачным рукавом на типовую фигуру 48 размера в масштабе 1:4, научимся применять расчетные формулы и производить расчет конструктивных линий и участков чертежей, познакомимся с правилами и последовательностью построения чертежа.

3) вводный инструктаж:

– Прежде чем приступить к работе мы с вами определим план (слайд №2) последовательности построения чертежа:
Расчет формул в инструкционной карте конструктивных линий и участков чертежей при построении основы блузки, применяя размерные признаки типовой фигуры подростков 48 размера, рост 164 (Приложение 3) и прибавки на свободное облегание (Приложение 4):

Расчет инструкционной карты:

 «Построение базисной сетки чертежа»;
«Построение чертежа спинки»;
«Построение чертежа переда»;

Выполнение проверки расчетов инструкционной карты:

 «Построение базисной сетки чертежа»;
«Построение чертежа спинки»;
«Построение чертежа переда»;

Построение чертежей:

базисной сетки чертежа;
чертежа спинки;
чертежа переда;

Оформление контурных линий деталей спинки и переда и написание названия конструктивных линий.

Но прежде чем начать работать самостоятельно, необходимо напомнить себе о правилах техники безопасности (учитель говорит, а дети отвечают «Да» или «Нет»):

  • Работать на чужом рабочем месте (Нет), каждый ученик работает на своём закрепленном месте.
  • Пользоваться только инструментом, закреплённым за учеником (Да).
  • Запрещается брать циркуль в рот (Да).
  • Рабочее место должно быть освещено с левой стороны (Да).
  • Выполняемая работа должна лежать на коленях (Нет), должна лежать на рабочем столе.
  • Расстояние от глаз работающего до выполняемой работы должно быть 30-35 см (Да).
  • Рабочее место надо всегда содержать в беспорядке (Нет), надо всегда содержать рабочее место в порядке, это позволяет быстро находить всё необходимое для работы, ускоряет выполнение задания.
  • Сидеть надо прямо, не сутулится (Да), неправильное положение корпуса вызывает у учащихся преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
  • После окончания работы материалы, инструменты и приспособления складывают в отведенное для них место и убирают рабочее место (Да).

Показ трудовых приемов: учитель напоминает учащимся как правильно держать простой карандаш, пользоваться ученической линейкой и угольником, а также как проводить перпендикуляр.

4) физминутка: под музыкальное сопровождение дежурный в классе проводит физминутку, показывает физические упражнения, а остальные ученики повторяют движения.

5) самостоятельная работа учащихся: при помощи инструкционных карт (Приложение 5) учащиеся рассчитывают конструкцию блузки по формулам в пустых строках последнего столбца, затем проверяют правильность вычислений по карточкам (Приложение 6), а на альбомных листах чертят чертеж в масштабе 1:4, пользуясь Презентацией и образцом чертежа.

6) текущий инструктаж: проверка организации рабочего места учащихся и соблюдение безопасных приемов труда, правильная осанка, правильность выполнения трудовых приемов при построении чертежей, точность и аккуратность, сравнение чертежей учащихся с образцом (Приложение 7), поиск ошибок и их исправление, самоконтроль учащихся.

III. Заключительный этап:

1) подведение итогов: выявить успешность каждого ученика в чем-либо, указать на  характерные ошибки и способы их исправления;
2) вывод из урока;
3) уборка рабочих мест.