Цель урока: научить строить чертеж основы блузки с втачным рукавом на типовую фигуру 48 размера в масштабе 1 : 4.
Задачи урока:
- Образовательные –
- научить применять расчетные формулы и производить расчет конструктивных линий и участков чертежей при построении основы блузки с втачным рукавом;
- познакомить с правилами и последовательностью построения чертежа;
- научить строить чертеж блузки в масштабе 1:4 на типовую фигуру.
- Коррекционно-развивающая – способствовать развитию внимания, памяти, конструкторского мышления.
- Воспитывающая – воспитывать у учащихся такие качества личности как точность, аккуратность и самостоятельность при построении чертежей.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: беседа, демонстрация наглядных пособий, объяснение с демонстрацией, упражнение, работа с инструкционными картами, инструктаж (вводный, текущий, итоговый), самостоятельная работа, частично-поисковые методы (сравнение, анализ, синтез), самоконтроль.
Оснащение: презентация, чертежи, карточки-задания, ученическая линейка, угольник, масштабная линейка закройщика 1 :4, лекало, шариковая ручка, простой карандаш, ластик, циркуль, транспортир, инструкционная карта, альбомные листы, размерные признаки на 48 размер рост 164, калькулятор.
Словарная работа: росток, линия плеча, линия горловины, линия проймы, середина спинки, середина переда, линия груди, линия бокового шва, вытачка, линия талии, линия бедер, линия низа.
Литература: Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Н.П. Земганно. Обработка тканей: Учеб. Пособие для учащихся 9-10 кл. сред. общеобразоват. Шк./ Л.В. Мельникрва, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986. – 208 с., 0,5 л. Ил.: ил. – стр. 15-17
План урока
I. Организационно-подготовительный этап:
1) приветствие учащихся и контроль
посещаемости;
2) проверка готовности инструментов и
приспособлений, материалов, организация
рабочего места учащимися;
II. Основной этап:
1) беседа с учащимися (повторение ранее
изученного материала с помощью коррекционных
упражнений);
2) сообщение темы и целей урока;
3) вводный инструктаж:
- уточнение плана последовательности построения чертежа;
- повторение техники безопасности;
- показ трудовых приемов.
4) физминутка;
5) самостоятельная работа учащихся;
6) текущий инструктаж: проверка организации
рабочего места учащихся и соблюдение безопасных
приемов труда, правильная осанка, правильность
выполнения трудовых приемов при построении
чертежей, точность и аккуратность, сравнение
чертежей учащихся с образцом, поиск ошибок и их
исправление, самоконтроль учащихся.
III. Заключительный этап:
1) подведение итогов: выявить успешность
каждого ученика в чем-либо, указать на
характерные ошибки и способы их исправления;
2) вывод из урока;
3) уборка рабочих мест.
ХОД УРОКА
I. Организационно-подготовительный этап:
1) приветствие учащихся и контроль посещаемости;
2) проверка готовности инструментов и приспособлений, материалов, организация рабочего места учащимися;
II. Основной этап:
1) беседа с учащимися (повторение ранее изученного материала).
Блузка – это один из видов верхней
женской одежды, покрывающая верхнюю часть
туловища.
Вопросы к учащимся:
– К каким изделиям по способу носки относят
блузки? Почему? (По способу носки блузку
относят к плечевым изделиям так, как блузка
держится на плечах).
– Назовите, какую можно сшить блузку? (С
рукавом разной длины или без рукавов, с
воротником и без воротника, с застежкой
посередине переда, на спинке и без застежки).
– Какие основные детали имеет блузка? (Блузка
может быть с рукавами и без них, с застежкой и
без нее, с воротником и без него).
– Какие основные детали имеет блузка? (Перед и
спинка, если блузка имеет застежку посередине
переда, то детали переда называют полочками).
– Для того чтобы построить чертеж блузки, необходимо снять мерки с фигуры человека. От точности снятия мерок зависит правильность построения чертежа, посадка изделия на фигуре, поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать определенные правила. Назовите их:
- Сантиметровую ленту при измерениях нельзя ослаблять или чрезмерно натягивать.
- Измеряемый должен стоять прямо, без напряжения, сохраняя привычную осанку, с отпущенными руками.
- Все измерения выполняют на фигуре в легкой облегающей одежде.
- Линию талии фиксируют тесьмой или резинкой.
- Сначала снимают мерки с переда, начиная с обхватных, затем – со стороны спины.
- Мерки длин, высот записывают в полную величину, а мерки полуобхватов, ширины и расстояний между центрами – в половинном размере, т.к. на чертеже строят только одну половину изделия.
– Есть исключения: обхваты записываются в
полную величину, например, Оп (обхват плеча),
записывается полностью.
Размерные признаки (мерки) обозначают
сокращенно, расшифруйте: О (обхват); С
(полуобхват); Ш (ширина); В (высота); Д (длина).
Предварительно на классной доске вывешены карточки-задания (Приложение 1) или учитель поднимает их по очереди.
Сш – Полуобхват шеи;
Сг1 – Полуобхват груди первый;
Сг2 – Полуобхват груди второй;
Сг3 – Полуобхват груди третий;
Ст – Полуобхват талии;
Сб – Полуобхват бедер;
Шг – Ширина груди;
Цг – Центр груди;
Вг – Высота груди;
Дтп – Длина переда до линии талии;
Дтс – Длина спины до линии талии;
Впрз – Высота проймы сзади;
Шс – Ширина спины;
Впк – Высота плеча косая;
Шп – Ширина плеча;
Др – Длина рукава;
Оп – Обхват плеча;
Озап – Обхват запястья;
Ди –Длина изделия;
– Кроме величин размерных признаков фигуры, при конструировании одежды учитывают различные прибавки – на свободу движений, воздушную прослойку, толщину ткани, расшифруйте их.
Учитель показывает карточки-задания (Приложение 2):
Пг – Прибавка по линии груди;
Пт – Прибавка по линии талии;
Пб – Прибавка по линии бедер;
Пшс – Прибавка к ширине спинки;
Пшг – Прибавка к ширине полочки;
Пдтс – Прибавка к длине спинки до линии талии;
Пспр – Прибавка на свободу проймы по глубине;
Пшгор. – Прибавка к ширине горловины;
2) сообщение темы и целей урока:
– Мы с вами вспомнили о том, что мы с вами изучали на прошлом уроке. А сегодня мы с вами построим чертеж основы блузки с втачным рукавом на типовую фигуру 48 размера в масштабе 1:4, научимся применять расчетные формулы и производить расчет конструктивных линий и участков чертежей, познакомимся с правилами и последовательностью построения чертежа.
3) вводный инструктаж:
– Прежде чем приступить к работе мы с вами
определим план (слайд №2) последовательности
построения чертежа:
Расчет формул в инструкционной карте
конструктивных линий и участков чертежей при
построении основы блузки, применяя размерные
признаки типовой фигуры подростков 48
размера, рост 164 (Приложение 3)
и прибавки на свободное облегание (Приложение 4):
Расчет инструкционной карты:
«Построение базисной сетки чертежа»;
«Построение чертежа спинки»;
«Построение чертежа переда»;
Выполнение проверки расчетов инструкционной карты:
«Построение базисной сетки чертежа»;
«Построение чертежа спинки»;
«Построение чертежа переда»;
Построение чертежей:
базисной сетки чертежа;
чертежа спинки;
чертежа переда;
Оформление контурных линий деталей спинки и переда и написание названия конструктивных линий.
Но прежде чем начать работать самостоятельно, необходимо напомнить себе о правилах техники безопасности (учитель говорит, а дети отвечают «Да» или «Нет»):
- Работать на чужом рабочем месте (Нет), каждый ученик работает на своём закрепленном месте.
- Пользоваться только инструментом, закреплённым за учеником (Да).
- Запрещается брать циркуль в рот (Да).
- Рабочее место должно быть освещено с левой стороны (Да).
- Выполняемая работа должна лежать на коленях (Нет), должна лежать на рабочем столе.
- Расстояние от глаз работающего до выполняемой работы должно быть 30-35 см (Да).
- Рабочее место надо всегда содержать в беспорядке (Нет), надо всегда содержать рабочее место в порядке, это позволяет быстро находить всё необходимое для работы, ускоряет выполнение задания.
- Сидеть надо прямо, не сутулится (Да), неправильное положение корпуса вызывает у учащихся преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости.
- После окончания работы материалы, инструменты и приспособления складывают в отведенное для них место и убирают рабочее место (Да).
Показ трудовых приемов: учитель напоминает учащимся как правильно держать простой карандаш, пользоваться ученической линейкой и угольником, а также как проводить перпендикуляр.
4) физминутка: под музыкальное сопровождение дежурный в классе проводит физминутку, показывает физические упражнения, а остальные ученики повторяют движения.
5) самостоятельная работа учащихся: при помощи инструкционных карт (Приложение 5) учащиеся рассчитывают конструкцию блузки по формулам в пустых строках последнего столбца, затем проверяют правильность вычислений по карточкам (Приложение 6), а на альбомных листах чертят чертеж в масштабе 1:4, пользуясь Презентацией и образцом чертежа.
6) текущий инструктаж: проверка организации рабочего места учащихся и соблюдение безопасных приемов труда, правильная осанка, правильность выполнения трудовых приемов при построении чертежей, точность и аккуратность, сравнение чертежей учащихся с образцом (Приложение 7), поиск ошибок и их исправление, самоконтроль учащихся.
III. Заключительный этап:
1) подведение итогов: выявить успешность
каждого ученика в чем-либо, указать на
характерные ошибки и способы их исправления;
2) вывод из урока;
3) уборка рабочих мест.