Урок географии по теме "Определение географических координат по географической карте". 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тип: комплексное применение знаний.

Тип урока:  урок-практикум с использованием активных методов обучения.

Форма урока:  ролевая игра.

Методы: практический, работа в группах.

Цель урока: создание условия для применения знаний и умений определения географических координат.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • формирование у учащихся целостной системы знаний по определению географических координат на географической карте;
    • развитие умения ориентироваться по географической карте;
    • формирование познавательного интереса к предмету через расширение кругозора обучающихся;
    • знакомство учащихся с  Олимпийскими символами, странами-участницами Олимпийских игр.
  • Развивающие: развивать географическое и логическое мышление.
  • Воспитательные: расширять кругозор, воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, поддержки.

Оборудование:

  • использование ИКТ,
  • презентация урока,
  • карты: «Физическая карта полушарий»;
  • Физическая карта Мира»,
  • географический атлас, 6 класс,
  • «Физическая география начальный курс» (у каждого учащегося), картинки с изображение животных, картинки олимпийского факела

Планируемые образовательные результаты

  • Предметные: обучающиеся смогут
    • давать определения понятиям: географическая широта и географическая долгота, 
    • смогут показывать на карте экватор, параллели, меридианы 00 и 1800, определять географическую долготу и широту, 
    • определять объекты по их географическим координатам и географические координаты объектов карте полушарий, 
    • объяснять для чего служит градусная сеть, зачем нужна информация о географических координатах объектов.
  • Метапредметные:
    • познавательные
      • смогут находить в атласе достоверную информацию, 
      • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, 
      • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения;
    • регулятивные:
      • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
      • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
      • планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;
      • оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
    • коммуникативные
      • излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
      • понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)
      • создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
      • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей 
      • организовывать работу в  группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
      • преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого 

Личностные: 

  • Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие н
    равственные ценности 
  • Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя
(с указанием действий, например, демонстрация презентации)

Деятельность ученика

Время
1. Организационный момент Приветствует учеников, объявляет тему и цель урока, просит подготовить для работы необходимые средства (атласы, тетради, учебники) Класс разделен на  три команды Приветствуют учителя, готовят необходимые для работы средства 1 мин.
2. Актуализация знаний по теме: 1. Этап мотивации – перед учащимися ставится задача:
– Сегодня у нас будет не просто урок, а путешествие. Вы спросите, куда мы отправимся в путешествие? О, мы отправляемся с вами вслед за Олимпийскими играми. Ведь все вы знаете, что наша страна в 2014 году принимает Зимние Олимпийские игры в г. Сочи. И чтобы узнать, какие ещё страны и города принимали у себя Олимпийские мы и отправляемся в это необыкновенное путешествие. А необыкновенное оно ещё и потому, что путешествовать мы будем, не выходя из класса, по географической карте и посоревнуемся какая из команд будет более успешной. Учитывать буду не только скорость и верность выполнения заданий.

Критерии ответа: Верный и быстрый ответ оцениваем в 3 балла, вторые –2 балла, и 1 балл, если допустили не значительную ошибку.

2. Опрос домашнего задания – вопросы на знание понятий и применение практических навыков. Цель Выявление степени сформированности УУД по предыдущей теме. Фронтальная беседа учителя по вопросам предыдущего урока «Параллели и меридианы».

Вопрос  первой команде: Показать у доски  по карте параллели и меридианы(экватор, нулевой меридиан)
Второй команде: Рассказать, как определить географическую широту.
Третьей команде: Рассказать, как определить географическую долготу.

Слушают пояснения учителя к уроку

Делают опорные записи  тетради
Что называется – «полюсом, параллелью, меридианом».
Выделяют существенные признаки меридианов и параллелей. Сравнивают изображения параллелей и меридианов на глобусе и карте.
Определяют сколько километров в одном градусе по (меридиану); на каком расстоянии находится северный полюс от экватора.
Работают с картой: определяют какие континенты находятся и в северном и южном полушариях;
Участвуют в обсуждении правильности выполнения задания.

Отвечают на вопросы учителя, при верном ответе каждая команда получает 3 балла.

5 мин.
3. Просмотр презентации Слайды 1, 2: Возникновение олимпийских игр. В 776 году до н.э.  Олимпийский праздник получил общегреческое  признание. Этот год явился первой летописной страницей Олимпийских игр Ребята смотрят презентацию

1

Слайд 3: Интересные факты о древних Олимпийских играх
  1. Атлеты – олимпийцы соревновались обнаженными
  2. Повар – первый чемпион олимпийских игр
  3. Вместо медалей – оливковая ветвь
  4. Бег был единственным видом соревнований
Ребята смотрят презентацию

1

Слайд 4: Запрет Олимпийских игр
Римляне, ставшие к 390 г. н.э. христианами, посчитали эти спортивные состязания языческим фестивалем. В 394 г. н.э. император Римской империи Феодосий I запретил        проведение         Олимпийских игр
Ребята смотрят презентацию

1

Слайд 5: Возрождение  Олимпийских игр Пьер де Кубертен Ребята смотрят презентацию

1

Слайд 6: Символ Олимпийских игр — пять скреплённых колец, символизирующих объединение пяти    частей света  в олимпийском    движении. Европа — синий, Америка — красный, Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный. Шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что представляют собой национальные цвета всех без исключения стран мира. Ребята смотрят презентацию

1

Слайд 7: «Эстафета олимпийского огня»
Путешествие по странам  олимпийского огня начинается задолго до начала игр. Эстафета олимпийского огня проходит по многим российским городам, в ней принимают участие великие спортсмены прошлых лет и сегодняшние.
Ребята смотрят презентацию

1

Слайд 8: Девиз Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее!»
Олимпийские талисманы. Миссия олимпийского талисмана — отразить дух страны – хозяйки игр, принести удачу спортсменам и  создать праздничную атмосферу (Приложение 1)
Ребята смотрят презентацию

1

Слайды 9-13: Талисман игр Сочи-2014
– Что вы знаете о талисманах в Сочи?
Каждая из команд получает по 3 балла. Учитель дает названия командам тех талисманов, о которых каждая команда рассказала. Оценивает знания уч-ся в баллах (от 1 до 3)
Ребята смотрят презентацию
Каждая из команд рассказывает о одном из талисманов Сочи 2014 г.

2

Слайды  14,15
Совершаем путешествие по самым значимым Олимпийским столицам:  отмечать их будем факелом олимпиады 2014 года.
Афины – Первые Олимпийские игры современности состоялись в г.Афины (Греция) в 1896 г. А в 2004 году Афины снова стали столицей XXVIII летних Олимпийских игр
Смотрят презентацию, делают записи в тетради.

1

4. Изучение нового материала Слайды  16, 17
Определите географические координаты города  Афины
Верный ответ Географические координаты города  Афины 37осш; 23о вд;
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 18
По политической карте определите название страны и географические координаты города Амстердам
Слайд 19
Страна Нидерланды (Голландия) географические координаты 52о сш; 54о вд;
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 20
Следующий город нашего путешествия. Обратите внимание желтый флаг, это значит он расположен в Азии.
Определите  страну и географические координаты города Пекин
Слайд 21
Страна Китай, географические координаты города Пекин 39о сш; 116о вд
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 22
Определите по политической карте мира островное государство  по географическим координатам 360сш; 1380 вд
Слайд 23
Страна Япония расположена на японских островах Город Нагано на острове Хонсю
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 24
Определите страну и географические координаты города Лондон
Слайд 25
Страна Великобритания, географические координаты города Лондон 51о сш; 0.
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 26
Определите страну по географическим координатам 49о сш; 123о зд;
Слайд 27
Страна Канада, город Ванкувер
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Физкульт минутка

Повторяйте движение руками

СШ – руки вверх;
ЮШ – вниз:
З.Д. – влево;
ВД – вправо.

Выполняют упражнения  за учителем

1

Слайд 28
Определите страну и географические координаты города Сидней или Канберра
Слайд 29
Страна Австралия  географические координаты города Сидней 33о юш; 151о вд;
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 30
Определите географические координаты города Москва
Слайд 31
Географические координаты города Москва 55о сш; 37о вд;
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 32
Определите страну по географическим координатам 40о сш; 111о зд;
Слайд 33
Страна США город Солт-Лейк-Сити расположен на берегах Соленого озера
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 34
Координаты этого города 43о сш; 39о вд; определите на берегу какого моря он расположен и что это за город?
Слайд 35
Это город Сочи, расположен на берегу Черного моря – столица зимних Олимпийских игр 2014 г.
Оценивает работу каждой команды, выставляет баллы за выполнение задания.
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

5. Закрепление изученного материала Слайд 36
Демонстрация видеофрагмента
Звучит гимн олимпиады 2014 года
Постановка проблемы: Кто написал этот гимн (Олег Газманов)
Слушают вопрос учителя, выполняют задание в командах, отвечают на вопрос, оцениваются за ответ в баллах каждая команда давшая верный ответ, отмечает географические координаты знаком олимпийского факела на карте у  доски

2

Слайд 39

Полны величия заснеженные горы.
Играет бликами морская даль.
Полны спортсмены олимпийского задора,
А  солнце в небе блещет как медаль!

– Представителям каких профессий необходимо знать точное местоположение объектов?

Слушают стихи  
Слайд 40
Закончи предложение:
  • «Я и не подозревал, что…»
  • «А у меня сегодня получилось…»
  • «Я узнал много нового и интересного…»
  • «А у меня сегодня не получилось…»
Проводят самооценку своей деятельности на уроке, записывают домашнее задание 3
6. Итоги урока и выдача домашнего задания Слайд 41
Домешнее задание: придумать три  задания на определение географических координат
Записывают в дневник задания

1

Выставление оценок за урок и комментарии к выставляемой оценке Слушают учителя