Урок русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


УМК “Гармония”

Класс: 1

Тип урока: урок закрепления полученных знаний.

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

Предметные

  • помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его

Метапредметные

Познавательные:

  • создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
  • содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
  • формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
  • формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

  • обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  • содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
  • адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные

  • содействовать развитию у детей умению общаться;
  • обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

  • способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельностельности.

Предполагаемые результаты:

  • осознают необходимость знания алфавита
  • умеют называть буквы и располагать слова в алфавитном порядке
  • приобрели первый опыт обращения к словарям
  • повышение активности и самостоятельности на уроке

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник, карточки с фамилиями писателе, карточки с алфавитом, толковый словарь.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые

УУД

Мотивационный момент

Слайд №2

- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

   

К-1

 

К-2

 

П-8

Актуализация знаний

Слайд №3

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

Слайд №5

 

 

Слайд №6

Давайте посмотрим на доску и расшифруем тему урока.
1 13 22 1 3 10 20
A Л Ф А В И Т

- Приходится ли нам сталкиваться в жизни с алфавитом?

- Нужен ли нам алфавит?

- Какая тема урока?

Буквы русского языка. Алфавит

- Чем мы будем заниматься?

Учить, зачем нужен алфавит.

- На уроке докажем , что алфавит часто встречается в нашей жизни.

- Запишем слово алфавит: поставьте ударение и разбейте его на слоги.

(один ученик работает у доски)

- ПРОВЕРЬТЕ! (на слайде)

Повторяют пройденный материал

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Самооценка выполненной работы

Чтение заголовка

Определяется тема урока

 

К-2

К-3

Р-1

Слайд№7

 

Слайд №8

“Открытие” понятий алфавит, Азбука

Так что же такое алфавит? А как ещё мы можем его назвать? Что такое азбука?

А где мы можем найти значение слова?

- Чтобы ответить, нам придётся обратиться к толковому словарю. (Учитель показывает большой словарь.) Толковый он потому, что в нём толкуются, объясняются значения слов.

Чтение вопроса

 

 

Работа по словарю

К-1

К-2

К-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №10

Слово, которые нас интересуют, мы найдём и в маленьком толковом словаре нашего учебника. Откройте страницу 132.

Отыщите сначала название словаря, а потом над ним вопрос, на который с помощью этого словаря можно получить ответ. (Хором читается: Что значит слово? Толковый словарь.)

Найдите слова азбука и алфавит.

Есть ли у них одинаковое значение? (Есть.) Какое?

А у какого слова есть и второе значение? (У слова азбука.) Какое?

На этой же странице объясняется значение слова словарь: это перечень слов в определённом порядке.

Какое слово первое в словаре? А почему не алфавит?

Так как же расположены слова в толковом словаре?

- Так для чего же нужен алфавит?

Для работы со словарём.

Совместное открытие новых понятий

 

 

 

Работа по учебнику

 

Р-1

 

 

 

К-3

П-4

 

 

 

 

Слайд №11

Ситуация 1

Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь).

- КАК найти слово в словаре? (по алфавиту)

Учитель: Да, действительно. Попробуйте найти быстро в словаре слово “картофель”. (Трудно быстро выполнить задание). Для того, что бы быстро найти слово, в словаре слова  записаны в алфавитном порядке.

Игра “Кто быстрее?” (Дети находят слово на определённую букву)

Физкультминутка. (на слово отдохнём)

   
 

Слайд №12

 

 

Обсуждение практической значимости знания алфавита

 

Слайд №13

Ситуация 2.

Антон просит поставить слова - Трава, дуб, жир, пальто как в словаре. А как это?

В алфавитном порядке.

Но прежде как мы выполним эту работы – назовём все орфограммы в словах.

Проверка: Сколько подчеркнули орфограмм? (взаимоконтроль). + -

Алфавит нужен в регистратуре поликлиники.

Карточки пациентов расположены а алфавитном порядке.

  К-1

К-2

К-3

 

 

 

Р-1

 

Слайд №14

Ситуация 3

САМОСТОЯТЕЛЬНО запишите фамилии а алфавитном порядке.

1 ВАРИАНТ ВОЛОШИНА, ВАСИЛЬЕВ

2 ВАРИАНТ КУЗЬМИНА, КРЫЛОВА

ПРОВЕРТЕ!

   

 

К-3

П-4

 

Слайд №15

 

Слайд №16

 

Слайд №17

 

Слайд №18,19

Слайд №20

Ситуация 4.

Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить. С.Маршак, В.Бианки, А.Пушкин, Ш.Перро).

Проверка с доски.

В алфавитном порядке располагаются пословицы и поговорки в книге, информация о странах в атласах

Чем мы занимались на уроке?

Выполняли проект и подтверждали гипотезу.

   

 

 

 

 

К-2

К-3

Р-1

Слайд №21

Слайд №22

Слайд№23

Рефлексия.

С каким настроением вы уйдете с урока? Понравился ли урок, довольны ли вы своей работой. Оцените свою работу. Если да покажите солнышко, если нет тучку.