Урок технологии по теме "Установка ножа строгального инструмента". Практическая работа "Изготовление левой части колодки шерхебеля". 8-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (580 кБ)


Цель: продолжить знакомство учащихся с ручным столярным инструментом по строганию древесины шерхебелем, его настройкой и изготовлением колодки.

Задачи:

  • Дидактическая: ознакомить с настройкой и изготовлением колодки шерхебеля, применять полученные знания и умения в практической деятельности.
  • Коррекционно-развивающая :развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, развивать мелкую моторику рук при изготовлении изделия.
  • Воспитательная: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, взаимоконтроля.

Тип урока: урок-практикум

Наглядные пособия: образец изделия, технологическая карта, презентация.

Материалы, инструменты, приспособления: образцы шерхебелей, заготовки, ножовки, шлифовальная шкурка, напильники, рашпили, стамески, киянки, измерительные инструменты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка готовности учащихся к занятию;
  • настрой учащихся на работу;
  • доведение до учащихся плана занятия.

II. Повторение пройденного материала

Проверка дом. задания. Загадки

А) Ответить на вопросы:

1. Назовите, из какой древесины делаются колодки ручного строгального инструмента?
2. Из скольких основных частей состоят строгальные инструменты и как они называются?
3. Для чего предназначен шерхебель?
4. Почему лезвие ножа у шерхебеля закруглённое и узкое, а у рубанков с одиночным и двойным ножом – прямое?

Б) Заполнить таблицу инструментов

III. Изложение учителем нового материала

Для получения качественного строгания рубанок, фуганок и шерхебель нуждается в настройке.

Для настройки струга рубанка, фуганка, шерхебеля необходимо:

  • повернуть струг подошвой вверх;
  • выдвинуть режущую кромку ножа на нужную величину и без перекоса, то есть параллельно плоскости подошвы (у рубанка – 0,3-0,5 мм. У шерхебеля – до 3 мм);
  • измерить высоту выдвинутой кромки можно с помощью линейки или специального приспособления.

Настраиваю рубанок вместе с учащимися и обращаю внимание на разницу в креплении ножа с деревянной колодочкой и металлической колодочкой. Заостряю внимание учащихся на то, что при заклинивании ножа он немного перемещается вместе с клином, поэтому выставлять нож перед заклиниванием следует на меньшую высоту. Перекос ножа при установке устраняется нанесением ударов по бокам ножа. В стругах с металлической колодкой металлический нож зажимается винтом и является одновременно стружколомателем. Засорившееся металлом отверстие на подошве очищают, вытягивают стружку вверх или проталкивая ее тонкой щеткой. (Слайд 5)

Правила безопасности при настройке струга

  • не выталкивать засорившуюся стружку со стороны режущей кромки;
  • беречь руки от ран и порезов металлической стружкой; не сметать стружку руками.

Записать словарные слова:

Шерхебель
Струг
Подошва
Нож
Колодка

IV. Закрепление знаний учащихся

1. Повторить технологическую карту на изготовление колодки шерхебеля
2.Технику безопасности при работе с инструментами

1) Назначение рубанка?

  • для снятия лишнего слоя древесины
  • для выравнивания больших поверхностей строганием
  • для снятия толстого слоя древесины строганием

2) Назначение фуганка?

  • для снятия лишнего слоя древесины
  • для выравнивания больших поверхностей строганием
  • для снятия толстого слоя древесины строганием

3) Назначение шерхебеля?

  • для выравнивания поверхностей строганием
  • для снятия толстого слоя древесины строганием
  • для выстрагивания фальца

V. Физкультминутка

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

VI. Практическая работа

Работа выполняется по образцу и чертежу.

  • сообщение названия практической работы;
  • разъяснение задач практической работы;
  • ознакомление с объектом труда (образцом);
  • ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);
  • ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК);
  • предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;
  • Инструктаж по технике безопасности.

VII. Уборка рабочих мест

VIII. Подведение итогов занятия учителем

Задание у вас было одно, материал один и тот же, средства труда (инструменты) одинаковые, а при сравнении выполненной работы мы обнаружили, что все они разные.
О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о третьем слагаемом мастерства – индивидуальном стиле. Ведь что такое процесс труда для человека? Определенная совокупность операций. Чтобы выполнить их, надо произвести некоторые движения. Эти движения не задаются точно, одиноко повторяться у всех людей они не могут, наличие у каждого из вас разных умений и навыков. Поэтому может быть много вариантов исполнения одной и той операции. Нахождение оптимального варианта действия и воспроизводство его наилучшим образом в условиях заданной технологии и есть мастерское исполнение труда, достичь которого помогают производственный опыт человека, его смекалка, техническая выручка, воля. Будем к этому стремиться. Стараться выполнить работу с наивысшей производительностью и наименьшими затратами энергии общение учителя о достижении целей занятия.

Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на занятии; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

– Понравилась вам эта работа?
– Что вам тяжело было делать, а что легко?
– Как вы считаете, ваша работа была успешной на уроке?
– Достигли вы целей поставленных в начале урока?

Домашнее задание

Сообщение о теме следующего занятия.
Задание учащимся на подготовку к следующему занятию.