Интеллектуально-развивающая игра "В человеке должно быть все прекрасно…"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


В 2009–2010 уч.г. в рамках предметной Недели в школе проводилась интеллектуально-развивающая игра “В человеке должно быть все прекрасно…”, посвященная 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

Залог успешности образовательного учреждения состоит в непрерывности поиска новых форм и методов обучения и воспитания. Одним из таких методов является игра,

цель, которой создать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.

Задачи игры:

– воспитывать любовь и уважение к отечественной литературе и любовь к чтению произведений классиков;
– приобщать школьников к поисково-собирательной деятельности;
– научить работать в команде;
– научить размышлять, опираясь на знание фактов, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
– формировать собственные творческие и деловые способности;
– повышать роль школьной библиотеки как центра духовно-нравственного воспитания учащихся.

Участники: учащиеся 4–11классов (10 команд по 11 человек разного возраста).

Научно-методическая база: библиотеки (домашняя – школьная – городская), читальные залы, интернет– сайты.

Материально-техническое обеспечение:
– видеокамера, фотоаппарат;
– компьютер, принтер, сканер,
– сборники рассказов А.П.Чехова,
– бумага, краски, кисточки, фломастеры, карандаши, клей.
– спонсорская помощь (грамоты, призы).

При всей кажущейся простоте такой формы как игра, любой их них предшествует подготовительная работа. Немалых усилий требует создание эрудированной слаженной команды и подготовка вопросов.

Нередко во время игры возникают достаточно сложные ситуации. Бывает, что ответ той или иной команды максимально близок к правильному, но эксперт не согласен с ним. Тогда в работу вступают эксперты нескольких станций. Все эксперты подсчитывают баллы (конечный результат), решают вопрос о награждении команд и лучших болельщиков, активного игрока – эрудита.

Готовясь к игре, ее участники, прежде всего, обращаются к научным и научно-популярным изданиям, к справочникам, словарям, энциклопедиям и произведениям художественной литературы.

В последнее время в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название “ интеллектуальные игры”.

Одним из методов проектной деятельности стали традиционные в нашей школе “ Брейн-ринг”, “ Что? Где? Когда?”, “ Школа жизни”, “Путешествие по страницам книг” и т.д.

В рамках предметной недели по русскому языку и литературе проведена интеллектуально-развивающая игра “ В человеке должно быть все прекрасно…”, посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова.

Была выбрана именно такая форма для того, чтобы дать еще одну возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

Игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в этой игре, как и в других интеллектуально-развивающих играх с интересом принимают участие дети разного возраста (4-11 классы).

Данная игра имеет свои особенности, во-первых, чтобы достойно выступить, проявить свою эрудицию, участники большое внимание уделяли подготовительному этапу: читали произведения А.П. Чехова, составляли кроссворды. Проводили беседы о жизни и творчестве писателя. Находили материал о псевдонимах Чехова и особенностях его стиля, провели соцопрос. В итоге была оформлена выставка иллюстраций по произведениям А.П.Чехова, проведены уроки внеклассного чтения, сделан анализ анкеты “ Знаешь ли ты Чехова?”

Вопросы были разные:

  • Есть ли у тебя дома книги с произведениями А.П. Чехова?
  • Чехов… какие герои и произведения сразу приходят на ум?
  • Какие изречения Чехова ты знаешь?
  • Экранизации каких произведений Чехова тебе знакомы?

Из 98 опрошенных учащихся 7–11 классов и их родителей 92% знакомы с творчеством писателя. 98% – назвали рассказы “Каштанка”, “Хирургия”, “Степь”, пьесу “ Вишневый сад”. 31% – знакомы с изречениями А.П. Чехова. 74% – вспомнили экранизации произведений. У 67% опрошенных в домашних библиотеках имеются книги писателя.

Во-вторых, болельщики тоже могли принять участие в обсуждении того или иного вопроса и принести баллы своей команде.

Правила интеллектуально-развивающей игры “В человеке должно быть все прекрасно…”

От каждого класса выбираются по 10 человек-участников. Составляются (при помощи жеребьевки) 10 разновозрастных команд из учащихся 4–11 классов.

Выбираются командиры, придумываются названия команд.

Игра проходит по станциям. На прохождение каждой станции и на выполнение заданий отводится 10 минут.

От каждой команды выбираются 2 человека в пресс-центр, который выпускает информационные листы, куда помещаются статьи и фотографии, отражающие ход игры.

Ход игры

*Линейка. Выдача маршрутных листов. Знакомство с учителями– экспертами.
* Прохождение станций.
* Подведение итогов.

Название станций.

1 “Найди автора” Даны портреты писателей и листочки с названиями произведений. Нужно разложить произведения в соответствии с авторами (к. 44).

2. Редакторский центр. Исправь речевые ошибки (к.34).

3. Рекламное агентство. Создать рекламу на основе произведения А.П.Чехова (к.22).

4. Викторина по творчеству А.П.Чехова “Знаешь ли ты?” (к.38). (Разрешалось использовать сборники произведений Чехова.)

5. “Бюро находок”. Предмет и его хозяин (к.21). По описанию предмета нужно было вспомнить, кому из героев он принадлежит и из какого произведения.

6. Литературный ералаш. Из составленного учителем текста выбрать названия и героев произведений А.П.Чехова (к.39) .

7. Актерское мастерство. Выразительное чтение отрывка из произведения А.П.Чехова. Возможна инсценировка. (Читальный зал.)

8. “Толмач”. Объяснить лексическое значение слов из произведений Чехова (к.33).

9. Творческая. Решить кроссворд, ребус, составить четверостишье по заданной теме (к.37).

10. “Раздольная”. Участники выбирают карточку с названием русской народной песни и поют всей командой. Инсценировка приветствуется (актовый зал).

Маршрутный лист получает каждая команда.

№ п./п. Название станции Место проведения. Количество баллов. Эрудиты. Подпись.
1 “Найди автора”. Кабинет № 44 Родионова Л.В.
2 Редакторский центр. Кабинет № 34 Одинцова М.Н.
3 Рекламное агентство. Кабинет № 22 Горшкова Н.А.
4 Викторина “Знаешь ли ты?” Кабинет № 38 Серова Н.А.
5 “Бюро находок”. Кабинет № 21 Никитчук М.Я.
6 Литературный ералаш. Кабинет № 39 Тароватова В.Н.
7 Актерское мастерство. Читальный зал. Акишина М.А.
8 “Толмач”. Кабинет № 33 Гурылева К.В.
9 Творческая. Кабинет № 37 Королькова В.В.
10 “Раздольная”. Актовый зал. Конищева А.А., Бидник
11 Пресс-центр. Кабинет № 20 Комиссарова, Иванов М.В.

Общее количество баллов:

Команды-победительницы награждаются грамотами.

Знатоки творчества А.П.Чехова – призами.

По окончании игры каждая команда вывешивает свой информационный лист на стенд.

Фотокорреспонденты оформляют фотовитрину. Проводится конкурс фотокорреспондентов.

Актуальность данной формы игры очевидна. В федеральном компоненте государственного стандарта отмечается:

“Участие учащихся в проектной деятельности, в организации проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач, приветствуется”. В связи с этим возникает необходимость развивать у школьников творческие умения и навыки.

Приложение.