Урок русского языка по теме "Понятие о родственных словах"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила о родственных словах; составить алгоритм  нахождения родственных слов и научить им пользоваться.

  • Регулятивные УУД.
    • принимать, ставить учебно-познавательною задачу;
    • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Познавательные УУД.
    • осуществлять поиск информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта, используя схемы при работе над темой.
  • Коммуникативные УУД.
    • строить речевое высказывание в устной форме;
    • вступать в учебное сотрудничество с учителем и учащимися;
    • осуществлять совместную деятельность в паре, в группе;
    • проявлять доброжелательное отношение к партнерам.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: групповые, парные, индивидуальные, фронтальные.

Методы и приемы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические, частично- поисковые, проблемно-исследовательские.

Учебные материалы: учебник «Русский язык. 2 класс» (авт. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова); толковые словари, компьютер, медиапроектор, экран; презентация к уроку; листы – пособия для работы в группах (Приложение 1); карточки обратной связи» настроение», карточки для  тестовой работы (Приложение 2), сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов! Что бы вы хотели получить от урока?  Давайте определим, с каким настроением вы пришли на урок. (Светофоры) Слайд №1

2. Актуализация знаний

Мотивация деятельности. Слайд №2

Рассказ-сказка о гостях воды  (запись голосового сопровождения)
Запуск слайда – по щелчку по слайду, после слов: «Собрались у воды родственники: подводник …» – щелк по слайду и далее по мере чтения слов автора. Каждый гость – щелк.

– Кто же был чужак  среди гостей? (Обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными)
– По каким признакам вы определили гостя?
– А какая семья должна быть у него? (Водитель, водит, проводит)

(Слово «водитель» «уезжает» с машиной)

– Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд №3. Распознавать родственные слова.

3. Постановка учебной задачи

Создание условия  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

 Слайд №4.   Тема урока – «Родственные слова».
– Какие слова можно считать родственными? (Беседа о родственниках)
– А кому знакомо слово родственники. Кто они  такие? Скажите, кого вы считаете родственниками? (Это люди, которые произошли от одного  рода, из одной семьи. Очень часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками.)
– Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая  учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить родственные слова)

4. Поиск решения учебной задачи Слайды №5, 6

Составление плана для достижения учебной задачи.

– Хорошо, с вашей помощью составили следующий план работы:

– Как называется?
– Есть ли условный знак для обозначения?
– Сколько слов можно подобрать по общей части?
– Как записывается  общая часть  в однокоренных словах?
– Как найти в слове общую часть?
– Выделим общую часть дугой.

– А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (Корень)
– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова. Где мы можем найти эту информацию?

5. Алгоритмизация нового знания

Слайд №7 Упражнения в распознавании родственных слов. Давайте составим алгоритм нахождения родственных слов.

6. Первичное закрепление Слайд №8

– Послушайте рассказ «Родственники»:

– Вы кто такие?
– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
– А я ваша тётя – Гусеница.

– Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? (Это гусь, гусыня, гусята. Корень – -гус-)
– А слово гусеница? (Это не однокоренное, так как гусь, гусыня, гусята – это птицы. А гусеница – это насекомое, у этого слова  другое значение.)

Родственными называются  слова, которые близки  по смыслу и имеют одинаковый корень.

– Запишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ, выделите корень.

Слайд №9 Лиса
Слайд №10 Волк

– Задайте друг другу вопросы по теме.

Слайд №11 Схема

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с учебником упр. 2 Слайд №12

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Групповая работа. Слайд №13

– А теперь давайте еще  поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями, а вы – листочки с этих деревьев (у детей на партах листики со словами).

Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются   группы родственных слов. (Приложение 1)

1 группа: -рыб-

Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.

2 группа: -ум-

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

3 группа: -ворон-

Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.

– Посмотрите, какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки (конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой – «родственные слова», надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.  

8. Проверочное задание-тест. (Приложение 2)

– У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики. Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока. Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть  номер того слова, которое будет лишним в этой группе. (1, 2, 3)

Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова?
Отвечайте тогда!

– Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.

1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
6) 1, 2, 3.
7) 1, 2, 3.

Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамоьтно писать,
Надо корень выделять.

Слайды №14,15

9. Домашнее задание: упр. № 6 стр. 63 или составить родственные слова к слову зима.

Слайд №16

10. Итог урока

– Итак, наш урок подошел к концу. Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом?
– Какие моменты урока показались вам трудными? Почему?
– Сформулируйте, как понимаете термин "однокоренные (родственные) слова"
– Где могут пригодиться полученные знания?
– Если  вам все понятно  было на уроке, поместите магнитик на левую сторону доски.
– Если урок показался трудным – на правую сторону. Слайд №17

Использованные материалы:

1. «Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой;  
2. «Информационные технологии на уроках»  Составитель О.В.Рыбъякова. Издательство «Учитель», 2010
3. Деятельностный метод обучения 1 – 4 классы. Автор – составитель И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина.  Издательство  «Учитель», 2008  3. Материалы сети Интернет.