Образовательная программа по географии с основами географического краеведения". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа:

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа по географии 6 класса разработана в соответствии с Программой среднего (полного) общего образования по географии 6-11  кл. базовый уровень (под ред. И.В. Душиной) М. – Дрофа. 2008г., на основе основной образовательной программы школы на 2013-4014 уч.г.  Программа географического краеведения. Рабочая программа конкретизирует содержание конкретных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа взята полностью без изменений.
Программа рассчитана на 68 часов (34 часа по  федеральному базисному плану и 34 часа регионального компонента, 2 часа в неделю).

Программа выполняет 2 основные функции:

1. Информационно-методическая функция

Она позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного процесса.

2. Организационно-планирующая функция

Она предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ

Учебная программа по географии содержит следующие разделы:

1. Пояснительную записку, в которой определяются цели обучения географии в 6 классе, раскрываются закономерности живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений;

2. Содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределённого по содержательным разделам с указанием числа часов на изучение соответствующего материала.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В программе по географии предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в географическую деятельность, на обеспечение понимания ими краеведческого материала и развития интеллекта, приобретения практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.

Уделяется внимание использованию компьютера и информационных технологий. География призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для жизни, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами при решении задач.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

1. Формировать на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
2. Овладевать символическим языком географии, вырабатывать формально-оперативные географические умения и научиться применять их к решению географических задач;
3. Получить представление о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятный характер;
4. Развивать логическое мышление и речь;
5. Сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах экологического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии  можно сформулировать следующим образом:

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Содержание программы по географии 6 класс

(34 часа по  федеральному базисному плану и 34 часа регионального компонента, 2 часа в неделю, итого 68 часов)

Введение.

География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.

Виды изображений поверхности Земли.

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане.  Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.
План местности. Географическая карта  — особый источник информации. Легенда карты.
Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот  по карте.

Строение Земли.  Земные оболочки.

Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли.  Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.  Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического,  метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с
глубиной.
Литосфера  — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры.  Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы  предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной  безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия  внутренних сил Земли и  внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна  Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте.

Гидросфера  — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан,  ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана.  Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана.  Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной  безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и  биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности  их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых  вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек.  Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение;  правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ,  болот. 

Атмосфера  — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на  Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.  

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности  распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и  взаимодействие компонентов природы.  Биосфера. Почвенный покров.  Почва как особое природное образование. Плодородие  –важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность  и высотная поясность  — важнейшие особенности природы Земли. Географическая  оболочка как окружающая человека среда.

Население Земли.

Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

Стихийные природные явления.

Требования к  уровню подготовки выпускников:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

1. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2010г.
2. Никитина Н.А.Поурочные разработки по географии 6 класс– «Вако» М. 2004г.
3. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
4. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6-го класса:

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

 Тема ”Население Земли”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония

Учебно-тематический план:

Раздел

Количество часов

Практическая часть

Введение 3 П/Р 1 Составление календаря погоды.
План местности 6 П/Р 2 Масштаб
П/Р 3 Ориентирование по компасу
П/Р 4 Составление плана местности
Географические карты 8 П/Р 5 Определение координат
Литосфера  

4

П/Р 6 Описание свойств горных пород
П/Р 7 Обозначение на контурной карте центров землетрясений
П/Р 8 Определение по карте географического положения гор и обозначение их на контурной карте.
П/Р 9 Определение по карте географического положения равнин и обозначение их на контурной карте
П/Р 10 Описание форм рельефа своей местности
Формы рельефа земной коры 5
Гидросфера 12 П/Р 11 Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений. П/Р №12 Обозначение рек на контурной карте.
П/Р 13 Обозначение озер на к/к.
Атмосфера 12 П/Р 14 Обработка данных календаря погоды. Построение графика температура для своей местности.
П/Р 15 Построение диаграммы садков для своей местности по календарю погоды.
Биосфера 6  
Население Земли 4  
Природа и население своей местности 4  
Обобщающее повторение 4  
Итого 68  

Календарно-тематическое планирование