Педагогический проект физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ "Здоровый малыш"

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип проекта: Педагогический.

Участники: Дети средней группы, родители, педагоги.

По времени: Долгосрочный: с сентября – по май.

 Актуальность проекта.
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Проблема повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, особо остро обозначившаяся в последнее время в связи с ухудшающимся здоровьем детей, требует от исследователей и специалистов по физической культуре своего скорейшего разрешения.
Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.
Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между образовательной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой, происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

  Цель проекта:
1. Повышать эффективность  физкультурно – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста через использование современного и нестандартного спортивного оборудования.
2.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьясбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.
3.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
4.Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

  Задачи проекта:
Образовательные:
- Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.
- Научить элементарным приемам сохранения здоровья
Воспитательные:
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
-Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.
Профилактические:
- Развивать у детей потребность в активной деятельности.
- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
Прогнозируемые результаты:
- Создание в группе новой развивающей среды
-  Снижение заболеваемости и повышение уровня  здоровья детей на 25%
-  Улучшение показателей уровня физического   развития воспитанников
-  Заинтересованность  родителей  в совместной   двигательной  деятельности с детьми.
Дети должны знать и уметь:
- Сущность понятия “здоровье”.
- Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.
- О роли правильного питания.
- Значение гигиенических процедур для здоровья.      
- Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.
- Спорт – это жизнь
- О роли двигательной активности в повышении работоспособности.
- Правила закаливания организма.
- О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия.    
- Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.
- Выполнять доступные виды закаливания.

Этапы и методы проекта.

1 этап – Подготовительный / сентябрь-октябрь/
  Задачи:
- Изучить потребности родителей и возможные ресурсы группы  в оздоровлении  детей
- Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий;
- Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса;
- Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента
Содержание 1 этапа:
- Анализ научно-методической литературы
- Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в  развитие детей
- Разработка программы «Здоровье»;
- Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий;
- Анкетирование родителей.
Ожидаемый результат
Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг, разработана комплексная программа «Здоровье»).

2 этап -  основной. Практический
Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс /ноябрь – апрель /
 Задачи:
- Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы;
- Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года;
- Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним.
- Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности детей среднего  дошкольного возраста
-Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей
Содержание 2 этапа:
- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);
- Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп;
- Изменение режима деятельности ДОУ;
- Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
-Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни
- Изготовление нестандартного  физкультурного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки с помощью родителей
- Приобретение нового физкультурного оборудования в спортивный уголок группы
- Работа с семьей.
- Посещение занятий направленных на здоровьесбережение.
- Посещение научно практических конференций освещающих проблемы оздоровления.
Ожидаемый результат.
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы.

3 этап – заключительный. Аналитический 
Совершенствование результатов проекта /май – июнь/
Задачи:
- Анализ результатов проведенной работы

Содержание 3 этапа:
-Спецопрос родителей
-Оформление на прогулочном участке «Тропы здоровья»
-Показ результатов
-Выводы и предложения
-Отчёт о проделанной работе
- Фотовыставки
- Стенгазеты
- Видеоролики
- Конспекты
- Повторная диагностика;
- Обобщение опыта педагогов;
- Выпуск методических рекомендаций.

Ожидаемый результат
Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

 Условия реализации проекта:
1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду».
2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.
4. Активное сотрудничество с семьей и социумом.

Методика:
Проблемно-поисковые,
Личностно – ориентированные,
Здоровьесберегающие  технологии.

Схема реализации проекта         
Виды детско-взрослой деятельности
Физкультурно-оздоровительные досуги «Краски осени», «На зарядку становись»
День здоровья «Спорт и мы»        
Досуг «Туристы», «День здоровой семьи» для родителей и детей, досуг «Чемпионы среди нас» (ко дню Космонавтики)        
Провести  досуг с детьми «Веселые эстафеты»

Образовательная  область:
Художественное творчество       
-Создание выставки   рисунков (сотворчество детей и родителей)   о спорте
-Рисование карандашами, фломастерами овощей и фруктов.
-Аппликация «Овощи и фрукты».
-Игры с водой на улице и в творческой лаборатории.
Рисование на тему: «Виды спорта»

Труд
Пополнение физкультурного уголка: склеивали флажки, мастерили макеты (рули, шапочки для игр).

Социализация        
Проведение тематических образовательных ситуаций, индивидуальных бесед, оформление фотоальбома «Наше здоровье»
Организация сюжетно – ролевой игры «Доктор», «Аптека»
Вечер подвижных игр с детьми

Коммуникация      
Рассказывание детей по теме: «Наш  праздник»,
Беседы с детьми.
а). Как я буду заботиться о своем здоровье.
б). Чистота и здоровье.
в). Кто спортом занимается?
г). Как я буду закаляться.
д). Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья.
Встреча с интересными людьми.
1. Встреча с папой Мальковского Ромы и его рассказ о спорте, о значении футбола в здоровье человека.
2. Встреча и рассказ о значении спорта в жизни человека учителя физкультуры школы № 6 Хасанова М. М

Познание      
Экскурсия в спортшколу «Юность»,
Познавательный праздник для детей и родителей «Если хочешь быть здоров!»

Здоровье
Кружок «Здоровый малыш»

Чтение художественной литературы
-Знакомство детей с пословицами и поговорками о спорте, здоровье
-Чтение стихов: «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского,  « Мойдодыр» К.Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, К. Чуковский «Доктор Айболит», Александрова «Купание», Г. Зайцев «Дружи с водой»,  загадки, потешки и другие произведения о здоровье.

Музыка
-Прослушивание песен про спорт, здоровье;
-Музыкальное развлечение «Будьте здоровы!». Музыкально-спортивное развлечение, посвящённое Дню Защитника Отечества

Работа с родителями
-Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание», «О здоровье детей»
-Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?»
-Фотостенд для родителей «Культура здоровья»
-Ширма для родителей «Здоровый быт – здоровый ребёнок»
-Консультация для родителей «Оздоровление детей в детском саду»

Презентация           
1.Договариваются о защите проекта, разучивают стихи, песни.
2.Проводится праздник  «Растем, играя» с участием родителей, детей. Принимает участие в   защите проекта.