Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию на тему "Цветковые растения Тамбовской области"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: развитие духовно- нравственных и эстетических  основ личности посредством формирования  бережного отношения к природе родного края и изучения  флоры Тамбовской области.
Данное мероприятие направлено на достижение учащимися следующих результатов:

1. Предметных - расширение   знаний  обучающихся о цветковых  и лекарственных растениях «малой родины»;
2. Метапредметных - развитие  у учащихся:

  • навыков  самостоятельной работы с литературой для подготовки своих выступлений, презентаций;
  •  умений  делать выводы о причинах исчезновения некоторых видов  растений из флоры Тамбовщины;

3. Личностных – формирование  бережного отношения к природе, как одной из составляющей духовно- нравственного воспитания.

Оборудование: компьютер,  мультимедийная презентация по теме мероприятия, DVD-плеер, диск с записью музыки «Вальс цветов» (П.И. Чайковский), выставка фотографий цветковых растений, гербарии растений нашей местности, сделанные самими учащимися.

Ход мероприятия:

  1. Вводное слово учителя:
  2. 1 страничка: « Что такое Красная книга?»
  3. 2 страничка: «Цветы мне нежно улыбались»
  4. 3 страничка: « Зелёная аптека» (викторина)
  5. Подведение итогов.

Учитель: Великий сказочник сказал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»
Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни.

* * *
Из них венки плели невесты
Их в школу девочки несли
И у могил, порой безвестных
Их вдовьи слёзы долго жгли.
Растут, во все века любимы
Их не убить, не затоптать
Они, цветы, неистребимы
Нам, несгибаемым, подстать.
Цветов на земном шаре очень много, и все они прекрасны по- своему.
* *

Если б в поле расцвели только белые цветы,
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты
Если б в поле расцвели только жёлтые цветы
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной.

Учитель: Сегодня мы поговорим о цветковых растениях нашей местности - Тамбовской области. У нас растений много, но, не смотря на это, их численность резко сокращается, многие заносятся в Красную книгу.

1 страничка «Что такое Красная книга?»

Красная книга- это перечень видов растений, животных, грибов, которым грозит реальное исчезновение с лица Земли.
Первая международная Красная книга появилась в 1966 году. Её изданию предшествовала кропотливая работа ученых всего мира, впервые решивших подсчитать ущерб, который нанесли люди природе Земли. Результат ошеломил всех: опасность грозила многим видам растений и животных. Вот тогда и было решено опубликовать эти данные, оповестить всех о грозящей катастрофе. Красный переплёт этой книги не случаен, он как бы предупреждает о возможной беде.
Через некоторое время выяснилось, что одной только международной книге недостаточно. И каждая страна стала создавать свою Красную книгу. Красная книга нашей страны увидела свет лишь в 1983 году и повторно в 1988 году. Красная книга Тамбовской области появилась в начале 90 годов.
Страницы Красной книги имеют разную окраску:

Учитель: Когда возникает вопрос: «Где растут растения?» Можно услышать ответ: «Везде». И это на самом деле так. Цветковые растения встречаются в разных уголках земного шара.

Стихотворение: « Где, цветок, живёшь?»
- Цветок, цветок. Где твой дом?
- Мой дом- лес и поле.
Я лютик, я барвинок,
Я фиалка, я одуванчик.
- Цветок, цветок, где твой дом?
- Мой дом- вода и тихое озеро.
Я лилия, я кувшинка.
- Цветок, цветок. Где твой дом?
- Мой дом- край северный,
Где зима долгая, а лето короткое.
Я арктическая ромашка,
Я полярный мак.
- Цветок, цветок. Где твой дом?
- Мой дом- жаркий солнечный юг.
Я магнолия, я лотос,
Я орхидея, я кактус.
- Цветок, цветок. Где твой дом?
- Мой дом- высоко в горах.
Я эдельвейс, я цикламен,
Я рододендрон.
- Цветок, цветок. Где твой дом?
- Весь белый свет - мой родной дом.

 2 страничка «Цветы мне нежно улыбались»

Васильки.                          
Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба,
Васильки, васильки, как безоблачный полдень ясны
Видно, что на землю упали осколочки неба,
Заставляя нас вспомнить забытые песни весны.

Василёк занесён к нам вместе с рожью и стал постоянным спутником ржаного поля. Правда, борясь с сорняками, мы стараемся не пускать это растение на поля. Не вызывает сомнения факт, что количество семян васильков способно угнетать рост злаков. А между тем доказано, что если к 100 семенам ржи добавить одно семя василька, то рожь будет расти лучше. У василька есть интересна особенность- распространение семян путём самостоятельного передвижения, т.е. ползком. Существует легенда о васильке. В глубокой древности русалка влюбилась в молодого пахаря Василия. Русалка каждый день наблюдала за ним. Однажды, окончив работу, Василий подошёл к реке умыться. И она не выдержала, предстала перед ним во всей своей красе. Они полюбили друг друга. И стала русалка звать юношу в свою родную стихию, Василий уговаривал её остаться на земле. Во всем у них было согласие, только не могли они договориться, где им жить. Тогда поняла русалка, что не оставит пахарь свою родную землю, и в отчаянии она превратила его в скромный цветок, растущий на полях. А цветом он был её голубой стихии. Люди же, сочувствуя доброму молодцу и его старой матери, в помять о нём назвали цветок именем юноши, как звала его мать «васильком».
В Красную книгу Тамбовской области занесён василёк Барбея. Численность его сокращается из-за сбора цветов и нарушения мест обитания.

Колокольчик (Рассказ о колокольчике)

                       * *
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон,
Лёгкий- лёгкий, тонкий- тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.

В Красную Книгу Тамбовской области занесён колокольчик пёстролистный. Основная причина исчезновения - сбор растений в букеты, нерегулируемый выпас скота на лугах.

Звучит песня «Колокольчики мои…»

Лилия (выступление учащихся)
Пион (выступление учащихся)
В Красную книгу России занесены- пион Витмана, пион Кавахский, а в малую Красную книгу Тамбовской области- пион тонколистный.

Подснежник.
Подснежники первыми вступают в противоборство с суровой зимой. Цветочки подснежников маленькие, бывают белые, голубые, фиолетовые. И начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых испугалась зима. Древняя легенда гласит: « Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве стало холодно. Тогда пожалев, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, в ней ожила надежда. С тех пор подснежники стали вестниками весны.
Тюльпаны (выступление учащихся)

Звучит песня « Городские цветы».

3 страничка « Зелёная аптека».

Викторина о лекарственных растениях:

  1. В этой ягоде много витамина С, а куст, на котором она растёт с шипами (шиповник.)
  2. Из ягод какого растения делают масло? (облепиха)
  3. Из этих ягод делают « королевское варенье», а отвар успокаивает человека (пустырник)
  4. Красивый цветок, его используют как противовоспалительное средство, на нём гадают (ромашка)
  5. Ранний весенний цветок, из которого делают варенье (одуванчик.)
  6. Каким растением можно остановить кровь из свежей раны? (подорожник)
  7. Эту траву знает даже слепой (крапива)
  8. Она хороша при простуде, как варенье ( малина.)

Учитель: Мы рассказали лишь о некоторых растениях Тамбовской области. Но даже они нуждаются в охране. Мы должны об этом помнить и бережно к ним относится.
* *
Не рвите цветов, не надо!
Их нежный аромат наполнит воздух ада!
Они так красят сад!
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашки на лугу,
Кувшинке на реке.
Фиалке, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас,
Но мы их рвать не будем-
Пускай цветут на радость людям!

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны, и не будет красоты!

Ребята, мы хозяева природы, а она кладовая со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку – нужна природа. И охранять её наша главная цель. Земля такая маленькая, давайте её беречь!

Список литературы:

  1. Борис Вовк. Цветы.- Из-во «Вэсэлка», 2000 г.
  2. Журнал «Биология в школе»-2004/№3
  3. Моложавенко  В.С. Тайна красоты. - М.: Педагогика,1993
  4. Рукавчук Л. Волшебный мир цветов. – СПб.. 1996
  5. Литвинова Л.С. Нравственно- экологическое воспитание школьников- М.: 5 за знания, 2005
  6. Красная книга Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы / Авторы: Усова Г.С., Агафонов В.А. и др. — Тамбов: ИЦ Тамбовполиграфиздат, 2002.
  7. А.С.Соколов, Л.А.Соколова. Экология растений. Пос. для уч-ся6 класса. Тамбов, 2006.
  8. А.М.Былова, Н.И. Шорина. Экология растений. Пос. для уч-ся 6 класса. Растений. Пос. для уч-ся 6 класса.М., «Вентана-Граф», 2002.

Ресурсы Интернет:

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. http://tnu.podelise.ru/docs/
  3. http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/biologija/vneklasnoe-meroprijatie-po-biologi-6-7-klas.html
  4. http://images.yandex.ru/