Урок МХК по теме "Цветы нашей Родины"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия: рисование с натуры

Цели и задачи:
- ознакомление с произведениями изобразительного искусства;
- закрепление знаний о цветоведении;
- формирование умений понимать и чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека;
- воспитание у детей любви к природе родного края, всей Родины.

Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукция произведения П.П. Кончаловского «Сирень»;
образец педагогического рисунка «Цветы нашей Родины» (карандаш, акварель);
набор гербариев с цветами для индивидуального пользования.
Литературный ряд: стихотворение И. Токмаковой «Подарили собаку», Г. Виеру «Фиалка»; загадка.

Ход урока

 
 I. Организация класса.
1. Приветствие класса.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Сегодня наш урок мы посвящаем изображению прекрасных цветов, растущих в нашей стране. Поэтому рисунок называется «Цветы нашей Родины».

 III. Актуализация знаний учащихся .
Многие из вас знают стихотворения, посвященные цветам. Прочитайте их.

IV. Вводная беседа.
1.Беседа о цветах.
Не только поэты, но и композиторы, художники воспевают в своих произведениях красоту цветов, растущих в России. Так они воспевают любовь к родному краю, передают свое восхищение красотой Родины. Я, думаю, вы тоже чувствуете красоту цветов.
А какова роль цветов в создании настроения человека? (Ответы детей)
- Верно. С цветами вокруг становится наряднее. Чтобы украсить комнату или себя человек издавна использовал цветы. Цветы приносят в нашу жизнь ощущение праздника. Потому, когда мы идем в гости, то помним, что всегда лучшим подарком является букет цветов, а порою это даже один цветок.

Цветов в мире бесчисленное множество.
Какие цветы вы знаете? (Ответы детей.)

Цветы бывают полевые, садовые, комнатные.

Все цветы украшают природу и быт человека, радуют глаз. Цветы – удивительное создание природы. Цветы поражают своим многообразием, пышностью, яркостью, красотой, душистым запахом. Ни один праздник не обходится без цветов, они являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к другим людям.

2. Литературный ряд.
Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Л. Чернышева.

СОРВАЛИ ЦВЕТОК
Сорвали цветок
И бросили в лужу.
Он шепчет печально:

 - Не нужен, не нужен..
Зачем вы, ребята,
Сорвали меня.
Ведь жизнь моя длилась
Всего лишь три дня!

3. Беседа по картине П. П. Кончаловского «Сирень».
Перед вами работа художника П. П. Кончаловского «Сирень». На картине изображен букет сирени. Мы видим, что цветы свежие, только что срезанные с кустов. Они так убедительно выполнены, что мы, кажется, можем ощутит даже их аромат.
Такой выразительности художник достигает средствами реалистической живописи.
Какие же то средства?
Главное здесь – цвет. Соотношениями цвета он передал тяжесть веток сирени, освещение, расположение букетов в пространстве.

V. Изучение нового материала (беседа учителя)
Вопросы классу:

А какие цветы вы знаете?
Как они называются?
Какую форму они имеют?
Какова их цветовая окраска?
Послушайте стихотворение:

РОМАШКА
В донском лугу, глазаста и нежна,
Печально лепестками отцветая,
Рассыпала под осень семена
Вокруг себя ромашка полевая.
Пооборвали ветры поздних гроз
Сухие листья, пахнущие пряно,
И жесткий стебель высушил мороз,     
И изломали хлесткие бураны.
Но отошла пора суровых вьюг,
Потаял снег на займищах, и летом
Еще пышней убрался свежий луг
Ромашковым, как кипень, белоцветом.
А. Максаев

-А вот какое стихотворение посвятил другому цветку молдавский поэт Г. Виеру:

 ФИАЛКА
- Фью, фью! – птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.

Какие еще цветы есть в ваших гербариях?
Сравните по строению и цветовой окраске эти цветы.
- Верно, у фиалки очень нежная цветовая гамма, а тюльпан имеет более красочные оттенки. Ромашка отличается ослепительно белыми лепестками.

VI. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.
Образец рисунка «Цветы нашей Родины» (карандаш, акварель)

Определим направление расположения листа. Его можно расположить и вертикально и горизонтально, все зависит от того, как вы нарисуете цветы.
1. Так как я изображаю три цветка, то лучше расположить лист по вертикали. Изображение цветков должно быть во весь формат листа бумаги. Намечаю направление стеблей цветков, их высоту и длину.
2. Определяю основные пропорции цветов.
Построение надо начинать с определения соотношения размеров бутона и стебля, уточнения формы цветка. У фиалки цветок похож на круг, у тюльпана на овал, у ромашки на овал, но расположенный горизонтально.
3. Выполним разделение головки тюльпана на лепестки. У ромашки обозначим серединку, которая будет смещена от нас, так как находится дальше от зрителей. У фиалки самые сложные по строению листья, будьте внимательны при их выполнении. Намечаем форму листьев. У фиалки лист имеет закругленную форму, у тюльпана вытянут, а у ромашки похож на укроп.
4. Прорисую все цветы красками. Сначала выполню самый светлый цветок – ромашку. Для его выполнения обведу лепестки синим цветом, промою кисть в чистой воде, а потом размою границы внутри лепестка так, чтобы они казались легкими, прозрачными. После выполню тюльпан. Закрашиваю его оранжевым цветом, и пока краска не высохла, вытираю отжатой чистой кистью серединку цветка, а по краям добавляю красный цвет. В итоге цветок кажется объемным. Для выполнения фиалки беру голубую краску и после, до ее высыхания, добавляю по краям лепестков более насыщенные оттенки – синий, фиолетовый. Рисунок закончен.

Физминутка.

 Поедем с вами весело! Поехали – поехали
В лес за орехами! (дети встают, маршируют)
Наклонились – собираем!
Потянулись вверх – срывам!
Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

 

 VII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните работу «Цветы нашей Родины», изобразив цветы как можно более реалистично.

 VIII. Итог урока.

1.Выставка работ учащихся.
На доске выставлены лучшие работы. Ребята старались передать внешнее сходство изображаемых цветов как можно более реалистично.
2.Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:
- А какие средства вы использовали для передачи внешнего сходства цветов?
- Верно, светотень помогает передать объемно внешний облик цветов.
- С произведением какого художника вы сегодня познакомились?
- Верно, мы сегодня рассматривали работу П. П. Кончаловского.