Конспект НОД в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Тема: "Транспорт. Звучание стихотворения М.Манаковой «Транспорт» с помощью мнемосхем – «волшебных колечек»"

Разделы: Коррекционная педагогика


Методическая тема занятия. Транспорт. Заучивание стихотворения М. Манаковой «Транспорт» с помощью мнемосхем - «волшебных колечек».

Тема занятия, называемая детям. Заучивание стихотворения «Транспорт».

Составила: учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 14 «Василёк» г. Рубцовска Алтайского края,  Митина Вера Борисовна.

Образовательная область – коммуникация.

Пояснительная записка. Данное занятие продолжает знакомить детей с окружающим миром, с разнообразными видами транспорта, а использование «волшебных колечек» (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 49 г. Великий Новгород Довальтер Т. И.) - своеобразных мнемосхем – повышает интерес и облегчает запоминание.
Этапы работы с «волшебными колечками»:
1       этап.  Выбор стихотворения для заучивания.
2       этап. Выразительное чтение стиха.
3       этап. Разбивание стихотворения на части.
4       этап. Чтение данной строки для каждой части сопровождается надеванием « колечка».
5       этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».
6       этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи колечек.

Каждый этап работы отмечен  карточкой – символом этапов работы, что помогает детям планировать предстоящую работу, а в конце подводить итог проделанной работы.
Игра на планах – макетах очень нравится детям, позволяет в игровой форме закреплять понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов.

Место занятия в образовательной программе: закрепляющее коррекционно – развивающее  занятие по ознакомлению с окружающим, социальному  развитию и развитию речи для детей подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк» г. Рубцовск,  проведённое согласно образовательной программы. 

Форма организации детей: подгрупповая.

Формы организации совместной деятельности: работа с календарём, игра - путешествие на плане - макете, заучивание стихотворения с помощью мнемосхем – «волшебных колечек».

Интеграция образовательных областей: познание,  социализация, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы.

Цель:  заучивание стихотворения М. Манаковой «Транспорт» с помощью мнемосхем - «волшебные колечки».

Задачи:
Образовательная область «Коммуникация»: закреплять активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт».
Развивать умение строить  полные ответы.
Способствовать практическому использованию в речи приставочных глаголов от глагола ехать (с наглядной опорой).
Развивать слуховое внимание.
Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность,  дисциплинированность.

Образовательная область «Познание»: продолжать формировать понятие «транспорт», закрепить знания детей о  частях  транспорта.
Расширять знание о многозначном слове «крылья».
Уточнять   временные  представления.

Образовательная область «Безопасность»: продолжить формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

 Образовательная область «Чтение  художественной литературы»: заучивать стихотворение с помощью мнемосхем, «волшебных колечек».

Образовательная область «Здоровье»: предупреждать  утомляемость детей во время непосредственно образовательной деятельности (проведение физкультминутки, динамической паузы); продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Образовательная деятельность в индивидуальной форме (индивидуальная работа):
Артём К.: закрепление артикуляционного уклада  звука «Ш».
Дима К.:  уточнение  временных представлений.
Алина Р.: закрепление понятия «транспорт», уточнение слоговой структуры слова «транспорт».

Методы организации:
Практические: работа на макете - моделирование
Наглядные: демонстрация наглядных пособий
Словесные: беседа, заучивание стихотворения
Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде, упражнения по сопряжённой гимнастике для рук  и языка.
 
Лексический материал:
Приставочные глаголы: доехали, въехали, съехали, поехали, объехали, заехали, переехали,  отъехали, выехали,  приехали.
Существительные: транспорт, самосвал, трамвай с дугой, «Ракета», шофёр, крылья. 
Прилагательные: воздушный, наземный, водный,  железнодорожный

Оборудование: календарь, «домик язычка», зеркала, комочки ваты, портрет Марии Манаковой, «колечки» по стихотворению  (картина, легковая машина, самолёт, автобус, вертолёт, грузовик, катер, трамвай), планы – макеты и машинки по количеству детей, карточки – символы этапы работы, игрушка самолёт, плакат с изображениями многозначного слова «крылья», картинки для проведения физкультминутки (5 голубых ракет, 3 зелёных самосвала, 4 жёлтых вертолётов, 3 поезда, 5 синих кораблей), смайлики –карточки (весёлый – грустный).  

Предварительная работа: познавательные занятия воспитателя и учителя – дефектолога по теме «Транспорт»,   рассматривание иллюстраций, чтение книг, стихотворений, загадок о транспорте, подготовка раздаточного  материала; исследовательская деятельность: сравнивание разных видов транспорта (находить сходства и отличия),  дидактические игры по расширению и активизации словаря, сюжетно-ролевые игры с маленькими машинками с использованием модели улицы.

Этапы проведения совместной деятельности.

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент.

«Мы готовы!»
Цель: психологический настрой на совместную деятельность.

Проговаривание стихотворения.

1,2,3,4,5
Будем мы сейчас опять:

Смотреть, думать,
размышлять,

Но друг другу не мешать.

Чётко, ясно говорить,
Не вертеться, не шалить.

Дети стоят перед педагогом в произвольном порядке и вместе с педагогом проговаривают стихотворение и выполняют действия:
- хлопки в ладоши
- указательным пальцем правой руки грозят
- указательные пальцы, голове
- указательные пальцы к вискам
- указательным пальцем правой руки отрицать из стороны в сторону
- указательные пальцы к губам
- руки «полочкой» перед грудью.

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть.

Минутка календаря.

 Карточка – символ.

Цель: формирование временных представлений.

Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь».
– Расскажем вместе  о сегодняшнем дне по плану.
ЧИСЛО,  МЕСЯЦ, ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ.
- Что можно сказать про октябрь?
- Если сегодня четверг, то завтра будет …
- Если сегодня четверг, то вчера была  …

Дима К.
- Сегодня 10 октября 2013 года, время года – осень,  день недели – четверг.

- Октябрь – это середина осени.
- Если сегодня четверг, то завтра будет пятница.
- Если сегодня четверг, то вчера была среда.

Упражнения  по сопряжённой гимнастике для рук  и языка.
 «КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ»
 Карточка – символ.

Педагог рассказывает упражнения.

- Посмотрите
Посмотрите, самолет
Отправляется в полет.
Самолет летит, гудит,
Смелый летчик в нем сидит.

Дети выполняют упражнения.

Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произносить звук «Л», при этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями.
Произносят  звук «Л» тихо  - громко, высоко – низко.

Ну, а это парашют.
Вниз нас спустит в пять минут.

Берут комочек ватки.
Положить на кончик носа маленький комочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь вверх.

По шоссе спешат машины,
«Би-би!»,
Мотоциклы.

Подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель, в руках держать воображаемый руль.

А по железной дороге мчатся поезда:
«Чух-чух-чух»,

Вращать руками, как колесами, «Ту-ту-у-у!»
Помахать рукой в знак прощания.

Даже под землей теперь ездят поезда.
— В самом деле?
— В самом деле!
Выезжают из туннеля.
Вот так…

Высунуть изо рта в направлении вперед длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно.

Спешат поезда от одной станции до другой.
Туда-сюда. Туда-сюда.
Вот это да!

Приоткрыть рот и водить острым кончиком языка от одного уголка губ до другого. Упражнение повторить несколько раз в умеренном темпе.

Остановился поезд на станции.
Двери открываются.

Особое внимание уделить Артёму К.

Вытянуть губы вперед рупором, язык в форме чашечки убираем за верхние зубы, зубы сближены,  длительно произносить [Ш], при этом руками изобразить открывающиеся и закрывающиеся двери поезда. Для этого прижать друг к другу ладони и, держа их перед грудью, сначала развести в стороны со звуком [Ш], а затем, после слов «Двери закрываются», соединить ладони вместе, вновь повторив звукоподражание.

Путь проделали большой
И приехали домой.

Руки сложить «домиком»

Выделение  темы.

- Наши язычки были в роли машин, и, наверное, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь?
- Да, о транспорте.
- Мы будем образовывать новые слова,  выучим интересное стихотворение.

- Будем говорить о транспорте.

Работа над многозначным словом «крыло».

Показывает игрушку самолёт.

 Плакат с изображениями многозначного слова «крылья».

- Что мы будем дальше делать?

- Что это у самолёта?
- У чего или у кого бывает крылья?

- Крылья — парная часть тела насекомых, птиц  обычно используемая для полёта.
Крылья -  часть у некоторых морских судов на подводных крыльях.
Крылья – ограждающее сверху покрытие над колесом автомобиля, велосипеда, мотоцикла и т. п. Служит для защиты транспортного средства, его водителя, пассажиров и окружающих от грязи и камней, разбрасываемых колёсами.
Крылья носа -  ограничивают с боков наружные отверстия носа - ноздри.
Крылья мельницы

Дети смотрят на карточку – символ.
- Мы над чем – то будем думать.

Ответы детей.

Игра на планах - макетах.
Цель: понимание, употребление приставочных глаголов и предлогов.

— Давайте  рассмотрим наши макеты. Что на нём изображено?
- Как вы думаете, где может стоять машина?
– Давайте отправимся на наших машинах в путешествие по красным стрелкам.

Педагог начинает предложение, …
Ехали мы, ехали, до реки … (доехали),
На мост ... (заехали), с моста  … (съехали).
Мост … (переехали), дальше … (поехали).
Ехали, ехали, до поворота доехали.
- В какую сторону повернули? (влево)
До автозаправки … (доехали).
На  автозаправочную  станцию … (заехали), заправились
С автозаправочной  станций … (выехали)  и дальше … (поехали).
Ехали, ехали, до поворота доехали.
- В какую сторону повернули? (влево)
Ехали мы, ехали и до ямы … (доехали),
Яму ... (объехали) и дальше … (поехали).
Ехали, ехали, до поворота доехали.
- В какую сторону повернули? (вправо)
Ехали мы, ехали, до реки … (доехали),
На мост ... (заехали), с моста  … (съехали).
Мост … (переехали), дальше … (поехали).
Ехали мы, ехали, до гаража … (доехали),
В гараж … (заехали), вот и … (приехали).

- Это гараж, это мост, это река, это автозаправочная станция. 

– Машина стоит в гараже.

Дети пододвигают к себе план – макет и выполняют действия в соответствии с текстом.
…дети по цепочке повторяю начало и договаривают глагол ехать в нужной форме.

Физкультминутка

- О чём говорит нам следующий символ?
Синие корабли   считаем
И столько раз приседаем.

Сколько жёлтых вертолётов  в круге
Столько раз поднимем руки.

Сколько самосвалов здесь зелёных,
Столько сделаем наклонов.

Подпрыгнем  столько раз,
Сколько голубых ракет  у нас.

Повернитесь столько раз,
Сколько поездов у нас.

- Мы будем делать зарядку.
Дети по очереди пересчитывают длинным счётом названный транспорт (Например, 1 синий корабль, два  синих корабля,…, 5 синих кораблей) и выполняют заданием. 

Заучивание стихотворения с «волшебными колечками» 
Мария Манакова «Транспорт».



Педагог рассказывает стихотворение.

 

Работа по содержанию

 

Работа с волшебными колечками.

 

 

 

 

 

Деление  стихотворения на части.

 

 

Рассказывание стихотворения с помощью «колечек» по цепочке, индивидуально.

Рассказывание
стихотворения без помощи колечек.

- О чём говорит нам следующий символ?
- Мы будем заучивать стихотворение, а помогут пальцы и колечки.

Ты скажи–ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт «Ракета» -
Это транспорт, транспорт это!

- Понравилось ли вам стихотворение?
- С каким транспортом мы встретились в стихотворении?

- Разложим колечки по порядку, как нам встретился транспорт  в  стихотворении:

  • автобус,
  • машина,
  • самосвал,
  • трамвай с дугой (Что это за дуга?), Трамвай – городской  пассажирский  общественный  электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.
  • «Ракета» (Как может ракета плыть? «Ракета» - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. «Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

1. Автобус
2. Машина
3. Самосвал.
- Что делает самосвал?
- Какой самосвал?
4. Трамвай.
- С чем трамвай?
5. «Ракета»
- Где плывёт ракета?

- Это всём вместе что?

 

 

Ответы детей.

 

Дети раскладывают колечки

 

 

 

Проговаривание каждой строки сопровождается надеванием «колечка».

Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть.

 

Работа со смайликами -  карточками (весёлый – грустный).  

- Посмотрите на карточки – символы и расскажите, чем мы сегодня занимались?

- Кто может сказать о себе:
«У меня сегодня всё получилось!»
«У меня не всё получилось!»
- Молодцы, мне очень понравилась ваша дружная работа. Всех можно назвать умницами.
- Нам осталось только выбрать нужный  смайлик.

Дети по карточкам – символам рассказывают о деятельности.

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:
Игра на планах - макетах. (Закрепление образования  приставочных глаголов от глагола «шёл» и предлогов).
Закрепление стихотворения «Транспорт» с помощью  «волшебных колечек».
Рассказывание стихотворения без помощи колечек.

Формы взаимодействия с родителями:
Повторение стихотворения «Транспорт» с помощью  «волшебных колечек».
Консультация для родителей в уголке «Игры и упражнения по теме «Транспорт».