Здоровьесберегающие технологии в системе организации учебного процесса и педагогической помощи детям, обучающимся на дому

Разделы: Общепедагогические технологии


Здоровьесбережение школьников является ключевым направлением развития общего образования в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Д. А. Медведевым (4 февраля 2010 г.).

Цель моей работы состоит в попытке реализации здоровьесберегающих технологий с целью создания условий, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.

Технология здоровьесбережения предполагает обследование здоровья детей, гигиенических условий учебного процесса, определение психолого-педагогических направлений работы, проведение оздоровительной работы, мониторинг состояния здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии подразделяются на три подгруппы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
  • учебно-воспитательные технологии), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемых вне школы, но в последнее время все чаще включаемых во внеурочную работу школы:

  • социально адаптирующие и личностно развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
  • лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе в этой связи стоят следующие задачи:

  1. объективная оценка своих достоинств и недостатков, связанных с профессиональной деятельностью, составление плана необходимой самокоррекции и его реализация;
  2. необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;
  3. ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;
  4. целенаправленная реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы с учащимися, отслеживание получаемых результатов как по собственным ощущениям, так и с помощью объективных методов оценки;
  5. содействие формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.[2]

Обследование здоровья детей, обучающихся на дому.

Диагностика состояния здоровья учащихся, их индивидуальных особенностей — обязательное условие реализации здоровьесберегающих образовательных технологий. На начальном этапе — это оценка ситуации, чтобы правильно поставить первоочередные задачи, выделить проблемы, которым необходимо уделять особое внимание.
Реализация диагностических программ способствует решению и еще одной актуальной задачи — привлечения внимания школьников к проблеме своего здоровья, учету своих индивидуальных способностей и возможностей (а для тех, у кого такой интерес проявился, — их информационная поддержка), что является неотъемлемой составной частью воспитания культуры здоровья.
Обследование здоровьесберегающей среды и состояния здоровья детей, можно осуществить путем тестов-анкет[4]:
1. Определение признаков физического развития.
2.Оценка показателей психического здоровья учащихся.
3.Тест-анкета ориентировочной оценки риска нарушений здоровья учащегося.
4.Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения.
5.Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза, нарушений осанки.
6.Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса.

  1. Наличие рабочего места.
  2. Условия освещенности.
  3. Воздушно-тепловой режим.
  4. Воздействие шума.
  5. Соблюдение режима дня.

Психолого-педагогические направления работы.

  1. Создание условий, обеспечивающих снятие стрессообразующих факторов. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизического состояния.
  2. Коррекционная направленность обучения. Стимулирование компенсаторных процессов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие сенсорных процессов и психомоторики, координации движений, мелкой моторики.
  3. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творчества неинтересно, а значит, является, в той или иной степени, насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием активных методов и форм обучения.
  4. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок-субъект обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс обучения, что обеспечивает естественное повышение работоспособности не в ущерб здоровью.

  5. Построение учебного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от поэтапных - к автоматизированным.
  6. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Необходимо выделить какой-то кусочек или аспект работы и похвалить за старание в определенный период времени.
  7. Использование многократного повторения с целью прочного запоминания учебного материала.[1]
  8. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной разрядки необходимы для предотвращения переутомления детей.

По результатам обследования детей, обучающихся на дому, следует отметить неблагоприятные социально-бытовые условия, отсутствие организации досуга, несоответствующие санитарно-гигиенические условия для проведения занятий, отсутствие оздоровительной физической нагрузки, повышенный уровень тревожности, высокая текущая заболеваемость, наличие риска нарушения и ухудшения здоровья.

Система работы по здоровьесбережению учащихся.

Вид занятий

Продолжительность

Примечания

1.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой[5]

25-30 мин

Утром за 30 мин до еды, вечером, спустя 1-1,5 ч. после еды.

2.

Точечный массаж[3]

1-3 мин.

Во время подъема заболеваемости

3.

Гимнастика для глаз

1-3 мин.

В течение уроков

4.

Физкультминутки

2-3 мин.

В середине урока

5.

Упражнения на релаксацию

1-2 мин.

По необходимости

6.

Уроки здорового образа жизни

40 мин.

Уроки естествознания

7.

Прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, труд

В соответствии с возрастными нормами

По режиму дня

8.

Анкетирование учащихся

5-10 мин

На уроках письма, естествознания

9.

Измерения (рост, вес, объем грудной клетки, определение индекса Кетле)

5-10 мин

На уроках математики

10.

Мониторинг состояния здоровья учащихся

 

В конце учебного года

11.

Работа с родителями

 

В течение учебного года

12.

Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения

 

В течение учебного года

13.

Профилактический прием лекарственных средств по назначению врача.

 

По медицинским показаниям

14.

Амбулаторное, санаторно-куротное лечение

 

По медицинским показаниям

Мониторинг состояния здоровья учащихся.

 

год

Индекс Кетле (норма 18,5-24,9)

Текущая заболева-емость

Шкала тревожности (нормадо 30бал.)

Риск нарушения здоровья (норма 20-25 баллов)

Риск нарушения зрения (норма до 20 баллов)

Риск нарушения осанки (норма до 20 баллов.)

Риск ухудшения здоровья (норма до 12 баллов)

1-ый ученик

2011

 

34,5

 

5 раз в год

 

40

 

36

 

26

 

32

 

12

2012

 

36

 

3 раза в год

 

38

 

34

 

22

 

29

 

11

2013

 

37,5

 

2 раза в год

 

34

 

34

 

21

 

26

 

9

.2-ой ученик

2011

 

44

 

6 раз в год

 

27

 

30

 

24

 

25

 

10

2012

 

45

 

3 раза в год

 

20

 

30

 

22

 

25

 

9

2013

 

46

 

1 раз в год

 

16

 

27

 

19

 

21

 

8

    По данным измерений, тестирования, педагогических наблюдений, опроса родителей учащихся были получены следующие результаты: в течение исследуемого периода у данных учащихся продолжает увеличиваться индекс Кетле (несоответствие веса тела росту), что свидетельствует об избыточной массе тела (ожирении) и негативно отражается на их здоровье. Но уровень тревожности, риск нарушения здоровья, зрения и осанки значительно снизился. В течение данного периода (3 года) ухудшения здоровья учащихся не произошло, снизилась текущая заболеваемость.

Выводы и практические рекомендации.

1. Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, то есть способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
2. Индивидуальное обучение детей на дому по программе специальной коррекционной школы позволяет избежать перегрузки учащихся при рациональном составлении расписании занятий и соблюдении режима дня.
3. В рамках изучения естествознания предусмотрено изучение вопросов охраны здоровья, формирование осознания ценности здоровья и необходимости здорового образа жизни. Привлечь внимание детей и родителей помогут ответы на вопросы тестов-анкет о своем здоровье при изучении соответствующих тем.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в условиях домашнего обучения требует систематического контроля за их выполнением.
5. Выполнение оздоровительной гимнастики Стрельниковой с использованим диска с записью упражнений, точечного массажа доступно и эффективно для выполнения детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В результате проведенной работы были составлены памятки для родителей по

Список литературы.

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В. В. Воронковой. М., Школа-Пресс, 1994.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М., АРКТИ, 2003.
  3. Уманская А. А. Волшебные точки.// Здоровье. № 11. 1999.
  4. Цабыбин С. А. Здоровьесберегающие технодогии в образовательном процессе. Волгоград, Учитель, 2008.
  5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М., Метафора, 2009.