Урок геометрии по теме "Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщение  понятия синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике;
  • формирование умений и навыков в применении соотношений между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
  • развитие познавательного интереса;
  • воспитание самостоятельности, аккуратности;
  • коррекция внимания при выполнении тестовых заданий.

Эпиграф: (Слайд № 1) (Приложение 4)

"Человек подобен дроби: в знаменателе – то,
что он о себе думает, в числителе – то, что он
есть на самом деле. Чем больше знаменатель,
тем меньше дробь".
Лев Толстой

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд № 2)

Учитель: для того, чтобы повторять материал по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». мы с вами отправимся в путешествие по Древнему Египту.

Мотивация урока. (Слайд № 3)

Один мудрец сказал: « Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем, как и Вселенная…»

У вас может возникнуть вопрос: Почему в геометрии особое внимание уделяется прямоугольному треугольнику, хотя не часто встречаются предметы подобной формы?

Как в химии изучают вначале элементы, а затем – их соединения, в биологии – одноклеточные, а потом – многоклеточные организмы, так и в геометрии – точки, отрезки и треугольники, из которых состоят другие геометрические фигуры.

2. Устный счет (Слайд № 4)

  • Чему равен синус угла В (отношение противолежащего катета к гипотенузе)? (0,6)
  • Чему равен косинус угла В  (Отношение прилежащего катета к гипотенузе)? (0,8)
  • Чему равен тангенс угла В (Отношение противолежащего катета к прилежащему)? (0,75)

3. Актуализация  опорных знаний.

Блиц-опрос с последующей взаимопроверкой (Слайд № 5)

(Слайд № 6)

Вариант 1

Вариант 2

1. Запишите, используя обозначения косинус 60°  равен 1/2

1. Запишите, используя обозначения синус 45° равен  √2/2

2.Запишите основное тригонометрическое тождество

2. Запишите формулой, чему равен тангенс угла А

3. Может ли синус острого угла равняться 1,01?

3. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника равен единице. Какого вида этот треугольник?

Чему равен?

Чему равен?

4. Sin60°

4. Cos  30°

5. Cos45°

5. Sin45°

Ответы. (Слайд № 7)

Ответы 1

Ответы 2

1. cos60°=1/2;

1. sin45°= √2/2;

2.  sin2A + cos2A = 1;

2.tgA=sinA/cosA;

3. Нет;              

3. Равнобедренный;

4. √3/2;

4. √3/2;

5. √2/2.

5. √2/2.

4. Решение задач

Задача 1  (Слайд № 8)

Пирамиды Древнего Египта (египетские пирамиды) — величайший архитектурный памятник Древнего Египта, одно из «Семи чудес света». Пирамиды Древнего Египта представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы (оттуда и название), построенные в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. При упоминании пирамид, как правило, имеют ввиду расположенные в Гизе, неподалёку от Каира Великие Пирамиды Древнего Египта. Однако, они не были единственными пирамидами Древнего Египта. Предшественниками этих пирамид являлись так называемые «мастабы», погребaльные здания состоявшие из подземной погребaльной камеры и прямоугольного каменного сооружения над поверхностью земли. Первая пирамида — ступенчатая пирамида Джосера, построенная приблизительно в 2670 году до нашей эры, напоминает несколько поставленных друг на друга мастаб уменьшающегося размера. Скорее всего, именно таков и был замысел архитектора этой пирамиды, Имхотепа. Он  разработал способ кладки из тёсаного камня. Впоследствии, египтяне глубоко почитали зодчего первой пирамиды, и даже обожествили его. Он считался сыном бога Птаха, покровителя искусств и ремёсел. Сама пирамида Джосера расположена в Саккаре, неподалёку от древнего Мемфиса.  

(Слайд № 9)

Ученые решили найти высоту пирамиды Джосера. Вначале они смогли измерить только длину её основания – 55,5 м. и длину боковой грани – 32 м. Затем им удалось измерить угол между этими отрезками – 60 градуса, после чего возник вопрос, а какова же высота пирамиды? Провести измерения высоты на местности не было никакой возможности, тогда на помощь археологам пришла математика, и они вычислили эту высоту.

Решение данной задачи (Слайды №№ 10, 11)

Наводящие вопросы:

Итак, нам известна гипотенуза и острый угол В в прямоугольном треугольнике, а так же определения синуса, косинуса и тангенса острого угла. Поможет ли какое-нибудь из новых определений решить нашу проблему? (Синус)

Почему именно синус? (Он связывает вместе гипотенузу, угол и искомый катет)

Как? (Гипотенузу умножим на синус 60 градусов)

Чему равен синус 60 градусов?

Итак, какова высота пирамиды Джосера?

Физминутка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

5. Самостоятельная работа. (Слайд № 12)

Раздаем карточки (Учитель оказывает помощь слабым учащимся)

Вариант 1

Вариант 2

1. Найдите синус угла А ∆АВС, угол С=90°, если ВС=4, АВ= 5.

а) 5/4; б) 4/5; в) 3/5; г) 5/3.

1. Найдите косинус угла В ∆АВС, угол С=90°, если ВС=3, АВ= 5.

а) 5/3; б) 4/5; в) 3/5; г) 5/4.

2.Дано: ∆АВС, ВС = 5 см угол С=90°, угол А = 41°

Найти: АС

а) 5* cos41°;

б) 5:tg41°;

с) 5* tg41°;

г) 5: sin41°.

2. Дано: ∆АВС, ВС = 9 см, угол С = 90°, угол В = 49°

Найти: АС

а) 9: tg49°; 

б) 9*cos49°;

в) 9: sin49°;

г) 9* tg49°.

3. sin260° - 3* tg45°

а) -2,25;

б) -1,25;

в) -0,75;

г) -1,5.

3. cos245° - 4* sin30°

а)  -2;

б) -3;

в) -1,5;

г) -2,5.

 

6. Рефлексия. (Слайд № 13)

Учащимся раздаются карточки (Приложение 3), на которых они отмечают свое настроение.

7. Подведение итогов. Выставление оценок

8. Домашнее задание. (Слайд № 14)

Письменно № 599

Повторить п. 66.

– Спасибо урок окончен. До свидания!

Дополнительные задачи (Приложение 2)

Справочный материал (Приложение 1)