Методическая разработка урока истории на тему "Популизм и реальность в экономических реформах Н.С. Хрущева"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Образовательные:

учащиеся должны:

  • Называть причины экономических реформ Н.С. Хрущева;
  • Определять с одной стороны реальные черты реформ  и с другой – их популистский характер; 
  • Называть историческое значение и последствия экономических реформ Хрущева для развития экономики СССР.

Воспитательное воздействие урока: способствовать развитию толерантности, политической культуре, патриотизму, любви к Родине.

Развивающее воздействие: создать условия для развития коммуникативных умений, навыков устной речи, логического мышления.

Оборудование: учебник, лист заданий для учащихся,  материалы творческих проектов

План новой темы:

  1. Реформа управления народным хозяйством
  2. Реформа  промышленности
  3. Реформа  сельского хозяйства

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент.

Преподаватель:

После тяжелейшей войны, после сталинской диктатуры страна жаждала перемен. Урожайность зерновых была примерно восемь центнеров с гектара. Промышленность требовала технического перевооружения. Люди остро нуждались в жилье, продуктах питания, товарах народного потребления. И чем дальше в прошлое отходил энтузиазм победы, тем рельефнее проступали простые, будничные, касающиеся всех проблемы. Хрущев понимал это, понимал и пытался поправить положение.

История сделала правильный выбор. То был ответ на реальные проблемы нашей жизни. Все более нищавшая и, по сути, полуразрушенная деревня, технически отставшая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключенных в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира – все это требовало новой политики, радикальных перемен. Словом, повеяло ветерком перемен». И этими переменами стали экономические реформы Хрущева, которые мы сегодня и рассмотрим на уроке. (Запись темы занятия учащимися в тетради).

В процессе работы вы должны узнать:

– каковы были причины реформ Н.С. Хрущева;

– в чем заключались положительные и отрицательные стороны реформ;

– каково значение и последствия реформ для развития экономики СССР;

– какую роль в ходе реформ играл сам Н.С. Хрущев

II. Новая тема.

Преподаватель: беседа

  1. Вспомните основные приоритеты в экономике во времена Сталина.
  2. Как вы думаете, почему остро встал вопрос о проведении преобразований в экономике в начале 1950-60 гг.

Преподаватель: Итак, мы выяснили, что с 1953 г. начинается изменение экономического курса, которое выразилось в перенесении акцента с тяжелой промышленности на сельское хозяйство и легкую промышленность. Преобразования были вызваны пониманием перемен, крайне низким, буквально кризисным положением этих отраслей и исчерпанием прежних ресурсов. Огромную роль при этом играли политические амбиции лидеров.

Задание для учащихся: слушая сообщения по проектам, заполните таблицу

Реалии экономических реформ Н.С. Хрущева

Популизм в реформах Н.С. Хрущева

 

 

 

Заслушивается сообщение по 1 проекту «Реформа управления народным хозяйством».

Учащиеся заполняют таблицу

Заслушивается сообщение по 2 проекту «Развитие промышленности».

Учащиеся заполняют таблицу

Заслушивается сообщение по 3 проекту «Развитие сельского хозяйства».

Учащиеся заполняют таблицу

Преподаватель:  сегодня на уроке мы познакомились с экономическими реформами Н.С. Хрущева, выяснили их положительные и отрицательны черты, популистский характер некоторых положений Хрущева. Подводя итог, следует отметить следующее:

1. Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались, прежде всего, сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности – сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики. Началось освоение целинных и залежных земель. Была проведена реорганизация МТС. Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укрепления колхозов и расселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося в личной собственности крестьян поголовья скота. Усилились волюнтаристские методы руководства сельским хозяйством. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.

2. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.). Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий. В их числе – Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы, автоматизированный завод по производству бетона в Новой Каховке. Развивались новые промышленные отрасли – радиоэлектроника, ракетостроение. Состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратил внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники.

Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.

Итогом реформ стал переход государственного социализма от формы с господством личности к форме с господством номенклатуры. Хрущев спас государственный социализм от того кризиса, который мог его смести.

III. Рефлексия. Подведение итогов. Заполнение оценочных листов урока.

Д/з.

Проекты

Проект № 1. Реформа управления народным хозяйством

Форсированное развитие  промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма. Важной вехой в развитии промышленности стал 1957 год. Именно тогда было принято решение упразднить министерства и перейти на территориальный принцип управления промышленностью. Вместо министерств создавались Советы народного хозяйства (Совнархозы).

«Крупным недостатком в практике руководства промышленностью и строительством является наличие ведомственных барьеров, что часто тормозит решение многих важнейших вопросов развития народного хозяйства. При существующих формах управления промышленностью и строительством каждое министерство во многих случаях стремится изготовить для себя всё, не считаясь с тем, что это ведёт к неполному использованию производственных площадей и оборудования, вызывает встречные, дальние и другие нерациональные перевозки.

Перестройка руководства промышленностью и строительством позволит значительно сократить и упростить аппарат, устранить имеющиеся недостатки в использовании квалифицированных кадров, переключить людей, освобождающихся из аппарата управления и обслуживания, на предприятии и стройки, туда, где непосредственно создаются материальные ценности.  Существующая структура промышленных и строительных министерств является многоступенчатой и сложной. Громоздкая структура министерств приводит к тому, что решение вопросов, выдвигаемых предприятиями, проходит длинный путь, через большое количество ступеней и инстанций. В соответствии с задачами дальнейшего подъёма народного хозяйства на современном этапе его развития необходимо перенести центр тяжести оперативного руководства промышленностью и строительством на места, ближе к предприятиям и стройкам. В этих целях, видимо, следует перейти от прежних организационных форм управления через отраслевые министерства и ведомства к новым формам управления по территориальному принципу. Формой такого управления могут быть, например, Советы народного хозяйства (совнархозы)».  (Из материалов Пленума  ЦК КПСС, 1957 г.). Они должны были объединить все отрасли промышленности на конкретной территории. Например, в Москве, на Урале, в Поволжье и т. д. Предполагалось, что это улучшит связи между отраслями внутри территорий, поможет усилить кооперацию в промышленности. Считалось также, что переход к территориальному принципу управления избавит страну от министерской бюрократии, от диктата центра.

На первых порах реформа управления дала положительные результаты.

Она  привела к сокращению бессмысленных встречных перевозок грузов, закрылись сотни дублировавших друг друга мелких производств на предприятиях разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс реконструкции многих предприятий. Произошло сокращение административно – управленческого персонала на производстве. В целях проведения единой технической политики создавались  отраслевые государственные комитеты, которые следили за внедрением новой техники на производстве. В ноябре 1962 г. произошло разделение партийных организаций областей на промышленные и сельскохозяйственные. В марте 1963 г. в целях совершенствования руководства промышленностью создан Высший Совет Народного Хозяйства СССР  при Совете министров СССР. Его задача заключалась в координации и контроле  деятельности Совнархозов, Госплана, Госстроя.

Реформа управления  преподносилась авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране. Имевшиеся сомнения не высказывались, так как она исходила от самого Хрущева. Кардинальных изменений в экономике не произошло. Ослабли связи между отраслями производства в масштабах всей страны, стало труднее проводить единую научно-техническую политику. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. Недовольны были и высшие хозяйственные руководители министерств, так как потеряли часть своей власти. Материальные стимулы к труду стали резко снижаться,  были произведены изменения в нормировании труда и оплате. Это привело к сокращению числа рабочих, находившихся на сдельной оплате и росту числа повременщиков. На производстве стали подгонять зарплату до определенного уровня. Партийное руководство краев и областей стало стремиться к выделению своих областей в самостоятельные районы. Действовал принцип «Каждой области – свой совнархоз», это стало выгодно, так как часть прибыли стала оседать в областях. Численность аппарата Совнархозов стала быстро расти, росли и расходы на их содержание. Создавалось двоевластие в управлении промышленностью. Произошла полная подмена государственных органов партийными. На партийные органы была возложена ответственность за руководство народным хозяйством. Отсутствовали гласность и критика.

Реформа управления зашла в тупик.

 Проект № 2. Реформа  промышленности

Столь же противоречивым было развитие промышленности. Пожелание повернуть промышленность лицом к потребностям человека оказалось лишь фразой. По-прежнему упор делался на развитие тяжелой промышленности и, особенно, оборонных отраслей. В середине 50-х–начале 60-х годов советская оборонная промышленность, наука и техника достигли впечатляющих результатов. Под руководством академика Андрея Дмитриевича Сахарова была создана и испытана первая в мире водородная бомба. Отметим сразу, что вскоре академик Сахаров поймет всю пагубность испытаний атомного и водородного оружия в атмосфере, так как это грозило здоровью не только живущего, но и будущих поколений. Вблизи полигонов, где испытывалось термоядерное оружие, стали рождаться дети – уроды. Резко увеличилось число онкологических заболеваний. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз. Общий объём промышленной продукции СССР увеличился по сравнению с  1913 г. в 33 раза, а по производству средств производства – в 74 раза.

Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители  СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы западных экономистов о неизбежном "затухании" темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались, как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду общественной науки. Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени.

Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности – 40 процентов, в сельском хозяйстве – 75 процентов). «Сложившаяся в ряде отраслей промышленности чрезмерная централизация управления мешает оперативному и конкретному руководству предприятиями и снижает ответственность республиканских хозяйственных, партийных и советских организаций за работу промышленности». Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Пленум ЦК постановил: «…Обязать министров и руководителей ведомств, ЦК компартий и Советы Министров республик, крайкомы, обкомы, горкомы и райкомы партии, партгруппы ВЦСПС, ЦК профсоюзов и их местных органов сосредоточить внимание на устранении имеющихся недостатков в организации и нормировании труда, упорядочении заработной платы, улучшении условий труда и быта рабочих с тем, чтобы неуклонно повышать производительность труда в промышленности и на этой основе обеспечить непрерывный рост реальной заработной платы рабочих и служащих».

Через несколько лет было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции – химия. Пленум ЦК КПСС в мае 1958 г. принял важные меры по развитию химической промышленности в СССР. Пленум отметил, что новейшие открытия в области химии дают возможность полнее использовать богатые природные ресурсы народного хозяйства для производства синтетических материалов, идущих на изготовление обуви, одежды, предметов обихода. Пленум поручил правительству Союза ССР предусмотреть в плане развития народного хозяйства СССР на 1959 – 1965 гг. «необходимые капиталовложения в химическую промышленность, обеспечивающие высокие темпы развития этой важнейшей отрасли тяжёлой индустрии» с тем, чтобы выпуск важнейших химических продуктов вырос в 2-3 раза, а производство искусственных и синтетических волокон, а также пластических масс – в 4,5 – 8 раз.

Активную роль стали играть моральные стимулы, возникло движение бригад коммунистического труда. Движение бригад коммунистического труда было скоро свернуто под влиянием партийной бюрократии. Оно не стало массовым, было заформализовано.

Проект № 2. Реформа сельского хозяйства

Одним из ключевых пунктов новой экономической программы было решение продовольственной проблемы, а вместе с тем и решение вопроса о выводе сельского хозяйства из затяжного кризиса. «Если назвать самые трагические для советской деревни времена – по безнадежности и уже полному надругательству над всеми человеческими чувствами,– пишет А. Адамович,– так это, по моему убеждению, послевоенные, где-то с 1946 по 1953-й». Исчерпав последние резервы энтузиазма, деревня могла подняться только с помощью полновесного материального стимула.

В августе 1953 г. был принят новый бюджет, который предусматривал дотации на производство товаров широкого потребления и в пищевые отрасли. На сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК партии было принято решение о повышении государственных закупочных цен для колхозов и уменьшении поставок, списании долгов с колхозов, снижении налогов с приусадебных участков и с продаж на свободном рынке.

Чрезвычайность обстановки требовала от правительства изыскать возможности для резкого увеличения производства зерна в стране. Где взять хлеб? Тогда даже не стоял вопрос о том, чтобы закупать его за границей. Нужно было найти внутренние источники производства зерна. И тут у руководства возникло две точки зрения. Молотов считал, что надо вкладывать средства в развитие центральных сельскохозяйственных районов России, Украины и других старых сельскохозяйственных областей. Хрущев же выдвинул идею освоения целинных и залежных земель. На февральском 1954 г. Пленуме принято решение об освоении целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала. С 1954 года десятки тысяч добровольцев, в том числе из российских, украинских сел и деревень, поехали осваивать целинные земли Сибири, Урала, Казахстана. Зимой в лютые морозы, при ледяном ветре в степи ставились палатки, вагончики, времянки, завозилась техника, топливо, начиналось освоение нетронутых плугом бескрайних полей. В оборот введено 42 млн.га пашни, где выращивалось к концу десятилетия до 40% всех зерновых. Первое, но очень короткое время целина давала хороший урожай. Земля за счет своего векового плодородия, даже без внесения удобрений, неплохо родила. Но потом начались засухи, пыльные бури и производство зерна на целине оказалось делом рискованным. Бездорожье, отсутствие складских емкостей, высокие затраты на переброску техники, горючего, стройматериалов, переселение больших масс людей склонили весы в убыточную сторону. В результате освоения целинных и залежных земель валовые сборы зерна возросли с 82,5 млн. тонн в 1953 г. до 125 млн. тонн в 1956 г., но   хлебная проблема так и не была решена, зерна в стране по-прежнему не хватало. Так что распоряжение Хрущева -  раздавать в столовых бесплатно хлеб – выполнено не было.

После выступления Н.С. Хрущева на январском 1955 г Пленуме ЦК начинается так называемая «кукурузная кампания» не понятая и не принятая народом. Когда по приглашению Д. Эйзенхауэра – президента США – состоялся визит Хрущева в Америку, первый секретарь добился, чтобы в программе посещения было уделено специальное время для его ознакомления с сельским хозяйством. Хрущев загорелся посетить штат Айова – "кукурузную жемчужину" Америки. Его свозили туда. Приехав в хозяйство крупного фермера Р. Гарста, Хрущев с большим интересом знакомился с производством кукурузы.

Как писал А. А. Громыко, Хрущев "осматривал поля, задавал хозяину много вопросов, стараясь понять, как и на чем тот делает большие деньги на земле, которая не так уж и отличается по плодородию от ряда районов нашей страны". Позже, в кругу делегации, делясь впечатлениями от посещения фермерского хозяйства, Хрущев заявил: « Многое на ферме Гарста мне интересно. Но у меня нет ясного представления о том, как опыт Гарста перенести в наши советские условия?»

Это и неудивительно. Принципиально отличные социально-экономические системы создавали совершенно разные условия для производства и сбыта. Колхозная система сводила до минимума личный интерес, и механически "перенять опыт" было невозможно ". За 2 года кукурузой были засеяны 18 млн.га, часто в районах, совсем не подходящих для нее. Кукуруза оказалась самозванкой во многих российских местах. Внедряли ее таранно, никого не слушая. За неисполнение объявлялись выговоры, отбирались партбилеты. Не имея свободных земель, ею засеивали уже занятые угодья, тесня не только традиционные, испытанные кормовые культуры, но и зерновые тоже. Однако это не дало желаемого результата. И тогда трактора ворвались в луга. Наконец, пришла мысль посягнуть на саму травопольную систему. Ликвидировались травы, играющие роль восстановителей  и чистые пары, вместо них активно внедрялась все та же кукуруза.

Начало реформ принесло обнадеживающие результаты. За три года производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 25%. Следующий шаг был сделан в мае 1957 г., когда Хрущев на собрании представителей колхозников выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» (в основном в производстве мяса и молочной продукции).  Правительство издало постановление скупить у колхозников всю их рогатую живность. Таким административным приемом увеличили общественное поголовье скота на несколько миллионов голов. Но с наступлением холода выяснилось, что колхозы и совхозы  не готовы к размещению и содержанию скупленных коров, и их пришлось частично забить. С 1958 по 1962 г. поголовье рогатого скота сократилось с 22 млн. голов до 10 млн. колхозникам запрещалось торговать на рынках.

В Рязанской области имела место афера по перевыполнению плана, известная как «Рязанское чудо». Руководство рязанской области выдвинуло обязательство увеличить заготовки мяса в области за один год сразу в 3 раза. Об этом было сказано на Пленуме ЦК и одобрено Хрущевым. Этот почин был поддержан в других областях. Но к концу года выяснилось, что обещание выполнено не будет – мясной породы не хватает. Тогда руководство Рязани, стремясь во что бы то ни стало выполнить обязательства, приняло решение пустить под убой и молочное поголовье. В результате обязательство так и не было выполнено, а хозяйства потеряли не только мясной скот, но и молочный.

Так же вышло печально известное «Постановление о Лошадях». Они были обозваны дармоедами, поедающими чужой корм, позорящими социалистическую Россию бездельным ржанием и тележным скрипом. Но дело тут не в «бездельном ржании», кто-то подсказал Хрущеву, что если забить несколько миллионов лошадей, то и корм экономится и проблема обеспечения мясом населения решиться.  Было запрещено выдавать корм на лошадей, их исключили из всех видов отчетности, и колхозы были вынуждены отправить их на убой. «И потянулись на живодерни эти скорбные, понурые вереницы лошадей по дорогам России, которую они много веков кормили, опахивали, окашивали и берегли от врагов. Долго, брошенные на произвол кони, бродили  по полям, иные с жеребятами. Обросшие длинной дикой шерстью, они зимовали в терновниках, лесных полосах и возле одиноких скирдов, грызя смерзшийся наст и осторожно прядая ушами при виде показавшегося человека. А тем временем молочную флягу от фермы до сельского детского сада везли на тракторе с прицепом. Тогда как высоко моторизованная Америка держала для расхожих работ более 10 миллионов лошадей».

В 1957 г. были ликвидированы МТС, техника которых передавалась колхозам в собственность посредством выкупа. С одной стороны это способствовало тому, что колхозы получили возможность иметь свою технику, так как раньше вся техника находилась в МТС, с другой же стороны   это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств. Были фактически потеряны кадры механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. Механизаторы должны были переходить в колхозы, что привело бы к понижению их жизненного уровня, и они находили место в районном центре или в городе. Ухудшилось отношение к технике, колхозы не имели автопарков и укрытий для ее хранения в зимнее время, сам общий уровень Также было проведено укрупнение колхозов, целью этих преобразований было создание крупных объединений, которые могли бы в дальнейшем способствовать индустриализации сельского хозяйства. Стремясь выполнить завышенные обязательства, руководители колхозов начинают наступление на приусадебное хозяйство, обрезают приусадебные участки, принуждают продавать личный скот колхозу и т.д. В марте 1962 г. было перестроено управление сельским хозяйством. В районах появились колхозно-совхозные управления (КСУ), в областях и республиках аналогичные комитеты. Позднее в сельских районах были упразднены парткомы, функции которых были переданы парторганизациям КСУ.

Вообще-то надо отметить, что Хрущев считал себя очень большим специалистом по сельскому хозяйству. И после того, как осенью 1953 года он стал Первым Секретарем ЦК КПСС, именно он определял политику в сельском хозяйстве. Она имела и свои положительные, и свои отрицательные стороны. Колхозники при Хрущеве стали жить несколько лучше, но с другой стороны, колхозами по-прежнему командовали все, кто стоял хоть на ступеньку выше председателя колхоза. По-прежнему колхозники не получали гарантированной денежной оплаты, и молодежь стремилась уехать за лучшей долей в города.