Знаково-символическое моделирование как инструмент реализации ФГОС

Разделы: Биология


Познавательные УУД предполагают формирование умения учащихся работать с графиками, представлять информацию в тексте в виде схем, таблиц.

При помощи знаков можно моделировать:

  • способы учебных действий. Например, «Атмосфера = воздух + ? +? +?»
  • объекты и явления  Например, «Представить в виде знака-символа понятия планета, комета…..»

Преимущества графического способа представления информации:

  • Возможность представить всю информацию целиком. Например, «Механизм эволюционного учения Ч. Дарвина» (смотри слайд №5) (Приложение 1);
  • Найти пути от общего к частному  Например, «Процессы, протекающие в ротовой полости» (смотри слайд №8)
  • Выделить главное в материале. Например, «Определение понятия Вид» (смотри слайд №6);
  • Помогает генерировать  новые идеи, легче воспринимать новые идеи, так как нашему мозгу физиологически  нужны графические образы. Например, «Как конфликт порождает изменения?» (смотри слайд №7);

Несмотря на  огромные преимущества, которые дает знаково-символическое моделирование, несмотря на то, что этот прием является метапредметным, используется при преподавании почти всех учебных дисциплин ожидаемых результатов он пока не дает. Ученики путают  понятие «Схема»  и понятие «Учебный рисунок». При выполнении заданий рассчитанных на выделение главного в учебном тексте предпочитают переписать его почти целиком и много других трудностей, которые в конечном счете вызывают у ученика отрицательные эмоции к учебе.

Возникает закономерный вопрос – Почему?

Ответ – нет универсальной системы работы по формированию  умения строить знаково-символические модели.    Системы построенной  по принципу постепенного усложнения в соответствии с возрастными особенностями и приобретенными уже умениями.

Я предлагаю  вариант такой системы при изучении природоведения и биологии в 5-9-х классах. Система построена на вышеуказанных принципах и условно разделена на три этапа.

1 этап. 5-6 класс.

  • Воспринимают готовую модель или объект. Например, задания на упрощение формы с использованием геометрических фигур (смотри слайд №14);
  • Соотносят рисунок с текстом (смотри слайд №14);
  • Выделяют существенные признаки предмета при помощи графики. Например, почему солнце такое большое? (смотри слайд №15);
  • Дополняют готовую модель. Например, подпишите части схемы или закончите схему. (смотри слайд №16)
  • Участвуют в составлении схемы. Например, построение какого-либо способа действия (смотри слайд №17)

2 этап. 7-8 класс. Увеличивается количество знаков, усложняется текст

  • Сами составляют схему на основе имеющейся и вновь полученной информации. Например, преобразовать план урока, текст в графическую форму (смотри слайд 19, 20);
  • Выявляют взаимосвязь предметов и явлений (смотри слайд 21);
  • Устанавливают соответствие между ключевыми моментами нескольких явлений и объектов 9 (смотри слайд 22)

3 этап. 9 класс

  • Сами определяют способ перевода информации из одной формы в другую;
  • Выявляют взаимосвязи, устанавливают соответствие, генерируют идеи (смотри слайд 24)