Сценарная разработка игровой программы "Птичьи перелеты"

Разделы: Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Экология


«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину»

М.М. Пришвин

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание детей, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. Первые основы экологической культуры: бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо закладывать с ранних лет, в дошкольном и младшем школьном возрасте, и должны это сделать педагоги дополнительного образования.

Цель игровой программы: Создание условий для формирования начальных основ экологической культуры младших школьников.

Задачи:

  • помочь детям раскрыть личностное отношение к проблеме экологии;
  • воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение,   образное мышление;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать умение согласовывать свои действия с другими   ребятами;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит сказочная музыка. На сцене появляется ведущий в длинном плаще (в виде сказочника). В руках у ведущего зонтик.

Ведущий: Всем привет! А вот и я! Заждались меня друзья?

В путешествие вас приглашаю.
Много игр вам обещаю.
Будем петь, играть, резвиться,
Не устанем веселиться.
А, ну, скажите хором мне
Ждёте чудо или нет?

Дети: Ждём!

Ведущий:

Вас призы сегодня ждут,
И сюрпризы будут тут!
Итак, для поднятия настроения
Первое превращение.

Играет загадочная музыка, затем, барабанная дробь. Приглушается свет. Ведущий кружится вокруг себя, раскрывая зонтик (из зонтика сыпется множество конфетти, что даёт ведущему возможность изменить свой облик). На сцене появляется Сорока. Звучит весёлая мелодия, под которую Сорока танцует и поёт, провоцируя зал на овации.

Сорока:

Я в путешествие вас приглашаю
В путешествие по родному краю.
Ваши знания по экологии узнаю.
Скажите дети хором мне
Учили вы такой предмет?

(Если дети отвечают в такт стихотворения «Нет», то Ведущий  заново начинает стихотворение)

Я в путешествие вас приглашаю
В путешествие по родному краю.
Ваши знания по природоведению узнаю.
Учили вы такой предмет?
Скажи-ка хором детвора
Конечно «Да».

А отправимся мы в путешествие
Не на машине, не на корабле,
И даже не на самолёте.
Хотя окажемся мы с вами в полёте.
А, скажите мне ребята,
Знаете, вы кто летает?
Это мы сейчас проверим,
А потом и сами крылышки примерим.

Помашите-ка руками,
Ну-ка вместе, ну-ка сами.
Как ошибку допущу,
Вы кричите хором «Нет»,
Это будет ваш ответ.

Игра «Летает – не летает»

Ведущий говорит названия птиц, а дети в это время машут руками, если ведущий ошибается, то дети кричат «не бывает» или «нет».

Сорока:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

Сорока: Что не правильно?

Дети: Мухи!

Сорока: А мухи – это кто?

Дети: Насекомые.

Сорока: Вы правы. Ну что продолжим?

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны! ...
Прилетели птицы:
Голуби, куницы! ...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гайки и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы детки молодцы!

Сорока:  Мало знать, кто летает, а кто – нет, нужно ещё и самим научиться летать. Итак, расправьте ваши крылышки и приготовьтесь к тренировке. Когда я повышаю скорость, вы начинаете быстрее махать руками-крыльями, только, чур, не пасовать, не отвиливать, а всё исполнять, мне подыгрывать. Как скажу я поворот – наклоняемся, не стесняемся. Задание понятно? Все готовы? Внимание!!! Берём разбег. В путь!!!

Игра «Полетели»

Расправили крылья, набираем высоту, увеличиваем скорость полёта 10 км/час, 20 км/час, 30 км/час, чтобы разглядеть окружающую природу не будем слишком разгоняться. Поворот налево, а теперь направо. Увеличиваем скорость 40 км/час. Какая красота! Под нами раскинулась огромная тайга, вижу полянку. Приземляемся. Начинаем скидывать скорость 40 км/час, 30 км/час, 20 км/час, 10 км/час…

Сорока:  Стоп! И первая остановка на поляне огромной тайги. Посмотрите, какие деревья огромные, а вот низкие.  А, покажите-ка мне, какие бывают деревья…

Игра «Деревья»

Ведущий игры объясняет правила: Когда я скажу «маленькое» – вы все опускаете руки вниз. Когда я скажу «высокое» – все поднимают руки как можно выше над головой. Когда я скажу «толстое» – все расставляют руки в стороны как можно шире. Когда я скажу «тонкое» – все обнимают себя руками. Внимание! Я буду говорить одно, а показывать другое. Ваша задача делать то, что я говорю. Моя задача вас запутать. Понятно задание? Итак, попробуем!

Сорока: Ой, ребята, смотрите. Около самого высокого дерева огромная гора, а там кто-то копошится. Кто это?

Дети: Это муравьи, это муравейник.

Сорока: А как работают, да так быстро! Интересно, а вы сможете так?

Игра «Муравейник»

Сорока: Ребята сидящие на первом ряду, подойдите, пожалуйста, ко мне. Вот перед вами гора кирпичей. Ваша задача взять один кирпич, вернуться на своё место и передать предмет позади сидящему, те в свою очередь должны передать дальше, и так до последнего ряда. Ребята, сидящие на последнем ряду получают предмет, и со всех ног бегут ко мне. Тот, кто прибежит  первым получит приз. Задание понятно? Смотрите, не подведите друг друга. Итак, на старт, внимание, марш.

Сорока: Да интересно в лесу, а дальше ещё интересней будет. Приготовились к полёту. Всем! Всем! Всем! Внимание!!! Берём разбег. В путь!!!  Расправили крылья, набираем высоту, увеличиваем скорость полёта 10 км/час, 20 км/час, 30 км/час, Смотрите под нами река – крутые берега. Остановимся. Начинаем скидывать скорость 40 км/час, 30 км/час, 20 км/час, 10 км/час Стоп! А грязно то как. Ребята давайте поможем реке очистим её берега.

Игра « Бывает – не бывает»

Сорока: В этом деле как всегда поможет нам весёлая игра. Я буду называть вам то, что находится на берегу реки, а вы мне отвечайте, должно ли это там находиться. Если «да», то хлопайте в ладоши, если «нет» то топайте и кричите, свистите. Понятно задание? Тогда за работу!

Трава
Дрова
Кочки
Пенёчки
Пакеты
Сигареты
Букашки
Бумажки
Птички
Спички
Цветочки
Платочки
Банки
Склянки
Мошки
Сапожки
Песок
Лесок

– Молодцы! Хорошо справились с заданием. Очистили берег от мусора. Спасибо вам за помощь! Вот вам подарочек за это!

Игра «Как на море-океане»

Сначала всем нужно запомнить слова песни.

Как на море-океане
У подводного Царя.
Было девять сыновей,
Было десять дочерей.
Они не пели, не ели,
Друг на друга всё смотрели
Разом делали вот так.

Во время пения все берутся за руки и качаются из стороны в сторону, плавными волнами. После слов «Вот так» ведущий показывает, куда нужно положить руки и продолжать покачивание из стороны в сторону, заново повторяя слова песни. Первый раз все кладут руки друг другу на уши, потом на плечи, потом на пояс, на колени, берутся за пятки друг друга (это не очень удобно сделать в сидячем положении, но в этом то и «соль»). Последний раз ведущий показывает хлопки над головой, все повторяют, как бы хлопая сами себе. Если игра приглянулась, то её можно продолжить кладя руки на: нос, голову, держась за локти, держась мизинцами, держась за бёдра и т. д. Очень увлекательно проходит данная игра в кругу, когда на словах все двигаются по кругу.

Сорока: Здорово! Молодцы! А вот и обещанный сюрприз! Посмотрите, пожалуйста, все под свои сидения. Нашли что-нибудь? У некоторых из вас под сидениями прикреплены кленовые листочки разного цвета. Подождите, не спешите, ко мне по очереди выходите. Я прошу подняться на сцену только тех, у кого жёлтые листочки. Вам повезло больше всех. Вот ваши призы (поднявшимся вручаются призы – «медали-эмблемы»). Возвращайтесь на свои места. Те, у кого остались листочки не огорчайтесь, они вам ещё понадобятся. А мы продолжим наше путешествие. Приготовились к полёту. Всем! Всем! Всем! Внимание!!! Берём разбег. В путь!!!  Расправили крылья, набираем высоту, увеличиваем скорость полёта 10 км/час, 20 км/час, 30 км/час, Смотрите под нами деревня. Совсем как у бабушки с дедом. Остановимся. Начинаем скидывать скорость 40 км/час, 30 км/час, 20 км/час, 10 км/час Стоп! А шумно то как. Гудение машин, шум ветра, качающихся деревьев, рычание трактора, мычание коров, хрюканье свиней. А, сможете вы изобразить звуки деревни. Давайте попробуем.

Игра «Деревня»

– Ох, и красотища. Послушайте только (усиливается звучание фонограммы «Звуки деревни»). Но я уверен, мы ещё лучше можем. Можем? Давайте попробуем. Ребята сидящие на 1 и 2 рядах – вы будете мычать. Попробуем? Здорово. Ребята сидящие на 3 и 4 рядах – вы будете кукарекать. 5,6 – кудахтать, 7,8 – блеять или «бекать», 9,10 – гоготать как гуси, 11, 12 – хрюкать как свиньи, все остальные поднимите руки, вверх изображая деревья, и создайте шум ветра.

– Молодцы. Теперь я по очереди называю номера рядов, а вы создаёте свои шумы. Понятно задание? Попробуем?

Сорока: Хорошая у нас деревенька получилась. Поднимите все правую руку и положите себе на голову. Теперь погладьте себя по голове и скажите: «Какой я молодец!». Спасибо! А вы не забыли про мои сюрпризы? Сейчас я прошу подняться на сцену тех, у кого красные листочки. Вот вам то придётся поработать (пока дети поднимаются на сцену ведущий продолжает). Какая же деревенька бывает без бабушки и деда. Смотрите, они на огороде трудятся. Урожай последний собирают, да подзапоздали с уборкой урожая. Давайте им поможем.

Игра «Репка»

– На ваших листьях есть номера. У кого №1 – вы будете бабка, №2 – дед,
№3 – репка и т.д. На ваших же листьях есть ваши слова. Я сейчас начну рассказывать сказку. Как только я назову вашего героя, вы произносите свои слова.

Тексты героев:

Репка – «Ну достали!»
Дед –  «Я тебя вытащу»
Бабка – «Старый, ты чего?»
Внучка – «Прикольно»
Жучка – «Есть хочу»
Кошка – «Помогите!»
Мышка – «Я – Бэтмэн»

Сорока: Вот и здесь помогли. Пора и в путь. Приготовились к полёту. Всем! Всем! Всем! Внимание!!! Берём разбег. Расправляем крылья, набираем высоту, увеличиваем скорость полёта 10 км/час, 20 км/час, 30 км/час. Смотрите мы в Копейске. Какой красивый город! Остановимся. Начинаем сбавлять скорость 40 км/час, 30 км/час, 20 км/час, 10 км/час. Стоп!

– Вот и подошло к концу наше путешествие.

Во многих мы сегодня местах побывали.
Кому смогли, помощь оказали.
Надеюсь, путешествие для вас прошло не даром.
Игры, конкурсы, соревнованья,
Всё для вашего образованья.
И я говорю вам на прощанье,
Всего хорошего вам! До свиданья!

Звучит весёлая музыка. Под которую Сорока раскланивается и уходит со сцены.