Организация и проведение социологических исследований

Разделы: Технология


Программа социальной практики «Организация и проведение социологических исследований» предназначена для обучающихся 10-11 классов различных профилей и рассчитан на 34 часа. Программа социальной практики способствует развитию социальной сензитивности, развитию коммуникативной культуры и навыков планирования своей деятельности и общения с людьми разных профессий и возрастов.

Субъектами социальной практики являются: обучающиеся подросткового возраста, а также жители г. Волгограда в возрасте от 20-55 лет.

Целями и задачами социальной практики являются:

  • формирование социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности;
  • приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
  • приобретение навыков формирования:
  • индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуации;
  • решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики;
  • формирование умений применять теоретические знания в конкретных ситуациях;
  • развитие у обучающихся социальной сензитивности для понимания собственных чувств, понимания чувств и мотивов других людей.

В результате прохождения социальной практики у обучающихся повысится уровень социальной сензитивности, психологической грамотности, овладеют навыками эффективного взаимодействия, применения теоретических знаний в конкретных ситуациях.

Проведение занятий по программе социальной практики предполагает использование методов и форм работы, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся, развитию навыков самопознания и рефлексии, а также положительного настроя на работу, таким образом, позволяя избежать обучающимся информационной перегрузки и обеспечить их психологическое погружение в курс на позитивной волне. В процессе занятий предполагается проведение анкетирования направленного на изучение ожиданий и предпочтений участников, а также заключительного анкетирования с целью анализа проведенной работы и степенью удовлетворенности участниками полученными знаниями, умениями и навыками.

Личные достижения обучающихся проявляются через рефлексию собственного опыта, через его осознание, вербализацию и отреагирование его применения на практике. Также обучающимся предлагается вести дневник практики.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности и качественного изучения и получения запланированных результатов.

Привлечение социальных партнеров позволит повысить социальную значимость проводимых мероприятий и уровень социальной сензитивности. Таким партнерами могут быть различные социальные службы, молодежные общественные организации и различные образовательные учреждения.

Тематический план

Тема

Количество часов

1. Социологическое исследование. Введение в курс. 1
2. Объект и предмет исследования 1
3. Планирование пилотажного исследования 3
4. Применение методов психологии в социологическом исследовании. 1
5. Опрос в социологических исследованиях. Виды опросов. Классификация опросов по способам взаимодействия с респондентом. 2
6. Использования различных видов вопросов для достижения цели социологического исследования. 2
7. Правила составления вопросов 2
8. Обработка и представление результатов социологического исследования 2
9. Проведение пилотажного исследования 6
10. Представление результатов пилотажного исследования 1
11. Проведение социологического исследования 12
12. Итоговое занятие 1
13. Итого 34

Содержание курса

Тема 1. Социологическое исследование. Введение в курс.

Структура и содержание курса. Социологическое исследование. Виды исследований. Проведение анкетирования «Мои ожидания».

Обучающиеся должны знать:

  • понятие социальной практики;
  • цели и задачи курса социальной практики;
  • виды исследований;
  • определение социологического исследования.

Тема 2. Объект и предмет исследования.

Подготовка к проведению социологического исследования. Определение понятий объектная область. Объект и предмет исследования. Отработка практических навыков формулирования объекта и предмета социологического исследования.

Обучающиеся должны знать:

  • определение понятий: предмета, объект, объектная область.
  • Обучающиеся должны уметь:
  • выделять предмет и объект исследования;
  • формулировать предмет и объект исследования.

Тема 3. Планирование пилотажного исследования.

Пилотажное исследование. Тема, проблема и актуальность исследования. Цели и задачи исследования. Выбор формы проведения социологического опроса. Выборочная совокупность. Разработка общего плана социологического исследования.

Обучающиеся должны знать:

  • цель, задачи социологического исследования;
  • определение понятий выборка, выборочная совокупность.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать цель и задачи исследования;
  • формулировать цели и задачи исследования;
  • выбирать респондентов в зависимости от цели исследования.

Тема 4. Применение методов психологии в социологическом исследовании.

Психологические методы в социологическом исследовании. Виды методов: теоретические, практические. Преимущества и недостатки методов.

Обучающиеся должны знать:

  • методы применяемые в социологическом исследовании;
  • виды методов: теоретические, практические;
  • преимущества и недостатки каждого метода;
  • сферу применения каждого метода.

Тема 5. Опрос в социологических исследованиях. Виды опросов. Классификация опросов по способам взаимодействия с респондентом.

Опрос и сферы его применения. Виды опроса: сплошной, выборочный, письменный, устный, индивидуальный, групповой, очный, заочный. Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом: личные, дистанционные (телефонные, он-лайн). Преимущества и недостатки каждого из видов опроса.

Обучающиеся должны знать:

  • понятие опроса;
  • сферы применения опроса;
  • виды опроса: сплошной, выборочный, письменный, устный, индивидуальный, групповой, очный, заочный;
  • классификацию опросов по способам взаимодействия с респондентами: личный, дистанционный.

Обучающиеся должны уметь:

  • выбирать вид опроса в соответствии с целями и задачи собственного исследования.

Тема 6. Использование различных видов вопросов для достижения цели социологического исследования.

Применение различных видов вопросов в социологическом исследовании: открытых, закрытых, субъективных, проективных. Развитие умения выделять различные виды вопросов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды вопросов;
  • возможности различных видов вопросов.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать различные виды вопросов.

Тема 7. Правила составления вопросов.

Правила составления вопросов для проведения социологического исследования. Примеры «правильных» и «неправильных» вопросов. Выполнение заданий на развитие умения различать «правильно» и «неправильно» составленных вопросов.

Обучающиеся должны знать:

  • правила составления вопросов для исследования.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать «правильно» и «неправильно» составленные вопросы.

Тема 8. Обработка и представление результатов социологического исследования.

Использование электронных таблиц Microsoft Excel для статистической обработки информации и графического представления результатов.

Использование презентационной графики и видео для представления результатов социологического исследования.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать электронные таблицы Microsoft Excel для статистической обработки данных и графического представление результатов;
  • уметь представлять результаты социологического исследования средствами презентационной графики.

Тема 9. Проведение пилотажного исследования

Пилотажное исследование. Определение темы, проблемы и актуальности исследования. Цели и задачи пилотажного исследования. Определение формы проведения социологического опроса. Представление проекта пилотажного исследования. Развитие коммуникативных навыков.

Обучающиеся должны уметь:

  • формулировать цели и задачи исследования;
  • выбирать форму опроса в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • применять коммуникативные навыки в конкретной ситуации.

Тема 10. Представление результатов пилотажного исследования.

Проведение мини-конференции по результатам проведенных исследований. Формирование навыков публичного выступления и коммуникативной культуры старшеклассников. Разработка плана выступления перед аудиторией.

Обучающиеся должны уметь:

  • планировать выступление перед аудиторией;
  • вести диалог с аудиторией в процессе представления полученных результатов;
  • отстаивать свою точку зрения.

Тема 11. Проведение социологического исследования

Формулировка темы заказного социологического исследования. Составление плана социологического исследования. Определение целей, задач, методов социологического исследования. Отработка навыков коммуникативного взаимодействия с респондентами. Практическая реализация социологического исследования.

Использование средств ИКТ при обработке полученных результатов проведенного исследования.

Представление итоговых отчетов на заключительной конференции.

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять план социологического исследования;
  • реализовывать план социологического исследования на практике;
  • применять полученные коммуникативного взаимодействия с респондентами в конкретной ситуации;
  • применять полученные знания по использованию средств ИКТ в социологическом исследовании.

Тема 12. Итоговое занятие

Проведение итоговой конференции с представлением результатов социологического исследования. Обмен опытом по проведению социологического исследования. Рефлексия полученного опыта.

Обучающиеся должны уметь:

  • публично представлять результаты собственной исследовательской деятельности;
  • вести конструктивный диалог с оппонентами.

Список литературы

Для учителя:

  1. Волков Ю.Г. Социология, 2010 г.
  2. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования, 2010. г.
  3. Математические методы в социологическом исследовании, 1981 г.
  4. Просветов Г.И. Социологические исследования. Задачи и решения, 2009 г.
  5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – Спб., 2002г.
  6. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – М., 1996 г.
  7. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования, 2010 г.

Для обучающихся:

  1. Готфруа Ж. Что такое психология? – М., 1996г.
  2. Девятко В.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие, 2003 г.
  3. Краткий психологический словарь. – М., 1985 г.
  4. Пузанова Ж., Троцук И., Витковская М. Практикум по курсу: Методология и методика социологических исследований, 2009.

Интернет-ресурсы:

  1. Psychology.net.ru
  2. Ru.wikipedia.org
  3. Psylist.net
  4. Рroekt-sosgim.ucoz.ru