Дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями

Разделы: Иностранные языки


«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Эти слова известного французского писателя очень точно определяют суть тех явлений, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Дети не делятся на здоровых и инвалидов. Они могут быть талантливыми, одаренными, способными, подвижными и спокойными, любознательными и задумчивыми, не всегда послушными. Но это многообразие и создает удивительный, гармоничный, целостный мир.

Одной из важнейших задач на современном этапе является обеспечение равных прав и равных возможностей в получении образования для всех детей. Доступность и качество образования – наиболее значимые для развития экономики, культуры, политики проблемы.

Дистанционное обучение позволяет в значительной степени решать эти задачи, расширяя границы мира, окружающего этих детей, дает инструменты для его познания. Оно позволяет в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, делает обучение личностно-ориентированным.

В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционная форма обучения дает также возможность осуществлять социализацию их в ученических коллективах, что, безусловно, играет важную роль в гармоничном развитии детей.

При разработке программы дистанционного обучения учитываются наиболее существенные проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • недостаток контактов со сверстниками и взрослыми;
  • ограниченный доступ к информационным ресурсам;
  • недоступность общения с природой, культурными ценностями;
  • трудность в получении качественного образования.

Преимуществами дистанционного обучения являются:

  • индивидуальный учебный план;
  • гибкое расписание и удобный темп работы;
  • дополнительная возможность общения;
  • повышение ИКТ-компетентности.

Дистанционная форма обучения дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход, реализуемый через определенные педагогические технологии, сделать его интерактивным посредством регулярного взаимодействия учителя и учащегося и учащихся между собой; использовать совместные виды деятельности учащихся в малых группах сотрудничества в форуме, чате, видеоконференции; совмещать различные формы и виды контроля.

Существуют разные модели дистанционного обучения с различными дидактическими возможностями: с использованием в основном текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций, использованием сервисных средств Интернета (электронная почта, поисковые системы, телеконференции, форумы, блоги).

Современные технические средства позволяют учащимся скорректировать получаемые учебные материалы в соответствии со своими потребностями. Так, например, учащийся сам может выбрать размер и тип шрифта при просмотре полученного материала, если у учащегося есть проблемы со зрением, вставить или переместить рисунки, изменить цвета, используемые для оформления текста, выбрать удобные графические символы разметки текста. Таким образом, учащийся сам подбирает наиболее подходящие для него характеристики изучаемого материала. Для учащихся, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом, предусмотрены удобные для них конфигурации клавиатуры, мышки и т.д.

Дистанционное обучение на основе новых информационных и коммуникационных технологий требует от учителя определенного набора профессиональных качеств и компетенций: владение современными ИКТ – технологиями; знание психологических аспектов дистанционного обучения; умение организовать взаимодействие обучаемых между собой в дистанционном режиме.
Одним из средств дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется посредством использования программы Skype в форме видеоконференции. К вспомогательным техническим средствам, которые позволяют организовать совместную работу учителя и учащегося, можно отнести виртуальный класс i-class, виртуальную доску IDroo, сервис Google.
Виртуальный класс позволяет учителю и учащемуся использовать электронные учебные пособия, рекомендованные для использования в дистанционном обучении. Получая доступ к необходимым учебным пособиям, учащийся имеет возможность работать в этой оболочке, как на уроке, так и самостоятельно при выполнении домашнего задания.

Электронный курс содержит, помимо непосредственно учебного материала, набор дополнительных ресурсов: таблицы неправильных глаголов, фонетические зарядки, материалы для проектных работ и т.д. Также имеется так называемая видеокомната, где учащиеся могут записывать свои сообщения, участвовать в чате, публиковать свой экран, работать в режиме видеоконференции.

Для того, чтобы иметь возможность совместно редактировать тот или иной документ, работая в программе Skype, учитель может использовать сервис Google Drive . Для этого учитель создает новый документ или использует созданный ранее документ в Word, загружает его в Google Drive, предоставляет доступ к документу и отправляет ссылку на данный документ учащемуся.

Далее в полученном документе учащийся может выполнять задание, а учитель тут же может вносить коррективы, оценивать работу и т.д. В таком режиме работы можно проводить различного рода диктанты, лексические тесты, грамматические тесты и т.д.

Для создания интерактивных заданий дополнительно к тем, которые имеются в электронном учебнике, можно использовать следующие средства: Learning Apps, Hot Potato, Wordle.

Типы заданий, создаваемых с помощью этих средств, могут быть различными: кроссворды, заполнение пропусков, восстановление текста, нахождение соответствий, множественный выбор и др. Такие задания включены в электронный учебник, также в процессе обучения учитель может сам составить подобные упражнения, используя данные сервисы.

Типы упражнений для формирования умений и навыков в разных видах речевой деятельности

Раздел «Аудирование»

Для развития фонематического слуха, для коррекции произношения используются различные виды упражнений. На этапе введения новой лексики в уроки включены аудиозаписи, с помощью которых учащиеся могут отрабатывать произношение новых слов не только на уроке, но и самостоятельно, работая дома. Далее для активизации этих лексических единиц в речи они включаются в аудиотексты по изучаемой теме. Так, например, по теме «Средства массовой информации» в 9 классе с этой целью предлагается следующее задание:

Listen to the tape and decide which channel these people were likely to watch.
a) Alice Radcliffe has recently visited China, Japan and Vietnam. She has fallen in love with the culture and traditions of these countries. Never misses a TV show devoted to them.
b) Will Smith is fond of travelling. He has been to many European countries but has never visited any country of the Pacific or Indian Oceans. Wants to know more about flora and fauna of that region.
c) Christina Bruce has been travelling over the world since her childhood. She is very much interested in the exotic traditions and customs of different peoples.

Далее на основе этого же аудиотекста предлагается задание на выбор той или иной информации (true/false/not stated).

Раздел «Чтение»

Работая с текстом в разделе «Чтение» учащий также имеет возможность прослушивать этот текст в необходимом режиме при самостоятельной работе по тексту.

Задания по тексту учащийся также выполняет как в традиционном варианте, так и с использованием интерактивных заданий, имея возможность проконтролировать правильность их выполнения. Так, например, предлагается текст для чтения “The BBC”. После чтения текста, выделения ключевой информации по вопросам, предлагается интерактивное задание следующего типа:

Раздел «Грамматика»

При изучении грамматических тем, активизации изученных грамматических структур используются задания следующих типов:

  • задание с подсказками (на начальном этапе работы по теме);
  • заполнение пропусков (образование грамматических форм);
  • задание на выбор правильного варианта из ряда предложенных вариантов и др.

Раздел «Лексика»

Для активизации изучаемых лексических единиц используются следующие типы заданий:

1) соотнести русские и английские эквиваленты

2) облако слов (выписать слова по изучаемой теме)

3) найти антонимы

4) заполнить пропуски, используя изученные слова

Раздел «Письмо»

В процессе обучения письму, в частности написанию личного письма, также используются интерактивные задания. После работы по образцу, изучения структуры личного письма, предлагается задание, в котором, заполняя пропуски и восстанавливая содержание текста, учащиеся повторяют изученный материал.

Раздел «Говорение»

Задания, включаемые в раздел «Говорение» носят личностно-ориентированный характер. Так, например:

  • Вот некоторые виды телевизионных программ. Какие из них вам нравятся? Объясните ваш выбор: political discussion, opera, concert of classical music, comedy play, sports programme, documentary, news, talk show, serious play, modern film, quiz show, series based on a modern bestseller, regional news, pop-music concert, soap opera, new cartoon.
  • Organize a talk about the influence of television on young children. Work in pairs. You are to speak about good influence and your opponent speaks about bad influence the television may have. Try to work out some general conclusion.

Таким образом, дистанционное обучение дает возможность использовать широкий спектр возможностей информационно-коммуникационных технологий для решения задач обучения детей с особыми образовательными потребностями, создания для них условий получения качественного образования.

Литература:

  1. О.В.Афанасьева, И.В.Михееева «Новый курс английского языка для российских школ» 4-й год обучения, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва, 2008 (учебник в электронной оболочке i-class).
  2. О.В.Афанасьева, И.В.Михееева «Новый курс английского языка для российских школ» 5-й год обучения, 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа, Москва, 2008 (учебник в электронной оболочке i-class).