Технологическая карта по математике по теме "Пропорция". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Автор УМК: С.А Козлова, А.Г. Рубин. Школа 2100

Тип урока: урок-проект (обобщение материала)

Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме: «Пропорция».

Задачи урока:

  • Образовательные: продолжить работу над формированием таких математических умений, как находить неизвестный член пропорции, решение задач; создать условия самоконтроля и взаимоконтроля.
  • Развивающие: cоздание условий для радостного, ненапряженного развивающего обучения и воспитания активной саморазвивающейся личности.
  • Воспитательные: воспитание у учащихся аккуратности, вычислительной культуры.
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Самоопределение к учебной деятельности. Постановка целей урока

Цели:

  • Обеспечить  мотивацию  к учебной деятельности посредством анализа высказывания.
  • Определить содержательные рамки урока.

Девиз урока:

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Увлеки меня, и я научусь».

Китайская мудрость

Приветствует обучающихся и настраивает на работу. Вопросы:
1) Как вы понимаете высказывание?
2) Как оно связано с нашим уроком?
3) Какую тему изучаем?
4) В какой форме будет проходить урок? 5). Какие цели урока можно сформулировать?
Включаются в деловой ритм урока.
Отвечают на вопросы учителя. 1)..  2)… 3)…4)..5)…
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, Уметь выделять существенную информацию из текста (высказывание) Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы. Уметь слушать и понимать речь других. Слушают и анализируют. Планируют учебное сотрудничество Умение организовать своё рабочее место. Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Действия целеполагания и  смыслообразования. (зачем пришёл на урок, чем будет заниматься) Развитие мотивации достижения успеха. Развитие волевых качеств личности и произвольности внимания.
Самоопределение. Принятие позиции «Я прилежный ученик»
2. Построение плана проекта

Цель: наметить совместно план действий.

1 этап – создание рабочих групп, определение целей и задач проекта, планируемых результатов, распределение работы между обучающимися в группах.
2 этап – поиск необходимой информации, подбор иллюстраций, теоретического материала.
3 этап  работа дома, в кабинете математики или в компьютерном классе – оформление результатов работы в виде буклетов, презентаций и наглядных пособий.
4 этап – подготовка к защите проекта, консультации учителя.
5 этап – защита творческих работ обучающихся, подведение итогов проекта (на уроке).

Организует составление совместного плана действия для достижения цели. Организует определение средств для решения проблемы. Контролирует работу групп, проводит консультации, проговаривает результат работы. Проводит промежуточную рефлексию. 1) Распределяются в группы
2) Составляют план действий.
3) Осуществляют деятельность в соответствии с намеченным планом. 4) осуществляют рефлексию своей деятельности. 5) Готовят продукт.
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем. Формировать. умение оформлять мысли в устной форме. Проговаривают последовательность действий. Осуществляют самоконтроль. Уметь принимать и сохранять учебную задачу, проговаривать последовательность действий на уроке. Планируют учебное сотрудничество. Развитие личностных качеств личности Самоопределение, смыслообразование.
Развитие выдержки, навыков самоконтроля в дисциплине и поведении.
3. Реализация построенного проекта

Цели:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;
  • организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
Организует  учебное сотрудничество.
На данном этапе учитель фиксирует результаты работы групп, организует обсуждение , оценку работы групп и самооценку.  Уточняет общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.
1 группа: корреспонденты  осветили работу всех групп сделали презентацию, составили план работы над проектом и раздали для обсуждения в группы.
2 группа: историки подготовили историческую справку Продукт (страницы к буклету) Рефлексия работы группы
3 группа: теоретики  подготовили презентацию, задания и вопросы для работы с классом.
Продукт (страницы с правилами к буклету) Рефлексия работы группы
4 группа: практики создали схемы к правилам.
Продукт ( закладки со схемами. страницы к буклету) Рефлексия работы группы

5 группа: научная (продукт  презентация научной работы по золотому сечению + видео. Мини книги,.
страницы к буклету) Рефлексия работы группы

Самостоятельное создание способов решения проблем  на основе самоорганизации.
Уметь устанавливать причинно следственные связи, строить логические цепочки.
Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем, отвечают на вопросы. Взаимодействуют в малых группах (парах) Уметь выражать свои мысли достаточно полно и точно. Понимать и воспринимать на слух ответы обучающихся. Уметь разрешать конфликты, выслушивать мнение других людей. Контролируют правильность ответов учащихся. Уметь выделять главное, устанавливать целевые приоритеты. Уметь принимать и сохранять учебную задачу. Формирование волевых качеств, устойчивости внимания Осознание ответственности  за общее дело.
Физкультминутка

Ученики закрывают глаза и слушают учителя. Если высказывание учителя верно, то ученики поднимают две руки, если ложно, то одну руку.

4. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цели:

  • Организовать повторение обучающимися с проговариванием во внешней речи.
  • Зафиксировать не знание и новое в громкой речи.
Учитель контролирует выполнение заданий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах) решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Уметь устанавливать причинно следственные связи. Участвуют в обсуждении ошибок. Строят рассуждения понятными для собеседника. Уметь оформлять мысли в устной и письменной  форме. Осуществляют самоконтроль. Осуществляют пошаговый контроль. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь вносить коррективы в действие после его завершения. Формирование волевых качеств, устойчивости внимания. Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.
5. Самостоятельная работа  с самопроверкой по образцу  и тест (фронтально)

Цели:

  • организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;
  • организовать самопроверку по эталону, самооценку;
  • организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками
Тест 

1. Решить уравнение:  
6,4 : 0,16 = 4 : х

1) 10;
2) 2,5;
3) 0,1;
4)

2. Решить задачу:
Для 10 порций салата требуется 200г лука. На сколько порций хватит 60г лука?

1) 3;
2) 4;
3) 2;
4) 9.

3. Решить задачу:
6 рабочих могут выполнить работу за 12 дней. Сколько ещё надо нанять рабочих, чтобы выполнить эту работу за 8 дней?

1) 3;
2) 4;
3) 2;
4) 9.

Учитель организует выполнение самостоятельной работы и самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднения, работу над ошибками.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют ошибки

1.
2..
3..
4.

Уметь устанавливать причинно следственные связи. Участвуют в обсуждении ошибок. Строят рассуждения понятными для собеседника Уметь оформлять мысли в устной и письменной  форме. Осуществляют самоконтроль. Осуществляют пошаговый контроль. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Осуществляют самосовершенствование и самопознание Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности Умение организовать свою деятельность. Умение найти ошибку у себя, готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя адекватно.
6. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

  • Зафиксировать содержание, изученное по данной теме урока:
  • Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своей собственной деятельности на уроке, взаимодействия с  учителем и одноклассниками
Учитель организует рефлексию и самооценку собственной  учебной  деятельности.
Просит заполнить таблицу. - Мы переходим к последнему этапу. Подводим итог работы на уроке.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Кто помогал справиться с возникшими трудностями?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке.
Оцените свою деятельность на уроке. Рефлексия в форме синквейна
Синквен на тему проект.
Осуществляют рефлексию (обучающие заполняют таблицу). Формирование умения адекватное понимать причины успеха и неуспеха. Рефлексия своих действий. Планирование учебного сотрудничества, аргументация своего мнения. Контролируют правильность и полноту проведённого анализа. Уметь вносить коррективы в действие после его завершения. Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Развитие навыков самоконтроля, самооценки и  самовоспитания Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности
9. Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель проговаривает домашнее задание и инструктирует.

Необходимый уровень: 

Повышенный уровень
Творч. задание

Ученики записывают д/з. Имеют возможность дифференцировать задания. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Во фронтальном режиме взаимодействуют с учителем Планирование учебного действия Овладение основами саморегуляции и самообразования Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Развитие навыков самоконтроля, самооценки Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4