Интегрированный развивающий урок "Наши домашние обязанности". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба

Класс: 1


Цели: познакомить с понятием «обязанности», актуализировать желание знать и выполнять свои обязанности, закреплять умения пользоваться изученными приемами обобщения информации на макбуке.

Планируемые результаты: учащиеся научатся  делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания, слушать собеседника и вести диалог; будут стремиться к самостоятельности и ответственности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Приветствие. Добрый день, ребята! Сегодня начало нашего занятия будет необычным, так как к нам пришли гости из сказки, и хотят нам что-то рассказать. Пожалуйста, ребята, выходите!

2. Инсценировка отрывка из сказки «Теремок» с участием мышки, лягушки, зайки, лисы и волка. Персонажи сказки рассказывают о том, какие обязанности они выполняют в домике, в котором они живут.

II. Актуализация знаний

1. Работа с интерактивной доской. Учитель закрепляет обязанности зверей, дети подсказывают, какие обязанности каждый из персонажей выполняют в своем теремке.

2. Беседа о семье.  (Обращаясь к персонажам сказки): Ребята, эти звери жили вместе, а их  можно назвать семьей? А что такое семья? Из кого она состоит? Кого можно назвать семьей? А какая бывает семья?  В семье людей связывают родственные и кровные отношения (узы – узелки). Родственные отношения бывают между мужем и женой, и между  родственниками мужа и жены (тети, дяди и их дети), а кровные отношения бывают между детьми их  родителями, бабушками и дедушками. Поэтому, все, что родители заработают за свою жизнь они передают своим потомкам, своим детям. А дети должны преумножать это богатство и передавать в будущем своим детям. Эти достижения называются наследством. (от слова следующий-наследующий)

3. Работа по теме урока. Знакомство с понятием «Обязанности» Обращение к героям сказки на интерактивной доске: А что же объединяет зверей в этой сказке? Скажите, а звери жили дружно? Кто у них работал, а кто отдыхал? Как же им удавалось  жить вместе и жить дружно, не ссорясь?

4. Знакомство с понятием «Обязанности» из словаря Ожегова

5. Ассоциации «Обязанности»

– А какие сказки вы еще знаете, где все вмести жили и каждый выполнял свои обязанности? («Кот, лиса и петух», «Маша и медведь», «Белоснежка и 7 гномов» или «Сказка о спящей красавице и семи богатырях», «Пузырь, соломинка и лапоть» и тд.

III. Индивидуальная работа детей на макбуках

– Ребята, а как у вас, в вашей семье? Ведь в каждой семье все по-разному. (Как?) Перед вами задание: соедините картинки, на которых изображены мама, папа, бабушка, дедушка,  с обязанностями так, как это выполняется в вашей семье.

IV. Физкультминутка

Ролевая гимнастика

Под легкую музыку по команде по кругу дети бегут на носочках, как мышки; прыгают как лягушки (вприсядку); подпрыгивают  как зайки (вполуприсяде и лапы над головой), идут,  как хитрые  лисички нацыпочках, идут, как волки осторожно и важно; в конце идут спокойно, как ученики на свои места.

– Ребята, а что будет, если кто-нибудь не захочет выполнять свои обязанности в семье? Ответы детей.

V. Чтение рассказа

Вопросы по рассказу.

VI. Рефлексия

– Давайте же еще раз поговорим о том, какие же обязанности вы иметь в семье?

Закрепляющее упражнение «Закончи предложение»:

  • Дома я должен…
  • Дома я обязан…

Ответы детей.

VII. Самооценка

– Ребята, вот мы и озвучили ваши основные обязанности дома.  А как называют человека, который сам, без напоминаний выполняет свои обязанности? (Самостоятельный)
– А кто уже считает себя самостоятельным? (Самооценка)
– А вы хотели бы в будущем стать самостоятельными людьми?

– С помощью нашей техники(?) мы сегодня на уроке смогли создать «Памятка домашних обязанностей или как стать самостоятельным». Вы ее прикрепите над своим столом, и старайтесь выполнять свои обязанности, а наша памятка будет вам напоминать об этом. Пройдет месяц, и мы обязательно узнаем, кто уже хорошо научился выполнять свои обязанности. А как мы это узнаем? (Из ответов детей и интервью родителей)

VIII. Итог урока

Приложение 1

Рассказ из книги О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я», М. 2006. Стр286

Однажды Ваня Гаврилов разозлился на весь белый свет. Все заставляют его что-то делать. В школе – нужно учиться, сидеть смирно, не драться, не толкаться, не плеваться, – всего не упомнишь. Дома – опять: учи уроки, делай уборку, посуду за собой мой. К бабушке в выходные поедешь – и она туда же: «Повтор английский! Почитай книжку!, Совсем ты , Ванечка, мало читаешь, один компьютер у тебя в голове…»
«Все! Надоело! Вечно я должен что-то делать! Не буду», – твердо решил Иван Гавриков, лег на диван и принялся  разглядывать узор на обоях и  ползающую  муху на потолке. «Вот мухе хорошо, – подумал он, – никто ее не заставляет ничего делать!» Долго он смотрел на муху, а потом уснул.
Сон ему приснился очень нравоучительный. Будто мама лежит на кровати  и спит, папа в кресле  газету читает, а бабушка по телевизору сериалы смотрит. Каждый своим делом занимается, а Ване уже есть хочется. А холодильник пустой. Папа денег не заработал – не захотел на работу ходить. Мама из остатков продуктов даже каши не сварила – ей спать хотелось. А бабушка Ивановы штаны не заштопала, а в пустом холодильнике не было еды.          
Подошел Ваня к маме и папе и попросил дать ему что-нибудь поесть. А ему в ответ: «Мы ничего не хотим делать!»
Сел Ваня на холодный пол и зарыдал – так ему есть хотелось. Ну, а как же теперь быть?
Так прошел первый день, второй день, а на третий день Ваня нашел в шкафчике сухарик и начал его грызть. Да еще и с кошкой Жмуркой  поделился. Увидела это мама и пожалела Ваню, пошла варить кашу. Папа на работу собрался, а бабушка взяла штопальную иглу и надела очки.
И тут понял Иван Гавриков, что каждый должен что-то делать в меру своих сил и обязанностей, иначе жизнь станет совсем плохая и никчемная. Все в хаос превратится.
Открыл Ваня Гавриков глаза, посмотрел на муху и сказал: «Эх, муха, муха. Не хочу я ничего не делать и быть как ты. И я сам себя буду заставлять все делать, не мама, не бабушка, а я сам! Я же человек!» так сказал Иван…и потянулся за учебником. Медленно потянулся, неохотно. Потому что довольно это трудно – самому заставлять себя что-то делать. А  нужно!