Урок литературы по теме "Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта…»". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с жизнью и творческой биографией поэта;
  • совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения;
  • развивать эстетический вкус, творческие способности учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки-иллюстрации учащихся к стихотворению А.А.Фета "Это утро, радость эта:", мультимедийная презентация, портрет поэта, выставка книг.

Учитель: Можно ли остановить мгновение? Запечатлеть неповторимые моменты жизни, явления природы? Можно, если речь идет о русском поэте А.А.Фете. Вот он, перед вами. Вглядитесь в его портрет. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие мысли у вас появляются, когда вы смотрите на фотографию 1860-ого года?

- ответы учащихся

Учитель: Строгий, серьезный, проницательный взгляд; от этого человека исходит уверенность, чувствуется твердость характера. Кто он, этот человек? Управляющий имением? Помещик - крепостник? Мировой судья? Поэт? Трудно представить, что за этой непроницаемой внешностью скрывается легкоранимое сердце - сердце одного из самых нежных лириков.

Судьба не баловала Фета. Происхождение Фета окутано тайной, неизвестна даже точная дата его рождения. Основные вехи пути: учеба в московском университете на словесном отделении философского факультета, военная служба, отставка, трагическая гибель любимой девушки, женитьба, литературная деятельность. Крепкий хозяин - крепостник, мировой судья, он много сил потратил, чтобы вернуть утраченные дворянские привилегии и русское гражданство. И ему это удалось. На одной чаше весов - суровая жизнь, на другой - удивительно нежная лирика.

Л.А.Озеров так говорил о Фете: "Лирик из рук в руки передает читателю свое сердце: Фет являет собой удивительный пример такой передачи сердца из рук в руки".

Учитель: вдумайтесь в эти слова. Согласны ли вы с мнением критика? В конце урока хочется услышать ваше мнение.

У каждого поэта есть стихотворение, которое можно назвать его визитной карточкой. Таким стихотворением у Фета является "Это утро, радость эта:" Мы попытаемся с вами выявить особенности стихотворения, дать свое истолкование и оценку произведению.

Это и будет целью нашего урока.

А сейчас давайте услышим поэтический голос поэта. Послушайте стихотворение Фета. Какая картина рисуется в вашем воображении?

  • чтение учеником стихотворения "Это утро, радость эта:"
  • поделитесь своими впечатлениями.
  • рисунки к стихотворению (слайды), ответы учащихся.

Учитель: что необычного для вас в этом стихотворении?

  • одни имена существительные, совсем нет глаголов, постоянно повторяется слово "Это"

Лексический анализ текста (исследование ученика):

Имена существительные - 36 слов

Имена прилагательные - 2 слова

Местоимение "это" - 24 слова

Служебные части речи - союз "и" - 6 раз, предлог "без" - 2 раза.

О чем это говорит? Все имена существительные обозначают предметы, каждое из слов характеризует весну, дополняя и раскрывая весенний пейзаж, рисуя образную картину пробуждения природы, передает весеннюю суматоху.

- Вы уже обратили внимание на то, что каждая строка начинается одинаково. Такой прием называется - анафора (единоначалие).

- Для чего поэт использует анафору? (ответы учащихся)

- Нет глаголов, но столько движения, столько жизненной энергии заложено в каждой строке! Как вы думаете, что помогает читателю ощутить это движение?

(ответы учащихся, работа с текстом)

- Одной из особенностей лирики Фета является безглагольность, то есть отсутствие слов действия. По словам А.Толстого, это "лирическая дерзость поэта". Но именно безглагольность стихотворения показывает мощное движение лирического восторга.

- Стихотворение начинается словами "Это утро, радость эта:" и заканчивается "это все - весна". Определите, какой временной отрезок лежит между ними. Целые сутки! В первой строфе - утро, во второй - день, в третьей - ночь. Все образы связаны анафорой. Использование местоимения "Этот" в разных формах создает эффект движения не только природного времени, но и движения поэтической мысли, движения пространства.

- Не менее интересна и синтаксическая организация стихотворения.

Синтаксический анализ текста (исследование ученика):

Количество строф - 3, в каждой строфе 6 строк.

Рифма: а, а, б, в, в, б

Стихотворение всё - одно простое предложение с однородными подлежащими. В предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым. Соединительные союзы объединяют части в одно целое и создают картину весны. Такое синтаксическое построение усиливает художественную выразительность стихотворения.

Учитель: А.Фет тонко чувствовал природу, проникал в её душу, поэтому даже за самыми простыми словами и формами открывается огромный, полный красок и звуков мир.

- С помощью каких образных средств передает Фет краски и звуки природы?

- самостоятельная работа (продолжите предложения):

1. Цвет в стихотворении передан с помощью слов и словосочетаний: Вместе взятые, они передают:

2. Звукообраз создается с помощью слов и словосочетаний:С их помощью читатель учится слышать:

- Каким вы представляете лирического героя стихотворения? Каково его мироощущение?

- Как вы думаете, в каком возрасте человек способен так искренне радоваться, удивляться, восторженно приветствовать приход весны?

- Это стихотворение было написано в 1881 году, на склоне лет.

Учитель: Фет при своем появлении в литературе потряс всех своей наивной радостью видения мира, своей открытостью, готовностью поделиться этими открытиями со всеми. И самое удивительное, что он не утратил этой способности до конца своей жизни. Каждый раз, когда он входил в мир нового стихотворения, он искал тончайшие оттенки и нюансы слов и красок, всегда умел удивляться красоте мира.

- Скажите, о чем это стихотворение? Какова его тема? (о весне, о природе, о красоте, о любви, о человеке)

- Какие мысли доносит до читателей А.Фет?

- Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Учитель: 190 лет прошло со дня рождения поэта. Но мысли его близки и понятны современным читателям, потому что творчество Фета - это увиденное и воплощенное в стихах мгновение. А составленное из коротких мгновений, само творчество Фета вечно. Ведь природа, любовь, красота - вечные общечеловеческие ценности, которые не могут устареть. Так давайте прислушаемся снова к голосу поэта.

- чтение стихотворений А.А.Фета.

Синтаксический анализ текста:

В стихотворении имеется три строфы, в каждой - по шесть строк, всего - восемнадцать поэтических строк.

Всё стихотворение - это одно простое предложение, которое осложнено однородными членами - подлежащими.

В этом стихотворении используется три знака препинания: запятые (их больше всего), тире (их в стихотворении три) и точка в конце предложения.

В стихотворении употребляется повторяющийся сочинительный соединительный союз И, служащий для связи однородных подлежащих.

В последней строке тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в И.П.

Выводы:

Синтаксический анализ текста показал следующее: поэтический синтаксис в стихотворении А.А.Фета является своеобразным средством выразительности. Одно простое предложение, в котором используются однородные подлежащие, как пазлы, складываются в целостную картину - картину весны. Я почувствовала, что стихотворение написано было на одном дыхании, и читается оно тоже на одном дыхании. Может быть, Фета посетило поэтическое вдохновение, которое не отпускало его ни на минуту, поэтому стих получился легким, нежным, прозрачным!

Лексический анализ текста.

В тексте используются слова таких частей речи:

Имена существительные - 36 слов

Имена прилагательные - 2 слова

Указательное местоимение "это" - 24 слова

Служебные части речи - союз "и" - 6 раз, предлог "без" - 2 раза.

Большинство слов в стихотворении употреблено в прямом значении (утро, радость, день, свет, крик, птицы, вереницы, свист, селенье и т. д.)

Художественно-выразительных средств немного: метафоры "вздох ночной селенья", "капли - слезы", олицетворение "говор вод"

О чем это говорит? Все имена существительные обозначают предметы, каждое из слов характеризует весну, дополняя и раскрывая весенний пейзаж, рисуя образную картину пробуждения природы, передает весеннюю суматоху. Особенностью стихотворения является отсутствие глаголов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.С.Меркин. Литература, 7 класс. Изд-во: "Русское слово", М., 2008
  2. Е.Обоймова, О. Татькова. Мой гений, мой ангел, мой друг. Изд-во: "Эксмо", М., 2005
  3. В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература ХIХ века, 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва "Русское слово", 2005