Системный подход к коррекционно-развивающему обучению

Разделы: Логопедия


Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, так как влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи.

Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с различными нарушениями речи можно, если использовать системный комплексный подход. С этой целью работа учителя-логопеда и воспитателя специализированной группы в коррекции звукопроизношения должна включать следующие направления:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Логопедический массаж.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Развитие фонематического восприятия.
  • Речедвигательная ритмика.

Важнейшие условие правильной речи - это плавный длительный выдох. Поэтому, на протяжении учебного года, особенно в начале, с вновь поступившими детьми, необходимо проводить игровые приёмы, на которых дети учатся правильно дышать. Важность таких игровых приемов заключается в том, чтобы дети научились правильно производить вдох через рот, не поднимая плеч и длительный плавный выдох через рот. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). В этом помогут такие игровые упражнения, на развитие речевого дыхания как "Шар", "Одуванчик" и др. Но особый интерес у детей вызывают игровые приёмы с использованием нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, дудочек, мыльных пузырей, воздушных шаров и др. Упражнения, проводимые с использованием данного материала помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки, а от разнообразного материала дети получат массу впечатлений, что благотворно влияет также на их эмоциональный настрой.

Комплексы дыхательной гимнастики желательно включать во все виды деятельности, которыми педагоги занимаются с детьми в течение всего дня. Для этого можно периодически делать перерывы и 2-3 минуты выполнять дыхательные упражнения в игровой форме. Например, в первой половине дня комплексы дыхательной гимнастики можно проводить до игр-занятий, во время занятия как физкультминутка, во второй половине дня - во время гимнастики пробуждения и в свободной деятельности детей.

Важно не переусердствовать! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечит ясную дикцию и чёткое произношение звуков.

Не менее важная роль в комплексном подходе к коррекции звукопроизношения отводится пальчиковой гимнастике.

Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Если же развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Пальчиковая гимнастика ?должна быть разнообразной, эмоционально-приятной, неутомительной, динамичной.

В дополнение к общепринятым пальчиковым упражнениям можно использовать и нетрадиционные игры с пальчиками: "Разноцветные прищепки", "Пальчиковый бассейн", различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, массажными щетками и мячами, перебиранием четок, бус.

Совместно с пальчиковой и дыхательной гимнастиками для коррекции звукопроизношения рекомендуется использовать массаж: логопедический, самомассаж.

Логопедический массаж - это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

К основным видам традиционного логопедического массажа относятся:

  • классический ручной;
  • точечный;
  • аппаратный;
  • зондовый.

Основные приёмы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Точечный массаж - разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точки (зоны).

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов. Дополнительным приёмом в сочетании с общепринятыми логопедическими приёмами в коррекции звукопроизношения является ДЭНС - терапия. Применение аппарата ДЭНАС позволит улучшить состояние мышечного тонуса органов артикуляции, повысить мышечную активность речевой мускулатуры, увеличить объем артикуляционных движений, выработать правильное речевое дыхание, нормализовать произношение в короткие сроки.

Особый вид логопедического массажа - зондовый.

Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики. Метод даёт возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты, например после утренней гимнастики, дневного сна, на релаксации (аутогенные тренировки). Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассажа, могут предварять или завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5-10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.

Обучая детей самомассажу, необходимо показывать каждый приём на себе и комментировать его. Вначале дошкольники выполняют массажный приём самостоятельно, при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме и следующей схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.

Для самомассажа и взаимного массажа рук, можно использовать разные по форме, упругости, фактуре поверхности: массажные щетки, махровые рукавички, колесиковые массажеры, шарик Су-Джок, пружинки, плоды каштана, грецкого ореха, шестигранного карандаша и др.

При преодолении нарушений звукопроизношения массаж проводится наряду с пассивной и активной артикуляционной гимнастикой, которая является подготовительным этапом при постановке звуков. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - идти от простых упражнений к более сложным. Занятия лучше проводить в игровой форме, ведь это основная и более доступная деятельность для детей. Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно привлечь любимую игрушку: "Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка".

У большинства детей с тяжёлыми нарушениями речи несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребёнок начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Развитие фонематического восприятия у дошкольников может проходить через все образовательные области. Игры и упражнения могут проводиться как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и в режимные моменты. Развивать фонематическое восприятие необходимо в интересной игровой форме, так, дети могут "ловить" нужные звуки, придумывать слова на нужные звуки, угадывать звуки по беззвучной артикуляции. Все это способствует формированию функций речеслухового анализатора, а значит и развитию фонематического восприятия.

Ещё одним эффективным приёмом в коррекции звукопроизношения является речедвигательная ритмика. Это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Речедвигательная ритмика это прежде всего движения, а дети любят двигаться. Ребёнку можно предложить для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука.

С помощью речедвигательной ритмики также удаётся быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв. Элементы речедвигательной ритмики можно вводить на занятиях по коррекции звукопроизношения начиная с этапа вызывания звука в речи и заканчивая дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков. Кроме того, речедвигательные упражнения могут быть использованы в структуре других видов занятий, в организационных моментах, в динамических паузах, в дидактических играх, при выполнении звукового анализа слов. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении "ритмических" движений тела оказывает влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Соблюдение комплексного подхода в работе является необходимой предпосылкой для успешной работы в коррекции звукопроизношения.