Урок литературы по теме "Духовно-нравственный смысл поступков в рассказе А.П. Чехова «На мельнице»". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Класс: 7.

Цели урока:

Образовательные:

  • углубление и расширение знаний произведений А.П. Чехова, развитие интереса к чтению рассказов писателя;
  • совершенствование умения анализировать прочитанное;
  • расширение знаний по теории литературы: ознакомление с литературоведческим понятием “подтекст”;
  • формирование представления об интерпретации словесного образа средствами живописи: развитие творческого воображения учащихся.

Воспитательные:

  • продолжение формирования мировоззрения учащихся посредством анализа произведений классической русской литературы: раскрытие духовно-нравственного смысла поступков героев рассказа;
  • воспитание уважительного отношения к родителям;
  • развитие когнитивных способностей: воспитание стремления к системным знаниям по литературе и к самоанализу;
  • развитие речи учащихся: ответы на вопросы, монологическая речь, инсценированное чтение; совершенствование умения бегло и выразительно читать текст;
  • развитие мыслительных процессов: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать материал;
  • развитие воли: целеустремлённости, сопереживания;
  • формирование умения слушать и оценивать чтение одноклассников.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Беленького Г. И., литературные дневники учащихся, ЦОРы: презентация “Духовно-нравственный смысл поступков в рассказе А.П.Чехова “На мельнице”, интерактивное игровое задание http://school-collection.edu.ru , выставка книг, посвященных жизни и творчеству А.П.Чехова, стенд “А.П.Чехов. Жизнь и творчество”, выставка иллюстраций учащихся, интерактивная доска (далее ИД), мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
1. Организационный момент. Приветствие учеников. Приветствие учителя.
2. Проверка ЗУНов. Беседа по вопросам. 29 января Россия традиционно будет праздновать день рождения А.П.Чехова, хотя не так широко как заслуживает этого писатель, имя которого носит наш город. Мы продолжаем изучение его произведений и сегодня в очередной раз заглянем в творческую лабораторию писателя.

Какой рассказ мы анализировали на прошлом уроке?
Вспомните основные средства создания комического в этом произведении. (Композиция построена на повторении, т.е. изменении мнения относительно собаки. и т.д.)
Вспомним, от чего зависело мнение Очумелова и сопоставим реплики со стороны и реплики полицейского надзирателя.

Дома вы прочитали рассказ “На мельнице”. Изучение этого произведения и будет темой нашего урока.

Ответы учащихся.

Один учащийся выполняет игровое задание на ИД.

Использование записей в литературном дневнике (далее л/д).

ЦОР: Интерактивное игровое задание http://school-collection.edu.ru

Название темы на ИД: презентация “Духовно-нравственный смысл поступков в рассказе А.П.Чехова “На мельнице” (Презентация. Слайд 1).

3. Переход к изучению нового материала.

3.1. Мотивация. Постановка цели и задач.

К.С. Станиславский, основатель МХАТа, писал: “Подобно тому как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение” [2]. Сегодня мы попытаемся понять,

1) из какой мысли и из какого чувства “вырос” его рассказ “На мельнице” и 2) с помощью каких средств Чехову удалось донести их до нас, читателей. Итак, сегодня мы решаем две параллельные задачи: 1) Для чего создал? (т.е. основная мысль рассказа) и 2) как? (т.е. какими художественными средствами). В этом нам помогут кластеры, которые лежат перед вами.

Какие овалы кластера мы уже можем заполнить?

Вписываем название и автора рассказа в соответствующие овалы.

Использование записей в литературном дневнике.

Запись в л/д целей урока:

1) из какой мысли и из какого чувства “вырос” его рассказ “На мельнице” и 2) с помощью каких средств Чехову удалось донести их до нас, читателей.

Ответы учеников.

Поэтапное заполнение кластера.

Эпиграф на ИД (Слайд 2).
4. Изучение нового материала. Объяснения учителя, вопросы к ученикам. Какое природное явление здесь представлено?

Американский писатель Э. Хемингуэй сравнивал содержание литературного произведения с айсбергом, который “только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды”, а большая часть его скрыта под водой [6]. Как вы думаете, почему?

То, что “скрыто под водой” – в литературе называется подтекстом. Т.е. подтекст более значителен, чем сам текст.

В чем же он выражается? Средством формирования подтекста (отношения автора к действующим лицам) в рассказах и повестях Чехова служит художественная деталь. Какой овал мы сейчас можем заполнить?

Какая же конкретно деталь использована автором для создания подтекста в этом рассказе мы разберем позднее.

Вспомните, в каком произведении мы с ними встречались и назовите эти детали.

Режиссер Станиславский так же говорил о том, что у Чехова “интересен склад души его людей” [5].

Наша цель, применив уже имеющиеся знания по творчеству А.П.Чехова, проанализировать рассказ “На мельнице”.

Устные ответы учащихся.

Устные ответы учащихся.

Запись определения в л/д.

Устные ответы учащихся.

Заполнение кластера.

Устные ответы учащихся с опорой на л/д.

Слайд 3 (Изображение айсберга.)

Слайд 4 (Портрет Э. Хемингуэя.)

Слайд 5 (подтекст [3])

4.1. Пауза для отдыха.

4.2. Проверка выполнения домашнего задания.

Сейчас мы немного отдохнем.

Переходим к основным действующим лицам в рассказе, кто это?

Дома вы записали в литературный дневник характеристику образов мельника, матери мельника, монахов. Алексей Бирюков и его старая мать – главные действующие лица. Попробуем понять, какие личностные качества вложил автор в образы этих персонажей. Для этого прочитаем диалог между матерью и мельником в лицах.

Беседа по вопросам.

  • Найдите в тексте описание внешнего вида мельника.
  • О чем говорит автор, описывая легкую одежду мельника глубокой осеню? (о бесчувственности)
  • Какие качества характера мельника называет старушка?
  • Как характеризует мельника разговор с монахами?
  • Почему Чехов постоянно использует глагол “молчать”, описывая мельника?

Как Чехов относится к матери мельника? Чтобы ответить на этот вопрос, откроем иллюстрацию в учебнике и попытаемя определить, что является центром данного изображения? Какая художественная деталь (салопик, похожий на спинку жука)? Найдите подтверждение в тексте. Сколько раз Чехов упоминает эту деталь одежды?

Какова роль монахов в рассказе? Какие овалы кластера мы можем заполнить?

Самостоятельно заполните овалы о мысли и чувстве автора, из которых “вырос” этот рассказ.

Выполнение упражнений для отдыха глазных мышц.

Устные ответы учащихся.

Поэтапное заполнение кластера.

Инсценированное чтение

Заполнение кластера.

Устные ответы учащихся.

Работа с иллюстрацией в учебнике.

Заполнение кластера.

Заполнение кластера.

Офтальмологический тренажер для отдыха глазных мышц.

Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П.Чехова в учебнике.

5. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного. С опорой на записи в литературном дневнике и обобщая знания, которые вы получили при составлении кластера и во время обсуждения, составьте синквейны по темам: мельник, мать мельника, монахи.

Вспомним правила составления синквейна.

Прочитаем, что у вас получилось.

Участие в жеребьевке между рядами по темам синквейна. Устные ответы учащихся.

Составление синквейна в л/д.

Устные ответы учащихся.

Слайд 6 (синквейн).
6. Итог урока. Рефлексия. Вопросы к ученикам.
  • Какой прием использовал Чехов в этом произведении?
  • С помощью какого средства выражен этот прием, т.е. отношение автора к поступкам героев?
  • Какая мысль явилась основой этого произведения?
  • Какое чувство самого автора легло в основу этого рассказа?

Обобщающий вывод учителя.

Темой нашего урока было выяснение духовно-нравственного смысла поступков героев в рассказе “На мельнице”. У Чехова в произведениях нет лишних деталей, не говоря уже о персонажах. Кто в рассказе является выразителем духовно-нравственных законов? (Монахи – духовные лица.)

Где прописаны эти законы? (В духовных книгах, в Библии.) Что же написано по этому поводу в Библии?

Чтение учителем цитаты с одновременным показом гравюры из альбома [4].

Когда ваши родители и мы, учителя, делаем вам разного рода замечания, “воспитываем”, это не потому что нам хочется вас в чем-то ограничить, а лишь затем, что мы не хотим, чтобы из вас выросли такие “бесчувственные” и эгоистичные алексеи бирюковы.

Сдаем кластеры и записываем д/з.

Устные ответы учащихся.

Устные ответы учащихся.

Показ иллюстрации и чтение комментария к ней. (Альбом “Библия в иллюстрациях”).

7. Задание на дом. 1. Чтение рассказа “Тоска”, заполнение литературного дневника по следующим пунктам
  • образ Ионы,
  • источник и значение эпиграфа.

2. Создание иллюстрации к рассказу “На мельнице”.

Запись д/з. Слайд 7 (д/з)

Приложение 1.

Список использованной литературы:

  1. Литература. Начальный курс, Беленький Г.И.: Учебник-хрестоматия для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Беленького Г. И. – 6-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005.
  2. Симонов, П.В. “Сверхзадача” художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. Сборник Академии наук СССР:– Ленинград, “Наука”. – 1980.
  3. Краткий словарь литературоведческих терминов. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/121696/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82
  4. Альбом “Библия в иллюстрациях (гравюры по дереву)”.
  5. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. // http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/text_0010.shtml
  6. Литература. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1987.