Урок истории по теме "Покровский собор: тайна девятого престола"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • Образовательные: выявление степени влияния власти на культуру в эпоху Ивана Грозного
  • Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и решать проблемы.
  • Воспитательные: Воспитание чувства гордости за свой народ, его историческое прошлое

Задачи:

  • Обучающие: рассмотреть исторический контекст создания Покровского Собора; проанализировать влияние личной власти царя на творчество зодчих; разобрать архитектурные особенности Покровского Собора.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, коммуникативные навыки, навыки устной речи, умение работать с ЭОР, выдвигать гипотезы и решать проблемы;
  • Воспитательные: формировать интерес учащихся к истории, расширение кругозора, повышать активность и самостоятельность

Тип урока: комбинированный урок

Техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник, интерактивная доска, карта

Структура урока:

1. Организационный момент. Актуализация и мотивация.

Учитель: Ребята! Прежде чем озвучить тему урока, я хотела бы прочитать вам следующие строки. (Строки стихотворения демонстрируются на интерактивной доске)

Учитель читает:

С моста над Москвою-рекою
Нам виден Васильевский спуск.
Там храм, возвышаясь горою,
Стоит, не стряхнув, снежный груз…
Вам скажет любой очевидец,
Что время не властно над ним.
Василий Блаженный – провидец,
Хранит его светом своим…

Учитель: Как вы думаете, почему я начала урок с прочтения этих строк?

Ответ учащихся: В этих строках речь идет о соборе Василия Блаженного, значит, на уроке мы будем говорить об этом памятнике архитектуры 16 века.

Учитель: Совершенно верно. Сегодня на уроке мы с вами обратимся к истории создания одного из чудес русской архитектуры – Собора Василия Блаженного, поэтому тема сегодняшнего урока: “Покровский собор – тайна девятого престола”.

2. Проверка домашнего задания:

Прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте поработаем по карточкам. (Задания, указанные на карточках, изображены на интерактивной доске)

Карточка 1.

1. Укажите военные действия, в которых Иван IV принимал личное участие.

2. Решите задачу: сколько лет было Грозному царю, когда он

А) венчался на царство (16 января 1547 г. – венчание Ивана IV);
Б) учредил опричнину (1565-1572 гг. – опричнина);
В )когда и с какой целью было создано стрелецкое войско? (Стрелецкое войско было создано в 1550 г. как основа будущей постоянной армии.)

Карточка 2.

1. Сочинение церковной музыки, игра в шахматы, незаурядные литературные способности, – все это характеризует одного из самых известных исторических деятелей XVI века. О ком идет речь? (Иван Грозный)

2. Когда и с какой целью была создана “Избранная тысяча”?

“Избранная тысяча” была создана в 1550 году как личная гвардия царя.

3. Соотнесите даты и соответствующие им внешнеполитические события:

Даты: 1552, 1556, 1582–1585.

События: присоединение Астраханского ханства, присоединение Казанского ханства, присоединение Сибири (поход Ермака)

1552 г. – взятие Казани и присоединение Казанского ханства;
1556 г. – присоединение Астраханского ханства;
1581–1585 гг. – присоединение Сибири, поход Ермака.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Как мы с вами выяснили, события, о которых на уроке идет речь, происходят в эпоху правления Ивана Грозного, поэтому потребуется согласие ученика выступить на уроке в роли царя?

(На ребенка, изъявившего желание быть на уроке царем, надевают барму и шапку Мономаха.) “Царь” зачитывает грамоту:

“Я, Божию милостию Государь, на своей земле изначала, от первых своих прародителей, поставление имея от Бога, повелеваю:

Собрати полки многи и идтити на казанских лихих людей во главе с воеводою, что по леву руку от меня.

И яко по Бозе даровался им разум, повелеваю зодчим, что по праву руку от меня, основаша приделы в Москве рядом с Троицею, что стоит на рву”.

Класс делится на две группы: “зодчие” и “полки”.

Группы учащихся (“зодчие” и “ полки”) выполняют задания и соревнуются в скорости и точности выполнения.

Задание № 1. Команды получают карточки, на которых, с одной стороны, указаны названия церквей, а с обратной стороны указаны даты основания этих церквей. (Приложение 1)

Работая за компьютерами в программе “Хронолайнер”, команды должны отразить на ленте времени указанные на карточке даты военных походов и соответствующие им названия церквей собора. (Приложение 2)

Учитель: Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. (Приложение 4. Фрагмент видеофильма “Взятие Казани”.)

После просмотра фрагмента.

Учитель: Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную – на векá.

Задание 2. Ученик,играющий на уроке роль царя, Ивана Грозного, переводит на современный русский язык высказывание из Никоновской летописи.

В Никоновской летописи о возведении каменного Покровского собора сказано так: “Тоя же осени, месеяца охтября, благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Василиевич всея Руси повеле поставити храмъ пречистей Царицы Богородици честнага и славнага ея Покрова с приделы о Казаньской победе.”

Задание № 2. Команды составляют на компьютерах план собора из предложенных пазлов. В качестве наглядного пособия для строительства используется план Собора Василия Блаженного, выведенный на интерактивную доску.

Пазлы, из которых ученики собирают план Собора, в Приложении 3.

Учитель: Так возник возле Кремля архитектурный ансамбль из восьми деревянных церквей. Восточный храм освящен во имя святой Троицы, ибо в честь “святой живоначальной Троицы” была освящена покоренная Казань. Четыре придела освящены в честь святых, на дни памяти которых приходились основные события Казанского похода: Киприана и Устиньи (праздновался 2 октября – день взятия Казани), Григория “Великия Армении” (в день его памяти 30 сентября была одержана “Арская победа” – одна из основных в Казанском походе), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа была одержана победа над войском Епанчи), Трех Патриархов Александра, Иоанна и Павла Нового (день памяти также 30 августа). Остальные приделы посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим.

Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную – на векá. Создание девятого престола до сих пор остается загадкой. Нужен ли девятый престол? Если нужен, то для чего?

Давайте попытаемся научно обосновать. Вспомним геометрию. Посмотрите, пожалуйста, еще раз на план Покровского собора и попробуйте ответить на вопросы:

1. Если соединить отрезками церкви, изображенные на схеме, какую геометрическую фигуру будет напоминать план?

Ответ учащихся: квадрат.

2. На какие фигуры можно разделить квадрат, если соединить отрезком его две противоположные вершины?

Ответ учащихся: Два треугольника.

3. Является ли треугольник жесткой фигурой?

Ответ учащихся :Да.

4. Как квадрат сделать жесткой фигурой?

Ответ учащихся: разделить его на треугольники.

5. Как вы думаете, что предприняли бы зодчие, выполняя заказ Ивана Грозного на строительство собора на века, как величие государства Российского? Оставили бы они собор в первоначальном виде с 8 церквами?

Ответ учащихся: Они бы придали собору устойчивость, разделив его основание на треугольники, в сумме составляющие квадрат, четыре равные стороны которого символизируют четыре стороны света.

6. Что им нужно было сделать для этого?

Ответ учащихся: Построить в центре еще один престол, то есть девятую церковь.

Учитель: Чтобы построить девятую церковь, зодчие пошли на хитрость, убедив царя построить престол, похожий на главный храм в Коломенском, где родился Иван Грозный.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском.

План Покровского собора с девятым престолом в центре.

Некоторое время центральный престол назывался безымянным и только 1 октября 1568 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы освятили 9 престол, после чего архитектурный ансамбль стали именовать Покровским.

В первозданном виде собор простоял до 1588 года, когда в северо-восточном углу была сооружена десятая церковь в память о Василии – святом Земли русской, поэтому собор получил второе название – Василия Блаженного

Ребята, сегодня на уроке мы поучаствовали в военных походах с войсками Ивана Грозного, вместе с зодчими Покровского собора решили архитектурную задачу, раскрыли тайну 9 престола– уникального памятника архитектуры 16 века– Покровского Собора, который был свидетелем событий в истории нашего государства, храм, который пытался сжечь Наполеон и хотели рарушить в сталинскую эпоху, воистину построенный на века, сохранился до наших дней, символизируя силу, мощь и непобедимость Земли Русской. (Звучит звон колоколов, Приложение 5.)

Домашнее задание: параграф 8, ответить письменно на вопрос: “Почему в России по случаю грандиозных побед строили храмы?”

Приложение 6.