Урок физики по теме "Давление. Единицы давления"

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательная цель – сформировать представление учащихся о давлении, ввести единицы измерения давления, выяснить способы уменьшения и увеличения давления твердых тел, научиться решать задачи с использованием формулы давления твердых тел.

Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательная цель – воспитание познавательного интереса к новым знаниям, воспитание культуры логического мышления.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

  • В результате чего может измениться скорость тела?
  • Что такое сила и чем она характеризуется?
  • Какие силы мы изучили?
  • В каких единицах измеряется сила?
  • Как называется прибор для измерения силы?

Мотивация к учебной деятельности.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом:

Почему игла легко насквозь пронизывает предмет насквозь?

Почему продукты легче резать острым ножом?

По болоту прошли человек и лось. Чьи следы глубже?

Можете ли вы ответить на все эти вопросы?

Сформулируйте тему и цель нашего урока.

Формулировка темы и цели урока.

Дети формулируют тему урока: “Давление”

Зная основные характеристики физических величин, сформулируйте цель урока, касающиеся изучения давления.

Дети формулируют цель урока.

Познакомиться с понятием давления, узнать от чего оно зависит и в каких единицах измеряется.

Открытие новых знаний.

Проведем экспериментальное исследование.

Работа в группах

1-я группа: Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями шляпками в песок в зависимости от массы груза. Оборудование: аквариум с песком, доска с вбитыми гвоздями, гири. Ответьте на вопросы.

Какова цель исследования?

  • Изменяется ли сила, с которой доска давит на песок при изменении массы груза?
  • Как направлена эта сила по отношению к поверхности?
  • Как зависит глубина погружения гвоздей в песок от действующей силы?
  • Сделайте вывод.

2-я группа: Исследуйте глубину погружения доски с гвоздями острием в песок в зависимости от массы груза. Оборудование: аквариум с песком, доска с вбитыми гвоздями, гири. Ответьте на вопросы.

  • Какова цель исследования?
  • Изменяется ли сила, с которой доска давит на песок при изменении массы груза?
  • Как направлена эта сила по отношению к поверхности?
  • Как зависит глубина погружения гвоздей в песок от действующей силы?

Сделайте вывод.

Обобщим результаты исследования. От чего зависит результат действия тела на опору? Какова эта зависимость?

  1. От величины силы давления;
  2. От площади опоры.

Результат действующей силы зависит от величины этой силы, приходящейся на каждую единицу площади, т.е. от давления. Давайте познакомимся с новым понятием.

Дети самостоятельно заполняют таблицу.

Задание. Ответы учеников.
Формула давления.  
Определение давления.  
Что принято за единицу измерения в системе интернациональности.  
Другие единицы измерения.  

Давайте проверим правильность заполненной таблицы.

Теперь давайте вернемся к вопросам в начале урока. Обоснуем свою точку зрения при помощи нового понятия “Давление”.

Закрепление учебного материала.

1. Какое давление оказывает мальчик массой 45кг, стоящий на лыжах. Если площадь обоих лыж 60см2?
2. С какой слой трактор давит на землю, если опорная площадь его гусениц 3м2 и он оказывает давление 30кПа?
3. Разведчик должен пересечь реку по тонкому льду. Придумайте устройство, уменьшающее риск такой переправы.

Контроль знаний.

1-й вариант.

1. Физическая величина, имеющая размерность паскаль, называют:

  1. Сила.
  2. Масса.
  3. Давление.
  4. Плотность.

2. Если силу давления увеличили в 2 раза. Как изменится давление?

  1. Уменьшится в 2 раза.
  2. Останется прежним.
  3. Увеличится в 4 раза.
  4. Увеличится в 2 раза.

3. Какое давление на пол оказывает ковер весом 100Н, площадью 5м2?

2-й вариант.

1. Как изменится давление, если площадь поверхности увеличить в 2 раза?

  1. Уменьшится в 2 раза.
  2. Увеличится в 2 раза.
  3. Не изменится.
  4. Уменьшится в 0.5 раза.

2. Почему санки для катания по снегу должны иметь широкие полозья, чем для катания по льду?

  1. Чтобы увеличить давление.
  2. Чтобы не оказывать давление.
  3. Чтобы увеличить площадь.
  4. Чтобы уменьшить давление.

3. Какое давление на землю оказывает трактор весом 90кН, если площадь его гусениц 2м2?

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал____________

Мне запомнилось больше всего___________

Какие задания заинтересовали____________

Домашнее задание.

  1. Подобрать пословицы про давление.
  2. Домашняя лабораторная работа: вычислить какое давление вы оказываете на землю.