Конкурсно-развлекательная программа по русскому языку и чтению для учащихся 5–8-х классов коррекционной школы VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • повышение интереса к русскому языку через использование занимательного материала,
  • проверить, уточнить и расширить знания учащихся по предмету,
  • формировать умение творчески применять имеющиеся знания, развивать чувство слова,
  • воспитывать коллективизм, мотивацию к учению.

Задачи: развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся; совершенствовать умения работать в группах; воспитывать уважительное отношение к русскому языку и чтению.

Ход занятия

1. "Путаница".

- Подберите каждому автору название произведения, которое он действительно написал:

А.С.Пушкин "Кавказский пленник"

М.Ю.Лермонтов "Хамелеон"

И.А.Крылов "Бородино"

Н.А.Некрасов "Волк и журавль"

Л.Н.Толстой "Зимний вечер"

А.П.Чехов "Генерал Топтыгин"

2. "Доскажи словечко"

- Доскажите последнее слово в строке:

а) Поздняя осень. Грачи ...(улетели),
Лес обнажился, поля ...(опустели),
Только не сжата полоска ... (одна).
Грустную думу наводит ...(она).

б) Буря мглою небо ...(кроет),
Вихри снежные ...(крутя);
То, как зверь, она ...(завоет),
То заплачет, как ...(дитя).

3. "Ответить на вопросы"

Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)

В каком слове сорок гласных? (Сорока)

Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)

Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на тридцать три буквы? (Алфавит)

Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы)

Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (Изменить слово голова по падежам)

Какую ноту кладут в суп? (Соль)

4. "Письмо от героя".

- Отгадайте, кто сказал эти слова.

а)

Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем, иль худо?
И какое в свете чудо? (Царь Салтан, "Сказа о царе Салтане").

б) Нет, не пойду я за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко, сам летаешь худо и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый! (Цапля, "Журавль и цапля").

в) Днем я по аулу хожу или рукодельничаю, а как ночь придет, затихнет в ауле, так я у себя в сарае копаю. (Жилин, "Кавказский пленник").

г) Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. На счет дров с Митрий Митричем, и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек, который работающий...Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят. (Хрюкин, "Хамелеон").

д) Мне хотелось, чтобы он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди и мы вместе заплакали бы о нашей общей утрате. (Вася, "Дети подземелья").

е) Я еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидел в сарае и считал дни, когда придет письмо, или спал. (Костылин, "Кавказский пленник").

5. "Кто быстрей"

- Составит пословицу из слов: лучшее, вот, учение, чтение.

6. "Зашифрованное слово".

- Прочитайте слово, расставив буквы по номерам (внизу).

М Л З П Д Ь О Е

6 8 4 1 3 9 2 5 7 10

7. "Отгадай загадки"

1. На крохотное ушко
Похожа завитушка
Велит нам постоять чуть - чуть
И отправляться дальше в путь.

2. Без крыльев, а летит
Без языка, а говорит.

3. То я в клетку, то в линейку -
Написать по ним сумей - ка
Можешь и нарисовать,
Называюсь я...

4. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.

8. "Реши кроссворд"

  • как называются одним словом а, б, е, ж?
  • служебная часть речи?
  • единственное и множественное?
  • фонетический, морфологический, синтаксический ....?
  • мужской, женский, средний...?
  • небо, солнце, лед, пришел - все это....?
  • знак препинания в конце предложения?

9. Конкурс телефонистов.

Команда встает в линейку. Ведущий сообщает скороговорку на ухо ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последний, стоящий в ряду должен сказать переданную скороговорку.

- У ежа - ежата, у ужа - ужата.

- Жутко жуку жить на суку.

10. Конкурс "Разыграй пословицу"

- Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

- сколько волка не корми, все равно в лес смотрит.

- ученье- свет, неученье - тьма.

Подведение итогов.