Музыкальный вечер "Романса звук прелестный…"

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.

Романс:Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения романса и развитием этого музыкального жанра в России.

Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Слово "романс" происходит от испанского "романсе", то есть исполняемый на "романском" языке

Потому произведение, написанное на романском языке, называли романом, а стихотворения, положенные на музыку - романсами.

Романс - это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.

В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине - словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

В 1 половине 19 века начинается расцвет классической русской музыки. Романсовое творчество композиторов первого десятилетия 19 века сложилось на основе народных, крестьянских и городских песен. Именно в романсе формировались особенности русского музыкального языка, национального музыкального стиля. Развитие романса тесно связано с расцветом русской поэзии в Пушкинскую эпоху и творчеством Жуковского, Вяземского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова и др. поэтов. На их стихи писали свои романсы Козловский, Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилев, Глинка и Даргомыжский. В их творчестве сложились основные жанры русского романса.

Это лирический романс, самый распространенный в то время, русская песня, возникшая как подражание народной музыке, элегия - лирико-философское размышление, романтическая баллада, создателем которой в России является Верстовский. Застольная песня, родившаяся из маршевых и походных сцен и воспевавшая свободу, патриотизм, лирические романсы о дальних странах, в которых возникали романтические образы Испании, Италии, Кавказа, а также романсы в ритмах вальса, мазурки, болеро и др. танцев.

Происходит формирование неповторимо своеобразного русского вокального стиля, в котором соединились интонации и традиции народного пения с особенностями итальянской вокальной культуры Бельканто. Каждый романс создает свой индивидуальный легко запоминающийся образ, затрагивая самые чувствительные струны в сердце слушателя.

Особая черта русского романса - задушевность идущая от искренности, сопереживания автора своему лирическому герою и от свойств русской души.

Существенно обогатил и развил традиции русского романса композитор Александр Александрович Алябьев. Он родился 15 августа 1787 года в городе Тобольске в семье губернатора. Счастливое детство в уютном дворянском доме не предвещало будущих жизненных гроз - получил прекрасное домашнее образование, слышал множество народных песен. С 1804 года Алябьевы живут в Москве, где выходят в свет первые сочинения будущего композитора.

Офицер, участник Отечественной войны 1812 года, выйдя в отставку поселился в Москве, где уже навсегда посвящает себя музыке. Им написано 150 романсов.

Он стоял у истоков формирования русского романса как жанра, он был одним из тех, кто понимал, что доступность в исполнении этого жанра, на бытовом салонном уровне, задевая личные струны души слушателей и исполнителей, формирует любовь к отечественному песенному стилю.

Среди своих современников он выделяется редкой разносторонней одаренностью, яркой индивидуальностью стиля.

Вокальная лирика в музыкальном наследии Алябьева бесспорно занимает первое место. Среди его произведений есть и "русские песни" баллады ("Два ворона"), лирические романсы ("Соловей", "Я вижу образ твой", "Тайна", "Если жизнь тебя обманет"),. В своих романсах он вложил лучшие думы, мечты и стремления своих современников. В основу его произведений положены стихотворения Пушкина, Дельвига, Жуковского, Языкова, Огарева.

Одним из первых композиторов, обратившихся к пушкинской поэзии, был композитор А.А. Алябьев. Поэзия Пушкина вдохновляла его на протяжении всей жизни. На склоне лет, в конце 40-х годов вернувшись в Москву, Алябьев завершает пушкинский цикл романсом "Я разлюбил свои желанья..." Всего на тексты Пушкина Алябьев написал 22 романса.

В числе лучших его романсов на слова поэта нужно назвать одно из известных произведений "Зимняя дорога", где с большой глубиной и поэтичностью раскрываются образы зимней русской природы, настроения одиночества и сосредоточенного раздумья. Жалобные, постепенно затихающие переливы колокольчика рисуют картину безлюдной, холодной равнины и одинокой тройки, затерявшейся в снежных сугробах.

Итак, в исполнении Лепаловской Натальи Степановны и концертмейстера: ученицы 7 класса Ряхиной Юли, мы услышим романс "Зимняя дорога".

Яркое явление в русской камерной вокальной музыке - это творчество Александра Егоровича Варламова. Родился в 1801 году в семье скромного чиновника. С детства проявлял стремления к музыке: играть на гитаре, вилончели и фортепиано, выучился самостоятельно. Был воспитанником в Придворной певческой капелле в Петербурге, после чего сам обучал уже певчих - в Голландии. Расцвет творчества композитора наступил в Москве, где он успел опубликовать большинство своих вокальных произведений, завоевать славу композитора, певца - исполнителя и педагога.

Основная сфера творчества Варламова - вокальная лирика, основные жанры - романс и "русская песня". В вокальной лирике выразились лучшие черты дарования Варламова: народность и национальная характерность его музыки, ясность и простота стиля.

Творчество Варламова вокально по своей природе. Важнейшим средством выражения у него служит мелодия, всегда ясная и пластичная, обладающая напевностью.

Варламову принадлежит около 200 романсов и песен. Почти все они написаны на слова русских поэтов-современников, иногда на собственные тексты. В числе его любимых поэтов нужно назвать: Лермонтова, Фета, Плещеева, Кольцова, Цыганова.

Так, в романсах композитор развивает традиционные для того времени жанры элегии, баркаролы, баллады, порой поддаваясь влиянию итальянской оперной кантилены. Это романсы элегического типа( Одиночество, Воспоминание, Сомнение) и драматического типа (Грусть, Напоминание).

Типична для Варламова и светлая лирика природы. В числе самых привлекательных "пейзажных" романсов композитора и романс "Горные вершины" на стихи Лермонтова. Где чудесно передано настроение тихой, просветленной печали и ощущение глубокого покоя.

Осталось только услышать это замечательное произведение в исполнении Лепаловской Натальи Степановны, аккомпанирует ученица 7 класса Ряхина Юля. "Горные вершины".

Современник Варламова и его большой друг - Александр Львович Гурилев также предпочитал жанр русской песни и лирического романса. Он родился в 1803 году в Москве, в семье известного пианиста, композитора и дирижера Льва Гурилева, который был крепостным графа Орлова. В это время маленький Александр брал уроки фортепианной игры у знаменитого ирландского пианиста Дж. Филда. Только в 1831 году, после смерти старого графа Орлова - семья Гурилева получила вольную. И с этого времени начинается композиторская деятельность Ал. Львовича. Кроме того, он много выступает как пианист, преподает пение и фортепиано.

Композиторской наследие Гурилева составляют многочисленные романсы, обработки русских народных песен. При этом главной сферой творчества являются вокальные сочинения. Излюбленными вокальными жанрами композитора были элегический романс и популярные тогда романсы в стиле "Русской песни". В обоих жанрах преобладают мотивы неразделенной или утраченной любви, томления одиночества, стремления к счастью, грустные размышления о женской доле.

Большое влияние на формирование вокального стиля Гурилева оказало творчество его замечательного современника и друга - Варламова. В то же время сочинения Гурилева обладают своими особенными чертами. Их отличает преимущественная элегичность, печальная созерцательность. Таковы романсы: "Разлука", "Черный локон", "Вам не понять моей печали", "Внутренняя музыка".

И одним из таковых является романс "Сердце-игрушка", в исполнении Мезениной Вероники, ученица 7 класса, конц. Марцинчик С.Ф.

С традицией бытового музицирования тесно связаны "русские песни" Гурилева, распространенные в народном быту. В них господствует характерный для композитора круг лирико-элегических образов, задумчивых, созерцательных настроений. Русские песни Гурилева еще более приближаются к типу бытового романса. При всей лиричности, они отличаются ритмической собранностью, жанровой определенностью. Мелодика их чаще всего укладывается в ритм плавного, неторопливого вальса, простой аккомпанемент подчеркивает мерную трехдольность движения. Вальсовость - едва ли не главный отличительный признак "русских песен" Гурилева, в которых слух всегда ощущает пластическую грацию танца. Плавность вальсового движения в сочетании с русскими песенными интонациями придает песням Гурилева особый оттенок мягкой чувствительности. Так, мелодия песня "Домик-крошечка" написана в характере задорного игрового вальса.

А услышим, мы ее в исполнении ученицы 3 курса - Суконниковой Любы, конц. Гиззатуллина Н.Г.

Настроения безысходной грусти, отчаянного порыва к счастью, отличающего творчества Гурилева, были созвучны настроениям многих людей начала 19 века. Одним из самых талантливых их выразителей был Лермонтов. И не случайно Гурилев явился одним их первых и наиболее чутких интерпретаторов его поэзии. До наших дней не утратили своего художественного значения лермонтавские романсы Гурилева "И скучно, и грустно", "Оправдание", "В минуту жизни трудную".

Важным в творчестве Гурилева также были сочинения песен на слова известных поэтов Кольцова, Грекова, Макарова, Цыганова и других. В них нашли отражение типичные для композитора скорбные настроения, мягкий и задушевный лиризм, мечты о счастье - таковы гл. мотивы этих песен. Самыми популярными из них были "Колокольчик", "Вьется ласточка сизокрылая", "Матушка-голубушка".

Глубоко волновала композитора, и тема женской доли. К образам русских девушек, то задумчивых и печальных, то грациозно-кокетливых, он обращался постоянно. Именно эта сфера женственности как нельзя более отвечала тонкой и нежной манере письма Гурилева. Эта тема присутствует в таких песнях, как "Гаданье", "Грусть девушки", "Кто слезы льет", ну и в самой известной песне "Отгадай, моя родная".

На сцену приглашается Новоселова Полина, в исполнении которой, мы услышим этот романс.

Романсы Гурилева были любимы и певаемы при его жизни всеми сословиями. Любимы и певаемы они и по сей день. Ибо главная отличительная их черта - песенность, задушевность.

Сейчас, прозвучит не менее известный романс Гурилева "Сарафанчик"

Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться к голосу сегодняшнего дня, к могучему потоку звуковых впечатлений, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает все больше и больше молодых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих и прекрасных чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

Дорогие друзья! Наш вечер подошёл к концу. Мы прощаемся с вами. До новых встреч с русским романсом. До новых встреч, друзья!