Викторина по сложным словам (для коррекционных школ)

Разделы: Русский язык


Цель: закрепить полученные знания по образованию, правописанию сложных слов.

Задачи:

  • Образовательные: упражнять в образовании сложных слов, учить выделять корни в сложных словах и находить соединительную гласную, отличать сложные слова от других слов, употреблять их в речи.
  • Коррекционные: развивать внимание, память, мышление, расширять словарный запас, корригировать эмоциональную сферу.
  • Воспитательные: воспитывать желание учиться, интерес к русскому языку, положительные качества личности.

Ход урока

Деятельность учителя. Деятельность учеников.
1. Организационный момент. Сегодня мы с вами проведём заключительный урок по сложным словам.

Пройдёт он в форме викторины.

2. Актуализация знаний.

В русском языке очень много сложных слов, многие из них вы уже знаете. Давайте подумаем, когда мы употребляем сложные слова?

Молодцы, вы всё правильно назвали. Действительно, сложными словами описываются человеческие качества и состояния, явления природы, предметы техники, быта, названия профессий и многое другое. А ведь вы люди образованные, ваша речь должна быть правильной, красивой, чёткой, поэтому без сложных слов вам не обойтись.

Ученики настраиваются на рабочий лад.

;

;

Ученики вспоминают, в каких сферах жизни употребляются сложные слова.

;

А сейчас разминка. (Презентация. Слайд 2)

Вставьте пропущенные соединительные гласные в сложные слова.

Внимательно посмотрите на слайд 3 и проверьте, правильно ли вы написали соединительную гласную.

Давайте ещё раз вспомним написание соединительных гласных. (Слайд 4).

Выполняют задание.

Проверяют выполненное упражнение.

Вспоминают правило написания соединительных гласных.

3. Обобщение знаний.

А сейчас первое задание викторины. За правильный ответ вы будете получать фишки, в конце урока по количеству набранных фишек мы определим победителя.
Удачи вам!

Слушают учителя.
Вопрос на слайде 5.

Слайд 6.

Молодцы! (двое правильно ответивших учеников получают фишки). От каких слов образовалось слово “самокат”, почему здесь соединительная гласная О?

Ответы детей.

;

Дети отвечают на вопросы.

Я вам немного расскажу про изобретателя самоката – это был интереснейший человек.

Отец Ефима был строителем барж, мальчик часто помогал отцу, они были крепостными.

С 14 лет он стал работать на заводе, где изготовляли металлические крепления. Расстояние от дома до работы было неблизким, видимо, поэтому у него возникла мысль изобрести средство передвижения. И он его изобрёл! Но … “ холоп Ефимка розгами бит за то, что в День Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном самокате по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились и увечья пешеходам чинили немалые”. Этот год и следует считать годом изобретения самоката – прототипа современного велосипеда. Вы видите на картинке изображение первого самоката.

Чем он отличается от современного велосипеда? Вот такие лишения приходилось, порой, терпеть самоучкам – изобретателям.

Слушают рассказ учителя.
Всё начиналось с самоката, а сколько теперь разных средств передвижения! (Слайд 7). На слайде вы видите их изображения. Я думаю, вам не составит труда добавить свои названия, но только, чтобы это были сложные слова. Кто больше всех придумает, тот обязательно получит фишку. Дети отвечают на вопросы, ответы записывают в тетрадь.
Слайды 8, 9, 10, 11. Продолжаем викторину. Вы видите на слайдах следующие вопросы. Устно отвечаем на них, а ответы записываем в тетрадь. Не забываем о правилах правописания сложных слов. Ученики, которые первыми дали правильный ответ, получают фишки.

На этом слайде (Слайд 12) выберите слово наиболее подходящее для ответа на вопрос.

Выбирают правильный вариант ответа.
Сверяют написанное.

Отвечают устно.

Слайд 13. Проверьте, правильно ли вы написали слова.

Как уже говорилось, без сложных слов в русском языке не обойтись, а для чего они нужны в нашей речи? Я думаю, если вы затрудняетесь ответить на вопрос, то после выполнения следующего задания, вы обязательно догадаетесь.

Сверяют написанное.

Слушают учителя.

;

Слайд 14. Вы должны назвать одним словом данные определения.

Догадались для чего нужны сложные слова?

Представьте, если бы мы говорили: “ Дай мне, пожалуйста, механизм, чтобы я выжал сок из апельсина”. А можно ли как-то сказать покороче? Верно:” Дай, пожалуйста, соковыжималку”.(Про “волшебное” слово мы, конечно, не забудем)

Так для чего нужны сложные слова?

Правильно, они делают нашу речь краткой.

Делают выводы.

;

;

Вы сегодня очень хорошо работаете на уроке, внимательно, без ошибок записываете сложные слова, наверное, глаза устали, поэтому нам необходимо выполнить гимнастику для глаз (слайд 15), чтобы оставаться такими же работоспособными до конца урока.

А сколько сложных слов встречается в природе! Сейчас вы запишите эти слова, выделите в них корень и подчеркнёте соединительную гласную. Кто сделает задание быстро и правильно, тот получит фишку (Слайды 16–20).

Следующее задание. Слайд 21. Вы должны из данных слов составить предложения, а затем разместить их в таком порядке, чтобы получился текст об осени.

Давайте посмотрим на слайд 22, в таком ли вы порядке расположили предложения.

Какие профессии людей названы в этом тексте? А какие ещё есть профессии людей, вы ответите, когда соберёте слова. Слайд 23.

Самые быстрые получают фишки!

Вместе с учителем выполняют гимнастику для глаз.

Записывают ответы в тетрадь, разбирают слова по составу.

Выполняют самостоятельно задание в тетради. Дети с низким уровнем вставляют соединительные гласные.

Сверяют написанное.

Называют профессии, соединяют сложные слова.

;

4. Подведение итога урока.

На слайде 24 вы видите блиц-вопросы, то есть ответы на них вы должны дать очень быстро, я думаю, что это не составит для вас большого труда. Не забывайте про фишки!

И последнее задание. Вы теперь знаете много сложных слов, будете употреблять их в речи, а сможете ли вы отличить сложные слова от других? Это я сейчас и проверю. Слайд 25.

Ребята, вы молодцы! Я хочу вам сегодня сказать много хороших слов. (Слайд 26). Скажите, пожалуйста, из каких двух слов образовались эти слова?

Важно ли быть всегда такими, чтобы в жизни многого добиться?

А теперь подсчитаем фишки и наградим победителей!

На слайде 27 вы видите домашнее задание, я думаю, вам будет интересно его выполнять.

Слайд 28. Рефлексия.

Отвечают на вопросы.

Работа с сигнальными карточками.

Ученики отвечают на вопросы, объясняют значения данных слов.

Подсчитывают фишки.

Читают задание на дом, записывают в дневник.

Продолжают предложения.

;

Приложение: презентация к уроку “Викторина по сложным словам”.